Кировский областной суд в составе:
судьи Степановой Е.А,
при секретаре Соловьевой Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Коммунэнерго" о признании недействующими Правила благоустройства Богородского муниципального образования Богородское городское поселение Богородского района Кировской области, утвержденных решением Богородской поселковой Думы Богородского района Кировской области четвертого созыва N16/96 от 27 февраля 2019 г. в части,
выслушав объяснения представителя административного истца открытого акционерного общества "Коммунэнерго" Тимофеева Д.И, представителя административного ответчика Представительного органа Богородского городского округа Кировской области и заинтересованного лица администрации Богородского городского поселения Богородского района Кировской области Анисимовой М.И, заключение прокурора Кировской областной прокуратуры Наймушина А.Л,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Коммунэнерго" (далее - ОАО "Коммунэнерго") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня вступления в законную силу решения суда Правила благоустройства Богородского муниципального образования Богородское городское поселение Богородского района Кировской области, утвержденных решением Богородской поселковой Думы Богородского района Кировской области четвертого созыва N16/96 от 27 февраля 2019 г. в части подпункта 3.6.3.4. пункта 3.6.3, пункта 7.4, абзаца 3 пункта 7.6, пункта 7.8.
В обоснование требований указав, что решением Богородской поселковой Думы Богородского района Кировской области четвертого созыва N16/96 от 27 февраля 2019 г. утверждены Правила благоустройства Богородского муниципального образования Богородское городское поселение Богородского района Кировской области (далее - Правила благоустройства). Решение опубликовано 28 февраля 2019 г.
Согласно подпункту 3.6.3.4. пункта 3.6.3. Правил благоустройства ответственными за содержание и уборку закрепленных территорий, зданий, сооружений, малых архитектурных форм являются субъекты благоустройства в соответствии с настоящими Правилами, в том числе: в охранных зонах на участке линий электропередач, на участках теплотрасс, воздушных линий электропередач, кабелей, газопроводов и других инженерных сетей - владельцы этих сооружений. В соответствии с абзацем 6 пункта 7.4. Правил благоустройства ответственность за сохранность зеленых насаждений и надлежащий уход за ними в соответствии с правилами агротехники возлагается: в охранных зонах наземных коммуникаций, в том числе электрических сетей, сетей освещения, радиолиний, - на владельцев указанных коммуникаций.
ОАО "Коммунэнерго", являясь сетевой организацией, осуществляющей передачу электрической энергии, в том числе на территории Богородского городского поселения Кировской области, полагает, что подпункт 3.6.3.4. пункта 3.6.3, абзац 6 пункта 7.4. Правил благоустройства противоречит положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 40, 41 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также положениям Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Кроме того, абзац 3 пункта 7.6. Правил благоустройства предусматривает, что на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, запрещается осуществлять вырубку деревьев и кустарников без полученного в установленном порядке порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников, уничтожать газоны и цветники. В силу пункта 7.8. Правил благоустройства снос и (или) пересадка зеленых насаждений производятся после получения порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников.
Административный истец полагает, что абзац 3 пункта 7.6, пункт 7.8. Правил благоустройства противоречит пунктам 21-24 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее - Правила установления охранных зон).
Оспариваемое решение в указанной части нарушает права административного истца, поскольку на ОАО "Коммунэнерго" как сетевую организацию возложены обязанности, присущие собственнику или иному владельцу земельного участка, Правила благоустройства возлагают на административного истца значительно более широкий круг обязанностей, которые касаются содержания, ухода и уборки за территорией и земельными насаждениями в границах охранных зон, а также дополнительную обязанность по получению порубочного билета.
Определением Кировского областного суда от 11 октября 2019 г. произведена замена административного ответчика в порядке правопреемства по административному делу с Богородской поселковой Думы Богородского района Кировской области на Представительный орган Богородского городского округа Кировской области.
Представитель административного истца ОАО "Коммунэнерго" Тимофеев Д.И. в судебном заседании подтвердил изложенное в административном исковом заявлении, поддержал заявленные требования. Дополнительно пояснил, что административным истцом не оспаривается соблюдение порядка принятия нормативного правового акта.
Представитель административного ответчика Представительного органа Богородского городского округа Кировской области Анисимова М.И, являясь также представителем заинтересованного лица администрации Богородского городского поселения Богородского района Кировской области, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, выразила несогласие с изложенными доводами в письменных возражениях, указав следующее:
Оспариваемое решение принято в пределах полномочий, представленных Богородской поселковой Думе Богородского района Кировской области, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. В сфере отношений, регулируемых Правилами благоустройства, владельцы сооружений (коммуникаций) выступают как хозяйствующие субъекты, участники деятельности по благоустройству. Закрепление обжалуемых административным истцом положений в Правилах благоустройства не ущемляет и не ограничивает права сетевых организаций, напротив, предоставляет сетевой организации возможность осуществлять в отношении подконтрольной территории, к которой относятся и охранные зоны, мероприятия по их благоустройству в пределах, установленных для данных организаций федеральными нормативно-правовыми актами.
Суд, заслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора Наймушина А.Л, полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в части признания недействующими со дня вступления в законную силу решения суда подпункта 3.6.3.4. пункта 3.6.3, пункта 7.4. Правил благоустройства, а также частичному удовлетворению в части признания недействующими со дня вступления в законную силу решения суда абзаца 3 пункта 7.6, пункта 7.8. Правил благоустройства, изучив представленные материалы, приходит к следующему.
Положениями части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В части 8 статьи 213 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из указанного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному кодексу, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N131-ФЗ), устанавливая в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения и их дифференциацию по видам муниципальных образований.
Так, вопросы местного значения городского поселения указаны в статье 14 Закона N131-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Закона N131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся: утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, решением Богородской поселковой Думы Богородского района Кировской области четвертого созыва N16/96 от 27 февраля 2019 г. утверждены Правила благоустройства Богородского муниципального образования Богородское городское поселение Богородского района Кировской области (далее - Правила благоустройства).
В соответствии с частью 5 статьи 28 Закона N131-ФЗ по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 25 статьи 5.1 ГрК РФ срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам правил благоустройства территорий со дня опубликования оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
В соответствии с Положением о публичных слушаниях в Богородском городском поселении, утвержденном решением Богородской поселковой Думы от 8 ноября 2005 г. N1/6, на основании постановления администрации Богородского городского поселения от 7 февраля 2019 г. N5 "О назначении публичных слушаний", опубликованном в информационном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования Богородское городское поселение Богородского района Кировской области N16/1 от 7 февраля 2019 г. и на официальном сайте органов местного самоуправления Богородского района www.munbog.ru 8 февраля 2019 г, 18 февраля 2019 г. проведены публичные слушания по проекту решения Богородской поселковой Думы.
Оповещение о начале публичных слушаний и размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, произведены на официальном сайте органов местного самоуправления Богородского района www.munbog.ru 8 февраля 2019 г.
Согласно протокола публичных слушаний участники пришли к выводу рекомендовать рассмотреть с учетом результатов публичных слушаний проект решения на ближайшем заседании Богородской поселковой Думы.
Протокол публичных слушаний и итоговый документ публичных слушаний размещены (опубликованы) на официальном сайте органов местного самоуправления Богородского района www.munbog.ru 21 февраля 2019 г.
Исходя из вышеизложенного, срок проведения публичных слушаний по проекту правил благоустройства территорий со дня опубликования оповещения о начале публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний составил есть менее одного месяца, в нарушение части 25 статьи 5.1 ГрК РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.
Вместе с тем, суд принимает во внимание, что само по себе нарушение порядка принятия правового акта не является безусловным основанием для признания его недействующим. Нормативный правовой акт может быть признан недействующим только в случае существенных нарушений порядка его принятия, к которым могут быть отнесены непроведение публичных слушаний, существенные нарушения в процедуре их проведения, повлекшие сомнения в результатах публичных слушаний. Таких нарушений при принятии Богородской поселковой Думой оспариваемого решения допущено не было. Из материалов дела не следует, что сокращение срока проведения публичных слушаний повлияло на их результаты, зафиксированные в итоговом документе. Не привел таковых доводов и административный истец, указавший на неучастие в публичных слушаниях.
Форма оспариваемого акта соответствует пункту 1 статьи 24 Устава Богородского городского поселения Богородского района Кировской области, утвержденного решением Богородской поселковой Думы Богородского района Кировской области от 10 июля 2008 г. N8/51 "О принятии Устава Богородского городского поселения Богородского района Кировской области" (далее - Устав), предусматривающего, принятие Думой правовых актов в форме решений.
Согласно пункту 3 статьи 7 Устава муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования или обнародования. Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в официальном издании поселения, учрежденном поселковой Думой.
Решение Богородской поселковой Думы Богородского района Кировской области четвертого созыва N16/96 от 27 февраля 2019 г. опубликовано в информационном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования Богородское городское поселение Богородского района Кировской области N16/2 от 28 февраля 2019 г. и на официальном сайте органов местного самоуправления Богородского района www.munbog.ru 28 февраля 2019 г, являющихся источниками официального опубликования нормативных правовых актов.
Таким образом, оспариваемое решение принято по итогам заседания Богородской поселковой Думы, с соблюдением формы принятия нормативного правового акта и порядка введения его в действие, в установленном порядке опубликовано.
Указанное обстоятельство административным истцом не оспаривается.
В соответствии с пунктом 28 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. При этом следует иметь в виду, что законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне.
Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на предмет принятия его в рамках предоставленных полномочий, а также на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно подпункту 3.6.3.4. пункта 3.6.3. Правил благоустройства ответственными за содержание и уборку закрепленных территорий, зданий, сооружений, малых архитектурных форм являются субъекты благоустройства в соответствии с настоящими Правилами, в том числе: в охранных зонах на участке линий электропередач, на участках теплотрасс, воздушных линий электропередач, кабелей, газопроводов и других инженерных сетей - владельцы этих сооружений.
В соответствии с абзацем 6 пункта 7.4. Правил благоустройства ответственность за сохранность зеленых насаждений и надлежащий уход за ними в соответствии с правилами агротехники возлагается: в охранных зонах наземных коммуникаций, в том числе электрических сетей, сетей освещения, радиолиний, - на владельцев указанных коммуникаций.
Согласно подпункту 3.6.3.4. пункта 3.6.3. Правил благоустройства ответственными за содержание и уборку закрепленных территорий, зданий, сооружений, малых архитектурных форм являются субъекты благоустройства в соответствии с настоящими Правилами, в том числе: в охранных зонах на участке линий электропередач, на участках теплотрасс, воздушных линий электропередач, кабелей, газопроводов и других инженерных сетей - владельцы этих сооружений.
В соответствии с абзацем 6 пункта 7.4. Правил благоустройства ответственность за сохранность зеленых насаждений и надлежащий уход за ними в соответствии с правилами агротехники возлагается: в охранных зонах наземных коммуникаций, в том числе электрических сетей, сетей освещения, радиолиний, - на владельцев указанных коммуникаций.
Согласно частями 1 и 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу частей 1 и 2 статьи 45 Закона N131-ФЗ Правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы:
1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями;
2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений;
3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ;
4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений;
5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями;
6) размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок;
7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм;
8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок;
9) обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения;
10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период;
11) организации стоков ливневых вод;
12) порядка проведения земляных работ;
13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;
14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;
15) праздничного оформления территории муниципального образования;
16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования;
17) осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.
ОАО "Коммунэнерго" является сетевой организацией, осуществляющей передачу электрической энергии, в том числе на территории Богородского городского поселения Кировской области.
Из текста оспариваемых норм Правил благоустройства усматривается, что в них возлагается обязанность по содержанию и уборке закрепленных территорий, зданий, сооружений, малых архитектурных форм в охранных зонах на участке линий электропередач, на участках теплотрасс, воздушных линий электропередач, кабелей, газопроводов и других инженерных сетей - на владельцев этих сооружений; ответственность за сохранность зеленых насаждений и надлежащий уход за ними в соответствии с правилами агротехники возлагается: в охранных зонах наземных коммуникация, в том числе электрических сетей, сетей освещения, радиолиний, - на владельцев указанных коммуникаций.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений пункта 1 статьи 2, пункта 1 статьи 3 ГК РФ порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 40, 41, 42 ЗК РФ правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
Вопросы содержания сетей электро, тепло и газоснабжения урегулированы на федеральном уровне.
Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденные приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 августа 1992 г. N197, содержат положения, обязывающие предприятия, в ведении которых находятся тепловые сети, независимо от их организационно-правовой формы, проводить мероприятия по охране тепловых сетей, за неисполнение которых может наступить ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Вопросы содержания газоснабжения урегулированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 г. N878, которым утверждены Правила охраны газораспределительных сетей.
Вопросы содержания сетей электроснабжения (линий электропередач) урегулированы на федеральном уровне Правилами установления охранных зон, указанных выше.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что полномочий для регулирования вопросов содержания в охранных зонах на участке линий электропередач, на участках теплотрасс, воздушных линий электропередач, газопроводов и других инженерных сетей у Богородской поселковой Думы не имелось, поскольку эти вопросы нашли свое разрешение на федеральном уровне.
Из взаимосвязи норм, предусмотренных статьей 210 ГК РФ, статей 40, 41, 42 ЗК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декаббря 2014 г. N1300 "Об утверждении перечня видом объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" следует, что заключение договора аренды между сетевой организацией и администрацией муниципального образования на земельные участки, по которым проходят линии электропередач, не требуется.
Принимая во внимание, что сетевая организация не является ни собственником, ни владельцем земельных участков муниципального образования, по территории которого проходят линии электропередач и иные инженерные сети, на сетевую организацию не может быть возложена обязанность по содержанию и уборке территории, ответственность за сохранность зеленых насаждений и надлежащий уход за ними в охранных зонах на участке линий электропередач как на владельца этих сооружений.
Утверждение Правил благоустройства территории городского округа относится в силу статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения. Однако возложение на владельца инженерных коммуникаций, не являющегося собственником земельного участка, на котором находятся эти коммуникации, обязанности по содержанию и уборке территории, ответственности за сохранность зеленых насаждений на не принадлежащем ему земельном участке, противоречит нормам федерального законодательства и не входит в компетенцию представительного органа муниципального образования.
Оценивая доводы административного ответчика о соответствии оспариваемой нормы Методическим рекомендациям для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных Приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. N 711/пр, суд приходит к следующему.
Действительно, в соответствии с пунктом 1.3 вышеназванных Методических рекомендаций для целей настоящих Методических рекомендаций к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе: технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны.
Вместе с тем, указанные Методические рекомендации к объектам благоустройства относят территорию технической зоны инженерных коммуникаций, понятие которой в указанных Методических рекомендациях не раскрывается, тогда как, предметом оспариваемого пункта Правил благоустройства является территория, в отношении которой установлены ограничения по использованию участков линий электропередач, инженерных коммуникаций, к которым в том числе относятся сети теплоснабжения, горячего водоснабжения, газопроводов, иных сетей, содержание которых урегулировано иными нормативными правовыми актами.
Учитывая изложенное, подпункт 3.6.3.4. пункта 3.6.3, абзац 6 пункта 7.4. Правил благоустройства Богородского муниципального образования Богородское городское поселение Богородского района Кировской области, утвержденных решением Богородской поселковой Думы Богородского района Кировской области четвертого созыва N16/96 от 27 февраля 2019 г, являются противоречащими нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения и имеющим большую юридическую силу.
При указанных обстоятельствах требования административного истца в указанной части подлежат удовлетворению.
В части оспаривания положений абзац 3 пункта 7.6, пункт 7.8. Правил благоустройства необходимо отметить, что вопросы вырубки зеленых насаждений и содержаний территорий в пределах охранной зоны линий электропередач также урегулированы на федеральном уровне вышеуказанными Правилами установления охранных зон.
В соответствии с положениями Правил установления охранных зон для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются: вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением (пункт 21 Правил); сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами; вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра (пункт 23 Правил); рубка деревьев в случаях, предусмотренных пунктами 21 и 23 настоящих Правил, осуществляется по мере необходимости без предварительного предоставления лесных участков (абзац 1 пункта 24 Правил).
В силу абзаца 2 пункта 24 Правил установления охранных зон рубка деревьев (кустарников и иных насаждений), не отнесенных к лесам, в случаях, предусмотренных пунктами 21 и 23 настоящих Правил, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
Порядок установления зон с особыми условиями использования территорий и условия их использования установлены главой 19 ЗК РФ.
Кроме того, абзац 3 пункта 7.6, пункт 7.8. Правил благоустройства не соответствуют принципам правовой определенности, так как ни один нормативный правовой акт ни на федеральном, ни на муниципальном уровне не регулируют порядок выдачи порубочных билетов, нормативно не закреплены полномочный орган и сроки разработки и принятия акта, регулирующего данный порядок.
Принимая во внимание, что вопросы вырубки (сноса) зеленых насаждений в пределах охранной зоны линий электропередач урегулированы на федеральном уровне и не входят в компетенцию представительного органа муниципального образования, требования административного истца о признании недействующими абзаца 3 пункта 7.6, пункта 7.8. Правил благоустройства Богородского муниципального образования Богородское городское поселение Богородского района Кировской области, утвержденных решением Богородской поселковой Думы Богородского района Кировской области четвертого созыва N16/96 от 27 февраля 2019 г, подлежат удовлетворению в той мере, в которой указанные нормы возлагают на сетевую организацию при обслуживании линий электропередач обязанность по получению в установленном порядке порубочного билета при необходимости вырубки (сноса) деревьев, кустарников в пределах охранных зон линий электропередач.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд полагает, что поскольку оспариваемые нормы Правил благоустройства применялись ранее и на их основании реализовывались права граждан и организаций, они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
В пункте 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться, в том числе, указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
На основании изложенного, решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном издании органов местного самоуправления муниципального образования Богородский городской округ Кировской области.
Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ с административного ответчика подлежат взысканию расходы административного истца по оплате государственной пошлины при обращении в суд, уплаченные в размере 4500 руб. по платежному поручению N10430 от 14 августа 2019 г.
Руководствуясь статьями 175, 177, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление открытого акционерного общества "Коммунэнерго" удовлетворить.
Признать недействующими подпункт 3.6.3.4. пункта 3.6.3, абзац 6 пункта 7.4. Правил благоустройства Богородского муниципального образования Богородское городское поселение Богородского района Кировской области, утвержденных решением Богородской поселковой Думы Богородского района Кировской области четвертого созыва N16/96 от 27 февраля 2019 г, со дня вступления решения суда в законную силу.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзац 3 пункта 7.6, пункт 7.8. Правил благоустройства Богородского муниципального образования Богородское городское поселение Богородского района Кировской области, утвержденных решением Богородской поселковой Думы Богородского района Кировской области четвертого созыва N16/96 от 27 февраля 2019 г, в той мере, в которой на сетевую организацию при обслуживании линий электропередач возложена обязанность по получению в установленном порядке порубочного билета при необходимости вырубки (сноса) деревьев, кустарников в пределах охранных зон линий электропередач.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в официальном издании органов местного самоуправления муниципального образования Богородский городской округ Кировской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Представительного органа Богородского городского округа Кировской области в пользу открытого акционерного общества "Коммунэнерго" государственную пошлину в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Кировский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья
Кировского областного суда Е.А. Степанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.