Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Кураксина А.С,
и судей - Пестрикова О.В. и Жидкова Т.Г,
при секретаре Боголеповой Л.С, рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении окружного военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части "ХХХ" "звание" ФИО 1 об оспаривании действий командира указанной воинской части, связанных с отказом в предоставлении дополнительных суток отдыха, по апелляционной жалобе административного истца на решение Краснореченского гарнизонного военного суда от 31 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Жидкова Т.Г, объяснения административного истца и его представителя ФИО 2, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда отказано в удовлетворении требований ФИО 1, который просил признать незаконным решение командира войсковой части "ХХХ" об отказе в предоставлении дополнительных суток отдыха за нахождение в служебной командировке в составе Совместных Миротворческих сил в Приднестровском регионе Республики Молдова в период с 21 ноября 2011 года по 31 июля 2013 года и обязать указанное должностное лицо предоставить ему таковые в количестве 392-х суток.
В апелляционной жалобе административный истец выражает несогласие с решением суда первой инстанции, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Автор жалобы полагает, что судом нарушены ст.ст. 176, 178, ч. 4 ст. 180 КАС РФ, а вывод суда о том, что дополнительные сутки отдыха не носят накопительный характер, а должны использоваться в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N1237 (далее - Положение), не соответствует установленным в ходе судебного разбирательства юридически значимым фактам, не основан на правовых нормах и противоречит заявленным им (ФИО 1) требованиям. Вопреки вышеуказанному выводу суда, на основании рапорта ФИО 1 от 21 марта 2019 года, последнему командиром войсковой части "ХХХ" были предоставлены дни основного и дополнительного отпусков за 2011-2018 гг.
ФИО 1 обращает внимание на то обстоятельство, что представителем административного ответчика в судебном заседании не приведены правовые нормы, согласно которым он утратил право на предоставление дополнительных суток отдыха.
Автор жалобы полагает, что при рассмотрении его административного искового заявления, суду надлежало руководствоваться Обзором судебной практики Военной коллегии Верховного Суда за второе полугодие 2002 года.
Далее ФИО 1 цитируя п. п. 1, 3 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. п. 1, 3, 5 Порядка учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (приложение N2 к Положению), приходит к выводу о том, что поскольку суммарное количество дней привлечения его к участию в миротворческой операции составило 589 дней, что подтверждено выпиской из журнала учета времени привлечения военнослужащих воинского контингента Миротворческих Сил РФ N N от 8 июля 2013 года, он имеет право на предоставление дополнительных дней отдыха в количестве 392 дней. Продолжительность компенсирующего отдыха, считает автор жалобы, вышеназванным Федеральным законом и Положением не ограничена, а сроки его предоставления строго не определены.
Кроме того, ФИО 1 отмечает, что установление законодателем права военнослужащего на присоединение по его желанию дополнительных суток отдыха к основному отпуску предполагает не только возможность использования этого отдыха совместно с отпуском в году его предоставления, но и раздельно, то есть и в другом году.
Также автор жалобы указывает на то, что в период с 29 ноября 2011 года по 9 июля 2013 года он находился в командировке, которая согласно приказу Министра обороны РФ от 10 ноября 1998 года N492 отнесена к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, а потому он имеет право на предоставление дополнительных суток отдыха, которые должны быть ему предоставлены вне зависимости от времени обращения к командованию.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 21 марта 2019 года ФИО 1 обратился с рапортом к командиру войсковой части "ХХХ" с просьбой предоставить ему дополнительные сутки отдыха за период с 20 сентября 2011 года по 24 июня 2013 года. В предоставлении ФИО 1 указанных суток отдыха административным ответчиком было отказано.
Условия возникновения у военнослужащих права на дополнительные сутки отдыха, а также порядок их предоставления установлены статьей 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение).
Согласно пункту 3 указанной статьи Федерального закона дополнительные сутки отдыха военнослужащему предоставляются за время его участия в мероприятиях, перечень которых определен руководителем федерального органа государственной власти, в котором предусмотрена военная служба, при проведении этих мероприятий, в случае необходимости, без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в таких мероприятиях, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха.
В пункте 5 Приложения N 2 к Положению указано, что дополнительные сутки отдыха, компенсирующие участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, предоставляются военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.
Из вышеизложенного следует, что предоставляемые военнослужащему дополнительные сутки отдыха не подлежат накопительному учету, о чем правильно в решении указал суд первой инстанции, в течение всего периода прохождения военной службы в целях одномоментного их предоставления в дальнейшем.
В соответствии с п. 14 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) в случае, когда основной отпуск за истекший год не был предоставлен военнослужащему в связи с болезнью или другими исключительными обстоятельствами, отпуск предоставляется военнослужащему в первом квартале следующего года.
Анализ указанных норм в их совокупности свидетельствует о том, что право на дополнительные дни отдыха реализуется ежегодно на основании волеизъявления военнослужащего и погашается по истечении установленного времени, не позднее которого должен быть предоставлен отпуск за прошедший год и, соответственно, дополнительные сутки отдыха.
Судебная коллегия считает, что ФИО 1 утратил право на дополнительные сутки отдыха за участие в 2011-2013 гг. в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени уже по истечении первого квартала 2014 года, так как оставшееся время для отдыха ему предоставлено фактически не было.
То обстоятельство, что административный ответчик в своем отказе сослался на недействующую в настоящий момент норму права, не влечет признание такого отказа в предоставлении ФИО 1 дополнительных суток отдыха незаконным, ввиду того, что последний право на эти сутки утратил по истечении первого квартала 2014 года.
То обстоятельство, что командир войсковой части "ХХХ" предоставлял ФИО 1 за прошедшие годы дополнительные сутки отдыха за период с 2011 по 2018 годы, вопреки доводам автора жалобы, на правильность выводов суда первой инстанции не влияет, поскольку эти действия предметом судебного разбирательства не были.
Доводы административного истца о том, что он ранее не мог воспользоваться дополнительными сутками отдыха по различным причинам, являются необоснованными, поскольку ему было известно о нарушении его прав, однако каких-либо действий в защиту своих прав им не предпринималось.
С учетом изложенного, не находя оснований для отмены или изменения решения суда, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Краснореченского гарнизонного военного суда от 31 июля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО 1 об оспаривании действий командира войсковой части "ХХХ", связанных с отказом в предоставлении дополнительных суток отдыха, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Согласовано для публикации
Судья Т.Г. Жидков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.