Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего
Кураксина А.С,
судей
Агапова А.А. и Пестрикова О.В,
при секретаре Бурдуковской А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части 42838 старшего лейтенанта Лапунова ФИО12 об оспаривании решения начальника ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России о снятии с жилищного учета, по апелляционной жалобе истца на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 29 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи Агапова А.А, объяснения представителя истца Винаркевича И.Р. в поддержку доводов апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика Будановой В.С, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда отказано в удовлетворении административного искового заявления Лапунова А.В, в котором он просил признать незаконным решение начальника ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России (далее ФГКУ "Востокрегионжилье") от 15 марта 2019 года N3553 о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.
В апелляционной жалобе Лапунов А.В. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении требований.
В обоснование своей просьбы автор жалобы указал, что постоянным жильем или жилищной субсидией за счет государства (военного ведомства) он не обеспечивался. В 2003 году ему и членам семьи по месту службы в Хабаровском районе предоставлялась служебная квартира. В связи с переводом в 2010 году к новому месту службы он снялся с регистрационного учета, освободил и фактически сдал данное жилье. Бывшая супруга с ее дочерью отказались переезжать, семейные отношения были прекращены. Выселить их он не мог, возможности распорядиться этим жилым помещением также не имелось. В 2011 году жилищный фонд военного городка передан в собственность муниципального образования, а в 2013 году решением суда на местный орган власти возложена обязанность заключить договор социального найма с его бывшей супругой.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", во взаимосвязи с п. 8 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054 (далее - Правила), право на жилищное обеспечение военнослужащих, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляется за счет государства один раз.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, положения п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющие условия для предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для военнослужащих, в том числе об однократном обеспечении их жильем и о необходимости представления документов об освобождении жилого помещения, основаны на вытекающем из Конституции России принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных указанным Федеральным законом (определение от 29 января 2015 года N 117-О).
Согласно разъяснениям законодательства, изложенным в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", в том случае, если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Из изложенного следует, что если военнослужащий (гражданин, уволенный с военной службы) утратил возможность сдать предоставленное военным ведомством жилое помещение, то он не может быть принят на жилищный учет и претендовать на повторное жилищное обеспечение.
Пунктом 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Минобороны России от 30 сентября 2010 года N 1280, определено, что военнослужащие в случае освобождения ими занимаемых жилых помещений, обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения данного жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению N10.
В соответствии с п. 1 Инструкции об оформлении, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений и справок о необеспеченности жилыми помещениями по месту прохождения военной службы, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 июля 2011 г. N 1133, справка о сдаче жилого помещения является документом, подтверждающим фактическое освобождение жилого помещения военнослужащим - гражданином Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и совместно проживающими с ним членами его семьи, в том числе бывшими.
При этом в силу п. 18 Инструкции, п. 8 Порядка организации деятельности по предоставлению военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 января 2016 г. N 20, с военнослужащим не может быть заключен договор социального найма либо выдано решение о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно до предоставления справки о сдачи жилого помещения.
Аналогичные, по своей сути, правила об обязательном представлении справки о сдаче жилого помещения содержались и в п. 40 ранее действовавшей Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Минобороны России от 15 февраля 2000 года N80.
Как разъяснено в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного и Семейного кодексов Российской Федерации (далее - ЖК РФ или СК РФ).
На основании ч. 1 ст. 33 СК РФ законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности, если брачным договором не установлено иное.
В соответствии со ст. 34 СК РФ и п. 1 ст. 256 ГК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
Подпунктами 2 и 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ установлено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; выявления сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.
Судом установлено, что в 2003 году истцу, заключившему первый контракт о прохождении службы до 1998 года, с супругой и ее дочерью КЭЧ района предоставлена служебная квартира по адресу: "адрес", р-н Им. Лазо, "адрес"-2, "адрес", общей площадью 46,7 кв.м.
В связи с переводом в апреле 2010 года к новому месту службы в г. Комсомольск-на-Амуре, Лапунов А.В. 21 мая 2010 года снялся регистрационного учета по указанному выше адресу.
При этом в квартире сохранили регистрацию и остались проживать члены его семьи.
Из изложенного следует, что истец названную выше квартиру в порядке, установленном приказом Минобороны России от 30 сентября 2010 года N 1280 (либо действовавшем ранее приказом от 15 февраля 2000 года N80) не сдал и не получил в уполномоченном жилищном органе справку о сдаче.
На основании распоряжения Правительства России от 17 марта 2010 года N349-р военный городок, на территории которого находится дом 68 по улице Авиаторов в указанном населенном пункте исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, после чего передан из ведения Минобороны России в собственность муниципального образования.
26 апреля 2013 года районным судом удовлетворен иск супруги истца Лапуновой О.В. о признании права пользования жилым помещением и понуждении органа муниципальной власти заключить договор социального найма, а 4 февраля 2014 года администрацией городского поселения "Рабочий поселок Переяславка" данное жилое помещение в порядке приватизации передано в собственность Лапуновой О.В.
15 марта 2019 года начальник ФГКУ "Востокрегионжилье" принял решение N3553 о снятии истца с жилищного учета в связи с обеспеченностью жилым помещением более установленной учетной нормы в п. Переяславка.
Одновременно в решении указано, что истец в момент приватизации спорной квартиры находился с бывшей супругой в браке, утратил возможность сдать ранее полученное жилье и не приобрел право на повторное получение жилого помещения.
Признавая оспоренное решение законным, суд первой инстанции исходил из того, что истец каких - либо мер по сдаче ранее полученного жилого помещения не принял и утратил возможность сдать его в установленном порядке.
Учитывая, что брак между истцом и Лапуновой О.В. расторгнут 5 июля 2016 года, оснований не согласиться с названными выводами судебная коллегия не усматривает.
Снявшись с регистрационного учета и выехав в другое место, истец по собственному усмотрению распорядился ранее предоставленным ему от Минобороны России жилым помещением, которое в феврале 2014 года в порядке приватизации передано в собственность его супруги.
Являясь нанимателем жилого помещения, Лапунов А.В. не только не сдал своевременно и в установленном порядке ранее полученное жилье, но и совершил действия, в результате которых утратил возможность выполнить эту обязанность.
Таким образом, основанием для принятия истица на жилищный учет могли послужить документально отраженные в справке по установленной форме действия по сдаче жилья после его освобождения всеми членами семьи, а не утверждения о прекращении договорных отношений в связи с фактической и юридической утратой им статуса нанимателя жилого помещения после перевода и выезда из жилого помещения, которые правового значения для рассматриваемого дела не имеют.
При таких данных Лапунов А.В. не приобрел право на повторное сверхнормативное предоставление жилищных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
С учетом вышеизложенного судебная коллегия не усматривает оснований для коррекции правильного по существу решения гарнизонного военного суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ч. 5 ст. 310 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 29 августа 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Лапунова ФИО12 о признании незаконным решения начальника ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России о снятии с жилищного учета, оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Согласовано для публикации
Судья А.А. Агапов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.