Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Кучина М.И,
судей Ишимова И.А, Турковой Г.Л,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Намазовой Еганы Ниязи кызы на решение Агаповского районного суда Челябинской области от 20 мая 2019 года.
Заслушав доклад судьи Кучина М.И. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Намазова Е.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий администрации Агаповского муниципального района Челябинской области по отказу в удовлетворении её заявления, изложенному в письме от 28 декабря 2018 года N1146, о возложении на орган местного самоуправления обязанности рассмотреть вопрос о внесении изменений в Правила землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) Первомайского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области в части исключения земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", из зоны С-2 "Сельскохозяйственная зона" и включении его в зону Ж-1 "Зона жилой застройки первого типа".
В обоснование указано, что предоставленный ей по договору аренды вышеуказанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 25 июля 2016 года с разрешенным видом использования "для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции". На этом земельной участке ею возведен жилой дом. Административным ответчиком ей было разъяснено, что для изменения вида разрешенного использования земельного участка необходимо внести изменения в ПЗЗ. На её обращение от 28 апреля 2018 года о внесении соответствующих изменений в ПЗЗ и выдаче разрешение на строительство дома был получен оспариваемый ответ N1146от 28 декабря 2018 года, который она считает незаконным.
В судебном заседании представитель административного истца Намазовой Е.Н. Аликулов Н.Е. заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика администрации Агаповского муниципального района Челябинской области Макарова Ю.А. против его удовлетворения возражала.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца Намазовой Е.Н.
Суд вынес решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе Намазова Е.Н. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении её требований. Полагает, что принятое судом решение не основано на письменных доказательствах. Собственник смежного земельного участка, на котором размещен животноводческий комплекс, к участию в деле не привлечен, его мнение судом не выяснено. Заявление Намазовой Е.Н. административным ответчиком полноценно не рассмотрено.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны и их представители, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании статьей 150, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений администрации Агаповского района на неё, проверив материалы дела в полном объеме, судебная коллегия не установилаоснований к отмене принятого по делу решения.
В соответствии со ст. 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) регламентированы основные принципы земельного законодательства, в том числе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиям законодательства.
Статья 7 ЗК РФ подразделяет земли на категории, предусматривая в пункте 2, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 8 ЗК РФ перевод земель - это установление порядка, условий, предела эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Осуществление перевода земель из одной категории в другую влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель (правил эксплуатации, гражданского оборота, охраны и т.д.), который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц, как непосредственных пользователей земельными участками, так и всех иных лиц. Изменение правового режима использования земель подразумевает изменение совокупности правовых норм, регулирующих отношения по использованию таких участков.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 2004 N 172-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что правила землепользования и застройки, это документ градостроительного зонирования, который утверждается, в том числе нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные "регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Из положений части 5 статьи 31 и части 1 статьи 32 ГрК РФ следует, что решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации, а сами правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Составной частью Правил землепользования и застройки (документа градостроительного зонирования) является градостроительный регламент, который представляет собой устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с положениями части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство.
Установив, что жилой дом возведен Намазовой Е.Н. на арендуемом ею земельном участке, имеющем вид разрешенного использования: "для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции" и распложенном в санитарной зоне, где строительство жилых домов запрещено, суд пришел к обоснованному выводу о законности отказа администрации Агаповского муниципального района Челябинской области в удовлетворении заявления Намазовой Е.Н. от 28 апреля 2018 года, в котором ставился вопрос о внесении изменений в ПЗЗ, которые дадут ей возможность осуществить строительство жилого дома, ввод его в эксплуатацию и строительство нежилых сооружений на этом участке, о выдаче разрешения на строительство.
Довод апелляционной жалобы о непривлечении к участию в деле собственника смежного земельного участка, на котором размещен животноводческий комплекс, не свидетельствует о допущенном судом нарушении процессуальных требований, влекущих в силу части 1 статьи 310 КАС РФ безусловную отмену решения суда первой инстанции, поскольку решение о правах и об обязанностях этого лица, не привлеченного к участию в административном деле, судом первой инстанции не принималось.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции верно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение. Оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что принятое по настоящему административному делу решение не создает препятствий для Намазовой Е.Н, которой земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" предоставлен по договору аренды N 120-16П от 21 октября 2016 года сроком до 21 октября 2036 года для ведения личного подсобного хозяйства, обратиться с соблюдением подсудности, установленной пунктом 2 части 1 статьей 20 КАС РФ, в порядке главы 21 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании недействующим соответствующего нормативного правового акта в части, установившей для этого земельного участка территориальную зону С-2 "Сельскохозяйственная зона".
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Агаповского районного суда Челябинской области от 20 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Намазовой Еганы Ниязи кызы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.