Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Климовой С.В.
судей Дегтеревой О.В, Масленниковой Л.В.
при секретаре Кишкинской А.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Масленниковой Л.В.
дело по апелляционной жалобе Андреевой Н.Е. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от дата, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к Военному комиссариату по адрес о признании действий незаконными, обязании восстановить в медицинском обслуживании отказать.
УСТАНОВИЛА:
Андреева Н.Е. обратилась в суд к Военному комиссариату адрес с иском о признании отказа незаконным, восстановлении в медицинском обслуживании в медицинской организации Министерства обороны РФ.
В обоснование заявленных требований Андреева Н.Е. ссылалась на то, что является вдовой умершего Андреева М.В, ветерана-участника Великой отечественной войны и ветерана военной службы, который после выхода на пенсию был прикреплен к ФГКУ "Главный военный клинический госпиталь им. фио" для получения медицинской помощи в медицинских организациях Министерства обороны РФ, однако дата ей было отказано в праве на получение медицинской помощи в организации медицинской помощи Министерства обороны РФ, поскольку до выхода на пенсию по выслуге лет фио к ФГКУ "Главный военный клинический госпиталь им. фио" прикреплен не был. Данный отказ истец полагает незаконным и нарушающим ее права.
В судебное заседание Андреева Н.Е. и её представитель по доверенности фио явились, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика по доверенности фио в суд явилась, против удовлетворения требований истца возражала.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит Андреева Н.Е. в апелляционной жалобе.
На заседание судебной коллегии представитель Военного комиссариата адрес и представитель третьего лица - Министерства обороны РФ не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, в соответствии со ст. ст. 167,327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Военного комиссариата адрес и представителя третьего лица - Министерства обороны РФ.
Проверив материалы дела, выслушав Андрееву Н.Е. и её представителя по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от дата N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от дата N 76-ФЗ военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от дата N 76-ФЗ).
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от дата N 76-ФЗ).
Система мер социальной поддержки военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей согласно нормативным положениям Федерального закона от дата N 76-ФЗ включает в себя ряд социальных гарантий, к числу которых отнесены обеспечение жилыми помещениями в различных формах (служебные жилые помещения, субсидии для приобретения и строительства жилого помещения, предоставление жилого помещения в натуре, единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения), проезд на безвозмездной основе различными видами транспорта, медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение, а также иные социальные гарантии и льготы.
Статьей 16 Федерального закона от дата N 76-ФЗ определены меры социальной поддержки военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, связанные с реализацией их права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Абзацем первым пункта 5 статьи 16 Федерального закона от дата N 76-ФЗ установлено, что права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. При этом указанные граждане оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами в соответствии с абзацем первым пункта 4 настоящей статьи.
В силу пункта 4 статьи 24 Федерального закона от дата N 76-ФЗ за членами семей военнослужащих, потерявшими кормильца, родителями, достигшими пенсионного возраста, и родителями-инвалидами старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы, а также старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, сохраняется право на социальные гарантии по оказанию медицинской помощи, санаторно-курортному лечению, проезду к месту этого лечения и обратно.
За вдовами (вдовцами) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, имеющими право на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные пунктами 2 - 4 настоящей статьи, указанное право сохраняется до повторного вступления в брак (пункт 6 статьи 24 Федерального закона от дата N 76-ФЗ).
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от дата N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены при жизни погибшего (умершего) в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от дата N 5-ФЗ независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
Подпунктом "д" пункта 1 Приказа Министра обороны РФ от дата N 20 "Об организации оказания медицинской помощи в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации" предписано оказывать в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации медицинскую помощь членам семей военнослужащих Вооруженных Сил, потерявшим кормильца, родителям, достигшим пенсионного возраста, и родителям-инвалидам старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы в Вооруженных Силах, а также старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы из Вооруженных Сил по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, которой они пользовались при жизни военнослужащего (за вдовами (вдовцами) военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах или после увольнения с военной службы из Вооруженных Сил по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, право на оказание медицинской помощи сохраняется до повторного вступления в брак).
Судом установлено, что Андреева Н.Е. является вдовой Андреева М.В, умершего дата.
фио являлся ветераном-участником Великой отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии N ВВ 335648, и ветераном военный службы, о чем свидетельствует удостоверение серии 3 N 7449925.
В дата в адрес фио вышел на пенсию по выслуге лет.
В дата фио была установлена инвалидность первой группы.
После выхода на пенсию фио был прикреплен к ФГКУ "Главный военный клинический госпиталь им. фио" для получения медицинской помощи в медицинских организациях Министерства обороны РФ.
дата Военным комиссариатом адрес Андреевой Н.Е. выдана справка, согласно которой она является вдовой участника Великой отечественной войны и в соответствии с Федеральным законом от дата N 5-ФЗ "О ветеранах" на неё распространяются льготы, предусмотренные указанным законом.
Согласно ответу на обращение от дата N 2945, направленному Военным комиссариатом адрес в адрес Андреевой Н.Е, у истца отсутствует право на получение медицинской помощи в поликлинике N 12 филиала N 5 ФГКУ "Главный военный клинический госпиталь им. фио" Министерства обороны РФ, поскольку до выхода на пенсию по выслуге лет фио к этому медицинскому учреждению прикреплен не был и, кроме того, фио был уволен с военной службы в воинском звании "старший техник - лейтенант", то есть будучи младшим офицером.
Также суд установил, что из пенсионного дела Андреева М.В. следует, что он был уволен с военной службы в дата на территории адрес (адрес), пенсию за выслугу лет начал получать в адрес.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе Андреевой Н.Е. в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что правовые основания для сохранения за истцом права на медицинское обслуживание в медицинских организациях Министерства обороны РФ в данном случае отсутствуют, учитывая факт увольнения ее супруга - Андреева М.В. с военной службы в звании младшего офицера и отсутствия у него прикрепления к медицинской организации Министерства обороны РФ на момент выхода на пенсию по выслуге лет.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Учитывая изложенное, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда, аналогичны позиции стороны истца, изложенной в иске и в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм материального права и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от дата - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Андреевой Н.Е, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: Игнатьева Е.Ю.
Номер дела в суде первой инстанции N 2-5417/2018
Номер дела в суде апелляционной инстанции N 33-34612/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 октября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Климовой С.В.
судей Дегтеревой О.В, Масленниковой Л.В.
при секретаре Кишкинской А.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Масленниковой Л.В.
дело по апелляционной жалобе Андреевой Н.Е. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от дата, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к Военному комиссариату по адрес о признании действий незаконными, обязании восстановить в медицинском обслуживании отказать.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от дата - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Андреевой Н.Е, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.