Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Анашкина А.А,
судей Колосовой С.И, Фурс Е.Н,
при помощнике судьи Атаевой А.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Анашкина А.А. дело по апелляционной жалобе Емельянова А.И. на решение Перовского районного суда г. Москвы от 04 июня 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Емельянова А.И. к Департаменту городского имущества г.Москвы об обязании устранить нарушение закона и прав жильцов, установлении границ земельного участка отказать.
УСТАНОВИЛА:
Емельянов А.И. обратился в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества г..Москвы об обязании устранить нарушение закона и прав жильцов, установлении границ земельного участка, ссылаясь на то, что ж илой многоквартирный дом, расположенный по адресу:... и здание ГБПОУ "МКАГ" N 17, по адресу,.., расположены на одной совместной, общей территории 1,2914 га, огражденной общим металлическим забором. Первый этаж жилого дома д.... занимает ФКУ "ГЦХТ и СО ГУ МВД России по г..Москве. С момента заселения в 1998 г..жильцы дома пользовались территорией прилегающей к ПТУ 89 (переименованного в 2017 г..в ГБПОУ "МКАГ" N 17), считая ее своей придворовой территорией, предназначенной для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома. Однако, через 20 лет, в августе 2017 г..жильцы дома... обнаружили, что ГБПОУ "МКАГ", внутри огражденной, общей территории 1,2914 га, начало устанавливать металлический забор вдоль д.... и проезжей части, таким образом, лишая жильцов дома придворовой территории, в том числе пешеходной зоны и детской площадки, выхода в парк. ФКУ "ГЦХТ и СО ГУ МВД России по г..Москве пользуется земельным участком 0.4172 га - кадастровый номер.., ГБПОУ "МКАГ" принадлежит земельный участок 0,8742 - кадастровый номер.., из чего следует, что жилой многоквартирный дом... лишен земельного участка - при дворовой территории. Из ответа исполняющего обязанности главы управы района Новогиреево города Москвы на обращение жильца дома... Пономарева А. Н. от 03.07.2013 г..следует, что ФКУ "ГЦХТ и СО ГУ МВД России по г..Москве - административному зданию, находящемуся в д.... предоставлен земельный участок 0.4172 га, кадастровый номер.., согласно договора безвозмездного срочного пользования, заключенного между Департаменгом земельных ресурсов города Москвы и государственным учреждением ГУВД города Москвы.
Согласно ответа Департамента городского имущества города Москвы на обращение жильца дома 74 Ячменникова П. В. от 22 февраля 2018 г..- для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу:... определен земельный участок (по плану межевания N 45) площадью 0.4172 га, кадастровый номер... Однако граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Один и тот участок с кадастровым номером... выделен ФКУ "ГЦХТ и СО ГУ МВД России по г..Москве которое и пользуется им, и под этим же кадастровым номером согласно ответа ДГИ г..Москвы для эксплуатации многоквартирного жилого дома определен земельный участок площадью 0.4172 га, для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу.., жильцы которого не могут пользоваться им, так как он занят организацией. Департаментом городского имущества города Москвы, в результате бездействия нарушены права жильцов многоквартирного дома... по фактическому выделению земельного участка (при дворовой территории). Истец просил обязать Департамент городского имущества города Москвы устранить нарушения закона, ст. 36 ЖК РФ и прав жильцов многоквартирного... и в соответствии со ст. 36 ЖК РФ ч. 1 п. 4 - определить границы земельного участка (при дворовую территорию) многоквартирного д.... по...
Истец Емельянов А.И. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г.Москвы в судебное заседание не явился, извещался.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, извещался.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит Емельянов А.И. по доводам апелляционной жалобы, в частности потому, что судом неверно оценены представленные доказательства по делу.
Емельянов А.И. в заседание апелляционной инстанции явилась, доводы жалобы поддержал.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г.Москвы, представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в заседание апелляционной инстанции не явились, извещены.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав Емельянова А.И, находит решение подлежащим оставлению без изменений, а жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 67 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Согласно п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ, ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 41 и 42 Градостроительного кодекса города Москвы, ст. 12 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" формирование границ земельных участков многоквартирных домов осуществляется на основании разработанных и утвержденных в установленном порядке проектов межевания территории.
Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы осуществляет по заявлению лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, формирование земельного участка многоквартирного дома, обращается с заявлением о проведении его государственного кадастрового учета в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере проведения государственного кадастрового учета, и передает полученный кадастровый план заявителю. Формирование земельного участка многоквартирного дома осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в срок не более шести месяцев.
Площадь земельного участка многоквартирного дома определяется в соответствии с нормативами, предусмотренными земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности с учетом площади необходимой для эксплуатации многоквартирного дома включая придомовую территорию, территорию необходимую для размещения детских площадок, парковочных мест, и т.д.
Разработанные в рамках проекта планы межевания являются основой для установления границ земельных участков на местности и дальнейшей постановки их на государственный кадастровый учет, закрепления их межевыми знаками и составления кадастрового плана земельного участка.
На основании статьи 43 ГрК РФ при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами и техническими регламентами.
При обосновании местоположения границ земельных участков в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 43 ГрК РФ учитываются как особенности фактического использования, так и расчеты обоснования размеров земельных участков.
Временным положением о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов межевания на территории города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 29.11.2005 N 941-1111, определены критерии и документы, используемые при разработке проектов межевания кварталов, в том числе площадь и функциональное назначение зданий, расположенных в рамках соответствующего квартала.
Согласно п.п. 3.1 и 3.2 указанного выше временного положения, проекты межевания разрабатываются на основании нормативно - правовых и иных актов Российской Федерации и Правительства Москвы, городских целевых программ уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы на территорию не менее квартала за счет средств бюджета города Москвы в рамках реализации программ по проведению земельной реформы или иных средств.
Согласно статье 46 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проекту планировки территории и проекту межевания территории с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов, проводятся публичные слушания.
Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.
В соответствии с Градостроительным кодексом Москвы, постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010г. "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" полномочия по организации публичных слушаний, в том числе при разработке проектов межевания, переданы префектурам административных округов города Москвы.
На основании п. 12.3 постановления Правительства Москвы от 30.12.2008 N 1258-ПП "О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве" уполномоченным органом по проведению публичных слушаний является Окружная комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы, которая в период работы экспозиции организует консультации для посетителей и распространение информационных материалов о рассматриваемом проекте.
Согласно Положению о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП к полномочиям Департамента относится утверждение проектов межевания территории в случае их подготовки в виде отдельного документа.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Перовского районного суда г.Москвы от 24 января 2018 г. установлено, что в оперативном управлении ГБПОУ "МКАГ" находятся нежилые здания по адресу:.., на основании приказа Департамента образования г.Москвы от 15.10.2014 года N837.
На праве постоянного (бессрочного) пользования ГБПОУ "МКАГ" принадлежит земельный участок площадью 8 742 кв.м с кадастровым номером.., с разрешенным использованием: эксплуатация здания училища и прилегающей территории, по адресу:.., о чем в ЕГРП от 28 апреля 2015 г. сделана запись о регистрации N...
Ранее земельный участок 8 742 кв.м с кадастровым номером.., с разрешенным использованием: эксплуатация здания училища и прилегающей территории, по адресу:... принадлежал на том же праве (постоянного (бессрочного) пользования) Государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования г.Москвы "Колледж архитектуры и менеджмента в строительстве N17" на основании Решения окружной комиссии по имущественно-земельным отношениям и градостроительству на территории ВАО от 24.12.2003 г. N39, передаточного акта от 20.01.2005 г, утвержденного Департаментом образования г.Москвы. Право постоянного (бессрочного) пользования Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования г.Москвы "Колледж архитектуры и менеджмента в строительстве N17" было зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в ЕГРП от 17 ноября 2008 г. была сделана запись о регистрации...
Границы и размер указанного земельного участка определены в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с приказом Департамента образования г.Москвы от 15.10.2014 г. N837 было реорганизовано Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение г.Москвы "Московский колледж градостроительства и предпринимательства" путем присоединения к нему Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования г.Москвы "Колледж архитектуры и менеджмента в строительстве N17", в связи с чем Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение г.Москвы "Московский колледж градостроительства и предпринимательства" является правопреемником Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования г.Москвы "Колледж архитектуры и менеджмента в строительстве N17" по всем правам и обязанностям в соответствии с передаточным актом от 19.12.2014 г, на основании которого к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению г.Москвы "Московский колледж градостроительства и предпринимательства" перешло и право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок 8 742 кв.м с кадастровым номером.., с разрешенным использованием: эксплуатация здания училища и прилегающей территории, по адресу:...
На основании распоряжения Департамента образования г.Москвы от 04.02.2015 г. N19р было изменено наименование Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения г.Москвы "Московский колледж градостроительства и предпринимательства" на Государственное Бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Московский колледж архитектуры и градостроительства" (ГБПОУ "МКАГ").
Кроме того, согласно данным ИС РЕОН (Положение о котором утверждено Распоряжением Правительства Москвы от 22.12.2009 N 3277-РП "Об утверждении Положения об информационной системе Реестра единых объектов недвижимости города Москвы") на основании договора безвозмездного срочного пользования от 25.05.2005г. NМ-03-603499, заключенного между Департаментом земельных ресурсов г.Москвы и ГУ ГУВД г.Москвы в соответствии с Распоряжением Префекта ВАО г.Москвы от 23 марта 2005 г. N443-В-РП, сформирован земельный участок с кадастровым номером.., расположенный по адресу:.., площадью 4172 кв.м. Договор в настоящее время имеет статус "действующий".
В соответствии с указанным договором безвозмездного срочного пользования от 25.05.2005г. NМ-03-603499, земельный участок с кадастровым номером.., расположенный по адресу:... предоставлен для эксплуатации административного здания и прилегающей территории.
ГБПОУ "МКАГ" в соответствии с законом "Об образовании" и требованиям П.3.1.СанПин 2.4.2.2821-10, для обеспечения безопасности обучающихся, и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от посягательств со стороны третьих лиц начало установку ограждения по периметру образовательного учреждения.
Земельный участок под многоквартирным жилым домом 74, расположенным по адресу: г. Москва, Зеленый проспект в соответствии с проектом межевания квартала не сформирован и на государственный кадастровый учет не поставлен.
Решением Перовского районного суда г.Москвы от 24.01.2018 г. в удовлетворении иска Ячменникова П.В, Голикова Н.Н, Сауляк П.Л, Солопова В.П, Погодина С.В, Емельянова А.И. к Государственному Бюджетному профессиональному образовательному учреждению "Московский колледж архитектуры и градостроительства", ФКУ "ГЦХТ и СО ГУ МВД России по Москве", Управе района "Новогиреево" г.Москвы об обязании остановить установку забора, обязании предоставить документы, на основании которых устанавливается забор, план межевания земельного участка, документов на земельный участок, определении дворовой территории, признании незаконным разделения земельного участка было отказано.
Разрешая исковые требования по существу, суд правомерно применил к спорным правоотношениям положения указанных выше правовых норм и пришел к обоснованным выводам, что несмотря на то обстоятельство, что земельный участок под многоквартирным домом находится в собственности города Москвы заявитель не обеспечил за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ в соответствии с ЗК РФ и ФЗ N218 ФЗ от 13.07.2015 г, а также учитывая, что возложение на Департамент городского имущества г.Москвы какой-либо обязанности (в данном случае обязанности устранить нарушения закона, ст. 36 ЖК РФ и прав жильцов многоквартирного д. 74 по Зеленому просп. гор. Москвы) возможно лишь в случае признания действий/бездействий Департамента незаконными, чего в данном случае не имеется, в связи с чем, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неверно оценены представленные доказательства по делу, не могут служить основаниями к отмене решения суда, поскольку с амо по себе, несогласие истца с произведенной судом оценкой доказательств не является основанием к отмене постановленного судом решения, поскольку не свидетельствует о неправильности изложенных в решении суда выводов.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что, по мнению истца, суд проигнорировал и не дал никакой оценки некоторым доказательствам по делу, не могут служить основанием к отмене или изменению судебного постановления, поскольку, согласно положениям ст. ст. 56, 59, 67 ГПК РФ, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Доводы апелляционной жалобы в своей совокупности сводятся к несогласию истца с изложенными выводами суда, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, при этом не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судом либо опровергали его выводы. Доводы направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных судом обстоятельств, однако оспариваемый судебный акт постановлен исходя из собранных по делу доказательств в их совокупности, которые получили оценку суда с учетом требований ст. 67 ГПК РФ.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Перовского районного суда г. Москвы от 04 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Емельянова А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.