Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.,
судей Юдиной А.М, Егоровой Ю.Г,
при помощнике судьи Чудиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 26 июня 2019 года, которым постановлено:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ******:1812, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 181 575 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ******:1813 - в размере 121 362 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ******:1814 - в размере 174 940 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ******:1815 - в размере 9 949 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ******:1816 - в размере 18 083 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ******:1817 - в размере 123 911 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ******:1818 - в размере 3 564 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ******:1819 - в размере 115 617 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ******:1820 - в размере 174 677 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ******:1821 - в размере 158 321 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ******:1822 - в размере 105 706 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ******:1823 - в размере 8 601 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 30 января 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
ООО "Волхонка-Офис Лизинг" обратилось в Московский городской суд с административным иском, в котором, уточнив требования, просило установить по состоянию на 01 января 2018 года кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами ******:1812, ******:1813, ******:1814, ******:1815, ******:1816, ******:1817, ******:1818, ******:1819, ******:1820, ******:1821, ******:1822, ******:1823, равной их рыночной стоимости,согласно заключению судебной оценочной экспертизы.
В обоснование требований административный истец указал, что установленная кадастровая стоимость объектов, принадлежащих ему на праве собственности, является завышенной, что влечет необоснованное увеличение размера налоговых платежей.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что ООО "Волхонка-Офис Лизинг" является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами ******:1812, ******:1813, ******:1814, ******:1815, ******:1816, ******:1817, ******:1818, ******:1819, ******:1820, ******:1821, ******:1822, ******:1823, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
По состоянию на 1 января 2018 года кадастровая стоимость в отношении спорных объектов установлена в размере 290 627 356 рублей 99 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ******:1812; 244 685 983 рублей 15 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ******:1813; 280 599 197 рублей 31 копейки - в отношении помещения с кадастровым номером ******:1814; 12 604 543 рублей 84 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ******:1815; 25 530 257 рублей 69 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ******:1816; 195 027 550 рублей 39 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ******:1817; 4 786 191 рубля 36 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ******:1818; 233 747 624 рублей 66 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ******:1819; 233 866 681 рубля 47 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ******:1820; 255 387 721 рубля 97 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ******:1821; 214 799 320 рублей 82 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ******:1822, 20 153 865 рублей 84 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ******:1823.
ООО "Волхонка-Офис Лизинг" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений представлен отчет от 28 января 2019 года N О/13, подготовленный ООО "Эксон", в котором по состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ******:1812 определена в размере 120 447 825 рублей, помещения с кадастровым номером ******:1813 - в размере 59 489 260 рублей, помещения с кадастровым номером ******:1814 - в размере 116 046 078 рублей, помещения с кадастровым номером ******:1815 - в размере 4 710 180 рублей, помещения с кадастровым номером ******:1816 - в размере 9 310 804 рублей, помещения с кадастровым номером ******:1817 - в размере 80 391 168 рублей, помещения с кадастровым номером ******:1818 - в размере 1 687 229 рублей, помещения с кадастровым номером ******:1819 - в размере 56 673 563 рублей, помещения с кадастровым номером ******:1820 - в размере 104 200 421 рубля, помещения с кадастровым номером ******:1821 - в размере 105 022 346 рублей, помещения с кадастровым номером ******:1822 - в размере 51 814 955 рублей, помещения с кадастровым номером ******:1823 - в размере 4 215 895 рублей.
Возражая п ротив удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены письменные пояснения, в которых ссылались на несоответствие отчета требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а также требованиям федеральных стандартов оценки.
Определением Московского городского суда по делу назначена судебная оценочная экспертиза производство которой поручено экспертам ООО "Консалтинговая фирма "Джи Ай Си".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 02 апреля 2019 года, отчет об оценке, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
По состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ******:1812 определена экспертом в размере 181 575 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ******:1813 - в размере 121 362 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ******:1814 - в размере 174 940 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ******:1815 - в размере 9 949 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ******:1816 - в размере 18 083 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ******:1817 - в размере 123 911 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ******:1818 - в размере 3 564 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ******:1819 - в размере 115 617 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ******:1820 - в размере 174 677 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ******:1821 - в размере 158 321 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ******:1822 - в размере 105 706 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ******:1823 - в размере 8 601 000 рублей.
Представитель административного истца в судебном заседании с результатами судебной экспертизы согласился, административные исковые требования уточнил, просил определить кадастровую стоимость объектов по результатам судебной экспертизы.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объектов недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 26 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.