Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей С.И. Коневой, В.В. Ставича,
при секретаре М.В. Алексееве,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе призывной комиссии муниципального образования Коньково г. Москвы на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 21 августа 2019 года, которым постановлено:
Признать незаконным решение призывной комиссии муниципального образования Коньково г. Москвы от 29 мая 2019 года о призыве Н.С. Захарова на военную службу
УСТАНОВИЛА:
Н.С. Захаров обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии муниципального образования Коньково г. Москвы о признании незаконным решения призывной комиссии от 29 мая 2019 о призыве на военную службу, мотивируя свои требования тем, что не истек срок отсрочки, предоставленной ему на время обучения, что нарушает его право на получение высшего образования. Кроме того, указывал на нарушения, допущенные при проведении медицинского освидетельствования.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель призывной комиссии муниципального образования Коньково г. Москвы по доверенности А.В. Павлов.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещённ ых о времени и месте судебного заседания, не сообщивш их о причинах своей неявки, и не представивш их доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом при рассмотрении дела установлено, что Н.С. Захаров, 30 мая 1997 года рождения, в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" принят на воинский учет.
17 ноября 2015 года Н.С. Захарову предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу по пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до 2019 года на время получения высшего образования в ФГАОУ ***.
Решением призывной комиссии от 29 мая 2019 года Н.С. Захаров призван на военную службу, категория годности А-2.
Удовлетворяя административный иск частично, суд первой инстанции указал о нарушении оспариваемым решением о призыве на военную службу права административного истца на получение образования. Вместе с тем суд отклонил доводы административного истца о нарушениях, которые имели место при проведении медицинского освидетельствования. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на законе и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Названный Федеральный закон определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются на определенный срок от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Так, в силу положения подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу в частности имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в:
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;
программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
На основании изложенного, на момент вынесения призывной комиссией оспариваемого решения в мае 2019 года Н.С. Захаров имел право на отсрочку по указанному выше основанию, поскольку срок его обучения по программы высшего образования истекал 30 июня 2019 года, что подтверждается представленной в материалы дела справкой ФГАОУ *** от 31 мая 2019 года.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что решение призывной комиссии района Коньково г. Москвы от 17 ноября 2015 года о предоставлении Н.С. Захарову отсрочки от призыва на военную службу по пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до 2019 года не содержало конкретную дату окончания действия отсрочки от призыва.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение призывной комиссии от 29 мая 2019 года о призыве Н.С. Захарова на военную службу принято преждевременно, поскольку следовало уточнить информацию об окончании срока обучения призывника.
Соответственно, указанным решением, административный ответчик ограничил право Н.С. Захарова на получение образования, что свидетельствует о незаконности его действий.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда законно и обоснованно, принято в соответствии с нормами материального права, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и нормами процессуального права.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 21 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.