Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Дмитришиной А.Р,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-3942/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Недвижимость Финансы Консалтинг" к Департаменту городского имущества города Москвы об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 год,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Недвижимость Финансы Консалтинг" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы об установлении кадастровой стоимости:
- нежилого здания общей площадью 582,1 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: г***равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 15599938 руб.;
- нежилого здания общей площадью 2392,9 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 83145740 руб.;
- нежилого здания общей площадью 119,2 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 1981245 руб.;
- нежилого здания общей площадью 36,5 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 741304 руб.;
- нежилого здания общей площадью 51,2 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 875328 руб.;
- нежилого здания общей площадью 451,2 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 17182409 руб.;
- нежилого здания общей площадью 966,4 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу***равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 12804548 руб.;
- нежилого здания общей площадью 447,7 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 9092654 руб.;
- нежилого здания общей площадью 44,7 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 764752 руб.;
- нежилого здания общей площадью 636,1 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 8981227 руб.;
- нежилого здания общей площадью 423,9 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 5991604 руб.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанных нежилых зданий и не согласен с их кадастровой стоимостью, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 11 марта 2019 года N310, подготовленный оценщиком ООО "Маркетинг Энд Аппрайсал Групп".
В судебном заседании представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "Недвижимость Финансы Консалтинг" - Мухортов Н.А. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении (уточнении) к нему.
Представитель административного ответчика Департамента городского имущества города Москвы - Полещук С.С. возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований по основаниям, приведенным в письменном отзыве, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Положения частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривают, что р езультаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец является собственником спорных нежилых зданий, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество организаций. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении спорных нежилых зданий определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
По результатам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве, утвержденным распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557, в отношении спорных нежилых зданий определена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 г.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец предоставил отчет об оценке от 11 марта 2019 года N310, подготовленный оценщиком ООО "Маркетинг Энд Аппрайсал Групп". В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного ответчика и на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением суда от 14 августа 2019 года назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 10 октября 2019 года, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "КВТЕХ" Третьяковой Г.Б.:
1). Отчет об оценке от 11 марта 2019 года N310, подготовленный оценщиком ООО "Маркетинг Энд Аппрайсал Групп", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки;
2). Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2018 года составляет:
- нежилого здания общей площадью 582,1 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: г*** в размере 16187088 руб.;
- нежилого здания общей площадью 2392,9 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: *** в размере 87632869 руб.;
- нежилого здания общей площадью 119,2 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: *** в размере 3971001 руб.;
- нежилого здания общей площадью 36,5 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***в размере 809096 руб.;
- нежилого здания общей площадью 51,2 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***в размере 1787832 руб.;
- нежилого здания общей площадью 451,2 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: *** в размере 18148111 руб.;
- нежилого здания общей площадью 966,4 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу*** в размере 28576139 руб.;
- нежилого здания общей площадью 447,7 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: *** в размере 13523612 руб.;
- нежилого здания общей площадью 44,7 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: *** в размере 1576846 руб.;
- нежилого здания общей площадью 636,1 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: *** в размере 19263065 руб.;
- нежилого здания общей площадью 423,9 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***, в размере 13139533 руб.
Административный истец согласился с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, считает их объективными и достоверными. Вследствие этого подал дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просит у становить кадастровую стоимость спорных нежилых зданий в размере их рыночной стоимости, определенной в заключении судебной экспертизы.
Со стороны административного ответчика и заинтересованного лица не поступили какие-либо замечания на заключение оценочной судебной экспертизы. Ходатайство о проведении по делу повторной или дополнительной оценочной судебной экспертизы не заявлено.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 10 октября 2019 года, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "КВТЕХ" Третьяковой Г.Б, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых нежилых зданий основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
По своему содержанию заключение оценочной судебной экспертизы соответствует требованиям статей 4, 8, 16, 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и статьи 82 Кодекса административного судопроизводства РФ. В заключении эксперта содержатся: дата, время и место проведения судебной экспертизы; основания проведения экспертизы; сведения об органе, назначившего судебную экспертизу; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение экспертизы; эксперт предупрежден в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объект исследований и материалы административного дела, представленные эксперту для проведения судебной экспертизы; описание, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. К заключению приложены документы и материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.
Полномочия, квалификация эксперта подтверждается приложенными к заключению документами, в частности эксперт имеет высшее экономическое образование, специализация "Оценка собственности", что подтверждается дипломом; имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности от *** ; является членом саморегулируемой организации "Союз "Федерация Специалистов Оценщиков", реестровый номер *** от *** г.; гражданская ответственность эксперта и экспертной организации застрахована; стаж работы в оценочной деятельности с 2002 года, работает в обществе с ограниченной ответственностью "КВТЕХ" по трудовому договору.
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчета об оценке от 11 марта 2019 года N310, подготовленного оценщиком ООО "Маркетинг Энд Аппрайсал Групп", требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; а также подтверждающего величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 г, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
Поскольку рыночная стоимость нежилых зданий меньше их кадастровой стоимости, суд считает возможным установить кадастровую стоимость нежилых зданий, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года и в размере, определенном в заключении судебной оценочной экспертизы.
При этом не подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года и в размере, определенном в отчете об оценке от 11 марта 2019 года N310, поскольку данный отчет об оценке является ненадлежащим доказательством подтверждения величины рыночной стоимости объектов недвижимости, ввиду его несоответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Положения части 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Р езультаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве, утвержденные распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557, применяются с 1 января 2019 года. Датой обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилых зданий является 11 июня 2019 года. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость нежилых зданий по состоянию на 1 января 2018 года применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Недвижимость Финансы Консалтинг" уд овлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 582,1 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: г*** в размере его рыночной стоимости, равной 16187088 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2018 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 2392,9 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: *** в размере его рыночной стоимости, равной 87632869 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2018 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 119,2 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: *** в размере его рыночной стоимости, равной 3971001 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2018 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 36,5 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***в размере его рыночной стоимости, равной 809096 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2018 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 51,2 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***в размере его рыночной стоимости, равной 1787832 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2018 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 451,2 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: *** в размере его рыночной стоимости, равной 18148111 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2018 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 966,4 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу*** в размере его рыночной стоимости, равной 28576139 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2018 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 447,7 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: *** в размере его рыночной стоимости, равной 13523612 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2018 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 44,7 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: *** в размере его рыночной стоимости, равной 1576846 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2018 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 636,1 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: *** в размере его рыночной стоимости, равной 19263065 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2018 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 423,9 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости, равной 13139533 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2018 года.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью "Недвижимость Финансы Консалтинг" в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилых зданий считать 11 июня 2019 года.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилых зданий для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимого имущества, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Недвижимость Финансы Консалтинг" в удовлетворении остальной части административного искового заявления к Департаменту городского имущества города Москвы об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 год.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.