Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу директора автономной некоммерческой организации по содействию развитию местного самоуправления "КОС "Лубянка" Павлова А.Н. на вступившие в законную силу постановление судьи Пресненского районного суда города Москвы от 13 марта 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 06 августа 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Пресненского районного суда города Москвы от 13 марта 2018 года автономная некоммерческая организация по содействию развитию местного самоуправления "КОС "Лубянка" (далее АНО "КОС "Лубянка", Организация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей 00 копеек.
Решением судьи Московского городского суда от 06 августа 2018 года указанное постановление судьи районного суда изменено в части указания даты совершения административного правонарушения 12 января 2018 года в 00 час 01 мин; в остальной части указанное постановление оставлено без изменения, жалоба директора Павлова А.Н. без удовлетворения.
В настоящей жалобе законный представитель АНО "КОС "Лубянка" Павлов А.Н, выражая несогласие с названными судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что постановлением должностного лица от 19 марта 2016 года прекращено производство по делу, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении Организации, в связи с тем, что АНО "КОС Лубянка" не является собственником объекта культурного наследия, охранные обязательства не были возложены на неё при передаче в пользование объекта культурного наследия; незаконное составление протокола об административном правонарушении и рассмотрение дела в отсутствии представителя Организации, не извещенного надлежащим образом; незаконное вынесение нескольких предписаний за каждое нарушение, выявленное в результате одного проверочного мероприятия; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела, а также принцип презумпции невиновности; по делу имеются неустранимые сомнения, которые в соответствии с требованиями ст. 1.5 КоАП РФ, должны толковаться в пользу АНО "КОС "Лубянка".
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела АНО "КОС "Лубянка" на основании договора аренды от 23 ноября 2005 г. N **** сроком до 03 августа 2020 г. является арендатором выявленного объекта культурного наследия "Ансамбль городской усадьбы семьи Тарасовых. Конюшни, 1907 г.", расположенного по адресу: г. Москва, Скатертный пер, д. 4/2, стр. 2, 3, находящегося в собственности г. Москвы (далее объект культурного наследия).
В соответствии с распоряжением Департамента культурного наследия города Москвы (далее Мосгорнаследие) от 31 июля 2017 г. N 316 в период с 11 по 24 августа 2017 года в отношении АНО "КОС Лубянка" проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой 24 августа 2017 г. Организации выдано предписание N В170/2017-316/17П с требованием разработать проект по сохранению объекта (включая проект приспособления для современного использования) в срок до 11 января 2018 года.
В ходе проведенной на основании распоряжения Мосгорнаследия от 24 января 2018 г. N 20 внеплановой документарной проверки установлено, что требования выданного Мосгорнаследием 24 января 2017 г. предписания N В170/2017-316/17П АНО "КОС Лубянка" не исполнено в установленный срок; с ходатайством о продлении срока исполнения названного предписания Организация не обращалась.
Учитывая, что постановлением судьи Пресненского районного суда города Москвы от 02 марта 2017 года, вступившим в законную силу 30 мая 2017 года, АНО "КОС Лубянка" уже была привлечена к административной ответственности по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, у казанные выше действия АНО "КОС Лубянка" квалифицированы по ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения АНО "КОС Лубянка" административного правонарушения подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения; распоряжением Мосгорнаследия от 24 января 2018 г. N 20 о проведении внеплановой документальной проверки; актом внеплановой документальной проверки от 02 февраля 2018 года; предписанием от 24 августа 2017 г. N В170/2017-316/17П; договором аренды от 23 ноября 2005 г. N ****; сообщением Управления Мосгорнаследия об отсутствии документации по сохранению объекта культурного наследия; выпиской из ЕГРЮЛ, а также иными материалами дела.
При разрешении данного дела об административном правонарушении и жалобы судебные инстанции правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях АНО "КОС Лубянка" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ.
Учитывая диспозицию ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
При этом предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.
В данном случае, в соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26.04.2011 г. N 154-ПП уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия является Департамент культурного наследия города Москвы, который в рамках выполнения функции государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, установленных законодательством в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия.
Таким образом, предписание от 24 августа 2017 г. N В170/2017-316/17П, с требованием разработать проект по сохранению объекта (включая проект приспособления для современного использования) в срок до 11 января 2018 года выдано Департаментом культурного наследия города Москвы в пределах предоставленных ему полномочий и направлено на охрану объекта культурного наследия, и на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в связи с чем является законным и подлежит обязательному исполнению. Данных о признании названного выше предписания недействительным и его отмене материалы дела не содержат и к жалобе не представлено.
То обстоятельство, что АНО "КОС Лубянка" собственником выявленного объекта культурного наследия не является, охранное обязательство с ней не заключалось, не освобождает Организацию от выполнения выданного ей законного предписания, направленного на сохранение находящегося во владении объекта выявленного культурного наследия в связи со следующим.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона г. Москвы от 14.07.2000 N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" предписания уполномоченного органа в пределах его компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности которых находятся недвижимые памятники истории и культуры и их территории.
Частью 11 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, переданы во владение или в пользование на основании договора, обязано выполнять требования в отношении таких объектов, установленные пп. 1-3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона (в том числе осуществлять расходы по содержанию объекта культурного наследия и поддержанию его в надлежащем техническом санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия и другие действия, предусмотренные ч. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ).
Аналогичные обязанности закреплены в ч. 2 ст. 22 Закона г. Москвы от 14.07.2000 N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры", согласно которой пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры в числе прочего обязаны соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные настоящим Законом, нормативными правовыми актами и охранными документами.
С учетом вышеприведенных норм АНО "КОС Лубянка", как владелец и пользователь выявленного объекта культурного наследия на основании договора аренды, несет обязанность по принятию мер к его охране и защите.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Изложенное объективно свидетельствует о том, что Общество, имея реальную возможность для принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения законодательства и устранения нарушений его требований, указанных в предписании Мосгорнаследия N В170/2017-316/17П от 24 августа 2017 года, не приняло все зависящие от него меры для его своевременного исполнения, в связи с чем такие действия АНО "КОС Лубянка" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ.
Довод жалобы о незаконном составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела в отсутствии законного представителя АНО "КОС Лубянка" без его надлежащего извещения, проверялся судьей Московского городского суда и обоснованно отклонен как необоснованный по приведенным в обжалуемом решении мотивам, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Так, из материалов дела усматривается, что о дате и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о рассмотрении дела судьей районного суда АНО "КОС Лубянка" извещалось по адресу места нахождения Организации, указанному в ЕГРЮЛ: г. Москва, Скатертный пер, д, 4/2, стр. 2, 3, а также по адресу: г. Москва, ул. Гиляровского, д. 7 этаж N 15, путем направления уведомления почтовым отправлением (л.д. 28 - 31), а также телеграммами (л.д. 36-37).
Согласно телеграфным уведомлениям по указанным выше адресам АНО "КОС Лубянка" отсутствует (л.д. 42-43).
О рассмотрении дела об административном правонарушении, назначенном на 13 марта 2018 г. в 09 ч. 30 мин, АНО "КОС Лубянка" также извещалось судьей районного суда по адресу места нахождения: г. Москва, Скатертный пер, д. 4/2, стр. 2,3 почтовым отправлением, которое возвращено обратно без вручения в связи с истечением срока хранения (л.д. 129).
В соответствии со ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручения адресату.
Место нахождения юридического лица определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу.
В данном случае названные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что должностным лицом и судьей районного суда обязанность по извещению АНО "КОС Лубянка" по адресу места нахождения Организации было исполнена надлежащим образом. Документов, которые бы содержали в себе ходатайство АНО "КОС Лубянка" о направлении извещений и прочей корреспонденции по иному адресу, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах оснований полагать право АНО "КОС Лубянка" на защиту по делу нарушенным не имеется.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Изучение материалов дела показывает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям АНО "КОС Лубянка", и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, и виновности АНО "КОС Лубянка" в его совершении. Мотивы, по которым в основу постановления судьи были положены одни доказательства и отвергнуты другие, подробно изложены в обжалуемом постановлении. Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судьей районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу АНО "КОС Лубянка" не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено АНО "КОС Лубянка" в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, с учётом всех обстоятельств дела, а также характера совершённого правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Пресненского районного суда города Москвы от 13 марта 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 06 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении АНО "КОС Лубянка" оставить без изменения, жалобу директора АНО "КОС Лубянка" Павлова А.Н. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.