Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу директора автономной некоммерческой организации по содействию развитию местного самоуправления "КОС "Лубянка" Павлова А.Н. на вступившие в законную силу постановление судьи Пресненского районного суда города Москвы от 27 ноября 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 10 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Пресненского районного суда города Москвы от 27 ноября 2017 года автономная некоммерческая организация по содействию развитию местного самоуправления "КОС "Лубянка" (далее АНО "КОС "Лубянка", Организация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.
Решением судьи Московского городского суда от 10 апреля 2018 года указанное постановление судьи районного суда оставлено без изменения, жалоба генерального директора Павлова А.Н. без удовлетворения.
В настоящей жалобе законный представитель АНО "КОС "Лубянка" Павлов А.Н, выражая несогласие с названными судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что постановлением должностного лица от 19 марта 2016 года прекращено производство по делу, предусмотренному ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении Организации, в связи с тем, что АНО "КОС Лубянка" не является собственником объекта культурного наследия, охранные обязательства не были возложены на неё при передаче в пользование объекта культурного наследия; незаконное вынесение нескольких предписаний за каждое нарушение, выявленное в результате одного проверочного мероприятия; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела, а также принцип презумпции невиновности; по делу имеются неустранимые сомнения, которые в соответствии с требованиями ст. 1.5 КоАП РФ, должны толковаться в пользу АНО "КОС "Лубянка".
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
Согласно ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела АНО "КОС "Лубянка" на основании договора аренды от 23 ноября 2005 г. N **** сроком до 03 августа 2020 г. является арендатором выявленного объекта культурного наследия "Ансамбль городской усадьбы семьи Тарасовых. Конюшни, 1907 г.", расположенного по адресу: г. Москва, Скатертный пер, д. 4/2, стр. 2, 3, находящегося в собственности г. Москвы (далее объект культурного наследия).
В соответствии с распоряжением Департамента культурного наследия города Москвы (далее Мосгорнаследие) от 16 мая 2017 г. N 2018 в период с 19 по 25 мая 2017 года в отношении АНО "КОС Лубянка" проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой 25 мая 2017 г. Организации выдано предписание N В115/2017-208/17П с требованием разработать проект первоочередных, противоаврийных работ на основе инженерно-технического обследования Объекта, в срок до 04 сентября 2017 года.
В ходе проведенной на основании распоряжения Мосгорнаследия от 08 сентября 2017 года за N 374 внеплановой документарной проверки установлено, что требования выданного Мосгорнаследием 25 мая 2017 г. предписания N В115/2017-208/17П АНО "КОС Лубянка" не исполнено в установленный срок; с ходатайством о продлении срока исполнения названного предписания Организация не обращалась.
Указанные действия АНО "КОС Лубянка" квалифицированы по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения АНО "КОС Лубянка" административного правонарушения подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения; распоряжением Мосгорнаследия от 08 сентября 2017 г. N 374 о проведении внеплановой документальной проверки; актом внеплановой документальной проверки от 26 сентября 2017 года; предписанием N В115/2017-208/17П от 25 мая 2017 года ; договором аренды от 23 ноября 2005 г. N****; сообщением Управления Мосгорнаследия об отсутствии документации по сохранению объекта культурного наследия; выпиской из ЕГРЮЛ, а также иными материалами дела.
При разрешении данного дела об административном правонарушении и жалобы судебные инстанции правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях АНО "КОС Лубянка" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Учитывая диспозицию ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
При этом предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.
В данном случае, в соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26.04.2011 г. N 154-ПП уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия является Департамент культурного наследия города Москвы, который в рамках выполнения функции государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, установленных законодательством в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия.
Таким образом, предписание N В115/2017-208/17П с требованием разработать проект по сохранению объекта (включая проект приспособления для современного использования) в срок до 04 сентября 2017 года выдано Департаментом культурного наследия города Москвы в пределах предоставленных ему полномочий и направлено на охрану объекта культурного наследия, и на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в связи с чем является законным и подлежит обязательному исполнению. Данных о признании названного выше предписания недействительным и его отмене материалы дела не содержат и к жалобе не представлено.
То обстоятельство, что АНО "КОС Лубянка" собственником выявленного объекта культурного наследия не является, охранное обязательство с ней не заключалось, не освобождает Организацию от выполнения выданного ей законного предписания, направленного на сохранение объекта культурного наследия в связи со следующим.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона г. Москвы от 14.07.2000 N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" предписания уполномоченного органа в пределах его компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности которых находятся недвижимые памятники истории и культуры и их территории.
Частью 11 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, переданы во владение или в пользование на основании договора, обязано выполнять требования в отношении таких объектов, установленные пп. 1-3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона (в том числе осуществлять расходы по содержанию объекта культурного наследия и поддержанию его в надлежащем техническом санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия и другие действия, предусмотренные ч. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ).
Аналогичные обязанности закреплены в ч. 2 ст. 22 Закона г. Москвы от 14.07.2000 N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры", согласно которой пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры в числе прочего обязаны соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные настоящим Законом, нормативными правовыми актами и охранными документами.
С учетом вышеприведенных норм АНО "КОС Лубянка", как пользователь выявленного объекта культурного наследия на основании договора аренды, несет обязанность по принятию мер к его охране и защите.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Изложенное объективно свидетельствует о том, что Общество, имея реальную возможность для принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения законодательства и устранения нарушений его требований, указанных в предписании Мосгорнаследия N В115/2017-208/17П, не приняло все зависящие от него меры для его своевременного исполнения, в связи с чем такие действия АНО "КОС Лубянка" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Изучение материалов дела показывает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям АНО "КОС Лубянка", и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, и виновности АНО "КОС Лубянка" в его совершении. Мотивы, по которым в основу постановления судьи были положены одни доказательства и отвергнуты другие, подробно изложены в обжалуемом постановлении. Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судьей районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу АНО "КОС Лубянка", не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено АНО "КОС Лубянка" в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, с учётом всех обстоятельств дела, а также характера совершённого правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Пресненского районного суда города Москвы от 27 ноября 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 10 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении АНО "КОС Лубянка" оставить без изменения, жалобу директора АНО "КОС Лубянка" Павлова А.Н. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.