Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалоб у Цезаревой Елены Станиславовны на вступивш ее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 259 района Марьино города Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 256 района Марьино города Москвы от 16 ноября 2017 года, по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 259 района Марьино города Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 256 района Марьино города Москвы от 16 ноября 2017 года, Цезарева Е.С. признан а виновн ой в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.17 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
В порядке ст. ст. 30.1 - 30.3 КоАП РФ вышеуказанное постановление мирового судьи не обжаловалось и вступило в законную силу.
В настоящей жалобе Цезарева Е.С. просит об отмене названного судебного акта, указывая на то, что о вынесении постановления мировым судьей и составлении протокола об административном правонарушении она уведомлена не была, извещений не получала, поскольку по адресу регистрации не проживает; является членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, что должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, было известно, в связи с чем порядок привлечения её к административной ответственности был нарушен.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.17 КоАП РФ непредоставление кандидатом, лицом, являвшимся кандидатом, лицом, избранным депутатом или на иную выборную должность, либо избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, кредитной организацией в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, кампании референдума, неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений влекут наложение административного штрафа на кандидата, на лицо, являвшееся кандидатом, на лицо, избранное депутатом или на иную выборную должность, на уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, на должностное лицо кредитной организации в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
В силу подпункта 35 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) кандидатом признается лицо, выдвинутое в установленном данным Федеральным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.
Согласно пункту 5 статьи 41 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, которые связаны со статусом кандидата, за исключением обязанностей, предусмотренных пунктом 9 статьи 59 названного Федерального закона, с момента официального опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов, а при досрочном выбытии - с даты выбытия.
Пунктом 9 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ установлено, что кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд, фонд референдума и расходование этих средств.
Основанием для привлечения Цезаревой Е.С. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.17 КоАП РФ, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что она, являясь кандидатом в депутаты Совета депутатов Муниципального округа Печатники, в нарушение требований п. 9 ст. 59 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, в установленный законом срок, не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов (результаты выборов опубликованы в электронном периодическим издании "Вестник Московской городской избирательной комиссии"), до 12 октября 2017 года включительно, не предоставила в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Печатники итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, источниках его формирования и расходах, произведенных за счет средств фонда.
Между тем постановление мирового судьи нельзя признать законным в силу следующего.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
В силу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено о месте и времени его составления в установленном порядке. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Часть 1 статьи 25.15 КоАП РФ предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В силу ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Целью извещения должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола является обеспечение ему реальной возможности присутствовать при составлении протокола, давать свои объяснения и замечания по существу вменяемых нарушений, а также воспользоваться иными правами, предоставленными нормами Кодекса.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Как следует из содержания протокола N 2 об административном правонарушении от 30 октября 2017 года, он был составлен членом избирательной комиссии муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Печатники с правом решающего голова Юхтиным А.А. в отсутствие Цезаревой Е.С, с указанием об извещении последней о месте и времени составления протокола надлежащим образом (л.д. 1).
В подтверждение извещения Цезаревой Е.С. о составлении протокола об административном правонарушении в деле имеется справка, в которой указано на извещение Цезаревой Е.С. 17 октября 2017 года по электронной почте globus - money @ mail. ru и 26 октября 2017 года телеграммой; приложены скриншот с сайта страницы электронной почты и копия телеграмма, адресованная Цезаревой Е.С. и направленная по квитанции ****26 октября 2017 года с чеком об отправке (л.д. 10-13).
Между тем факт получения извещения о составлении протокола об административном правонарушении Цезаревой Е.С. отрицается в доводах настоящей жалобы. При этом опровергнуть указанный довод жалобы не представляется возможным, поскольку данных, свидетельствующих о принадлежности адреса электронной почты globus - money @ mail. ru Цезаревой Е.С, равно как уведомление телеграфной службы, позволяющее проконтролировать получение информации лицом, которому оно направлено, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, материалы дела не позволяют сделать однозначный вывод о том, что Цезарева Е.С. о составлении протокола об административном правонарушении 30 октября 2017 года надлежащим образом была извещена.
Также считаю необходимым отметить следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
В соответствии с п. 18 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член избирательной комиссии (комиссии референдума) с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в п. 12 ст. 22 Избирательного кодекса города Москвы от 06 июля 2005 года.
Гарантии, предоставляемые членам избирательных комиссий, в области административной ответственности, не являются их личной привилегией, имеют публично-правовой характер, так как призваны служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом таких лиц именно в силу осуществляемых ими публично значимых полномочий, ограждая их в период исполнения указанных полномочий от необоснованных преследований и способствуя беспрепятственной деятельности избирательных комиссий, их самостоятельности и независимости.
Выступая способом обеспечения исполнения публично значимых функций, такие гарантии, установленные в п. 18 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", полностью исключают возможность привлечения к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, лица, являющегося членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, без согласия прокурора субъекта РФ.
Из приложенной к настоящей жалобе копии удостоверения следует, что Цезарева Е.С. на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием к возбуждению настоящего дела, являлась членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса избирательного участка N 3708 района Печатники ЮВАО г. Москвы; срок ей полномочий охватывал период с 15 сентября 2016 года до 28 февраля 2018 года.
Между тем сведений о том, что при привлечении Цезаревой Е.С. к административной ответственности были соблюдены требования пункта 18 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", материалы дела не содержат.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 259 района Марьино города Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 256 района Марьино города Москвы, от 16 ноября 2017 года не может быть признано законным и подлежит отмене.
Поскольку на момент рассмотрения настоящего протеста срок давности привлечения Цезаревой Е.С. к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, истёк, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу Цезаревой Е.С. удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 259 района Марьино города Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 256 района Марьино города Москвы от 16 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.17 КоАП РФ, в отношении Цезаревой Елены Станиславовны отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.