Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу должностного лица общества с ограниченной ответственностью "Универсал Бродкаст" Якушенко Екатерины Владимировны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 178 района Раменки города Москвы от 29 марта 2019 года и решение судьи Никулинского районного суда города Москвы от 01 июля 2019 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 178 района Раменки города Москвы от 29 марта 2019 года должностное лицо общества с ограниченной ответственностью "Универсал Бродкаст" (далее - ООО "Универсал Бродкаст", Общество) - главный редактор телеканала " Mezzo Live HD " Якушенко Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей без конфискации предмета административного правонарушения.
Решением судьи Никулинского районного суда города Москвы от 01 июля 2019 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба Якушенко Е.В. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе Якушенко Е.В. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, ссылается на то, что мировой судья вынес постановление на основе материалов, составленных на английском языке, что является нарушением ст. 24.2 КоАП РФ; телеканал " Mezzo Live HD " относится к сфере оборота информационной продукции, имеющей значительную культурную и художественную ценность, в связи с чем действие положений Федерального закона от 29.12.2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" не распространяется на него; дело неправомерно рассмотрено без назначения и проведения судебной экспертизы информационной продукции; заключение специалиста НОЧУ "Институт судебных экспертиз и криминалистики" N 128-иэ/2019 от 13 мая 2019 года не получило надлежащей оценки судьи районного суда; видеозапись, приобщённая к материалам дела, является недопустимым доказательством, так как доказательства её получения не представлены; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о законности и обоснованности постановления мирового судьи и решения судьи районного суда.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении) наступает за нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию.
Отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции, регулируются Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ).
На основании п. 4 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ под информационной безопасностью детей понимается состояние защищённости детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Одним из способов обеспечения информационной безопасности детей является классификация информационной продукции, которая в силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ осуществляется её производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала её оборота на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 3 и ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещённая для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
На основании ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции (графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной ч. 3 ст. 6 указанного Федерального закона) и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона её производителем и (или) распространителем следующим образом:
1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры "0" и знака "плюс";
2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры "6" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше шести лет";
3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры "12" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 12 лет";
4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры "16" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 16 лет";
5) применительно к категории информационной продукции, запрещённой для детей, - в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей".
Таким образом, системный анализ приведённых норм свидетельствует о том, что Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ в целях обеспечения информационной безопасности детей предусмотрено обязательное размещение производителем и (или) распространителем на информационной продукции знака информационной продукции, независимо от её категории.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 17.08.2012 N 202 утверждён Порядок демонстрации знака информационной продукции в начале трансляции телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией) (далее - Порядок).
Основанием для размещения в телепрограмме, телепередаче знака информационной продукции являются сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, осуществлённой вещателем, либо указанные производителем в сопроводительных документах на информационную продукцию (п. 2 Порядка).
В силу п. 5 Порядка знак информационной продукции демонстрируется в начале трансляции каждой новой телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией).
Согласно материалам дела, должностное лицо ООО "Универсал Бродкаст" Якушенко Е.В. 27 июня 2018 года в 21 час 59 минут по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, дом 16, помещение LI, комната N 8, являясь главным редактором телеканала " Mezzo Live HD " (регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации средства массовой информации ЭЛ N ФС77-70298 от 10 июля 2017 года), в ходе эфира допустила нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, что выразилось в отсутствии знака информационной продукции в начале трансляции аудиовизуального произведения (информационной продукции), анонса телепередачи " OSLO JAZZ FESTIVAL ", то есть нарушение ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ и п. 5 Порядка. Указанные действия Якушенко Е.В. квалифицированы по ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Якушенко Е.В. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; выпиской из реестра зарегистрированных средств массовой информации по состоянию на 06 августа 2018 года; сообщением заместителя руководителя Роскомнадзора; видеозаписью анонса телепередачи " OSLO JAZZ FESTIVAL "; показаниями заместителя начальника отдела надзора в сфере телевизионного вещания и радиовещания Роскомнадзора ****, допрошенной мировым судьёй в ходе рассмотрения дела, а также другими доказательствами.
Вывод судебных инстанций о наличии в действиях Якушенко Е.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и перечисленным выше доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались мировым судьёй и судьёй районного суда и получили надлежащую оценку в судебных постановлениях в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод жалобы об отсутствии в действиях Якушенко Е.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ, поскольку телеканал " Mezzo Live HD " относится к сфере оборота информационной продукции, имеющей значительную культурную и художественную ценность, в связи с чем действие положений Федерального закона от 29.12.2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" не распространяется на него, поверялся мировым судьёй и судьёй районного суда при рассмотрении дела и жалобы и правильно был признан несостоятельным.
В соответствии с подп. 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2010 г. N 436-ФЗ настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения в сфере оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества.
Понятие "культурные ценности" приведено в ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1, согласно которой культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремёсла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Согласно ст. 5 Закона РФ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" под культурными ценностями, имеющими особое значение, поднимаются культурные ценности, отнесённые в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации, к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение.
Из просмотренной видеозаписи следует, что телепередачу " OSLO JAZZ FESTIVAL " нельзя отнести к информационной продукции, имеющей значительную художественную или культурную ценность, так как её содержание не обладает признаками уникальности и исключительности.
Также необходимо отметить, что документов, опровергающих указанный вывод, в материалах дела не имеется и заявителем такие документы не представлены.
В ходе рассмотрения дела установлено, что видеозапись получена в ходе мониторинга телеканала " Mezzo Live HD " с помощью автоматизированной системы мониторинга телерадиовещания РФ, проведённого на основании регламента взаимодействия территориальных органов Роскомнадзора с предприятиями радиочастотной службы. ФГУП "РЧЦ ЦФО" является подведомственным органом Роскомнадзора, организующим систематический мониторинг региональных СМИ, в том числе мониторинг телеканалов, распространяющихся в кабельных и спутниковых сетях на территории РФ, на предмет соблюдения законодательства РФ о средствах массовой информации и массовых коммуникацией. Должностным лицом Роскомнадзора ****. по сообщению ФГУП "РЧЦ ЦФО" просмотрена запись эфира телеканала " Mezzo Live HD " и в связи с наличием в действиях юридического лица состава административного правонарушения составлен протокол об административном правонарушении, сделана копия записи эфира телеканала.
Приведённые обстоятельства *** подтвердила в ходе допроса в качестве свидетеля в соответствии с требованиями ст. 25.6 КоАП РФ.
Вопреки доводу жалобы, заключение специалиста N 128-иэ/2019 от 13.05.2019 года НОЧУ ДПО "Институт судебных экспертиз и криминалистики", приобщённое к материалам дела по ходатайству защитника Общества, правильно не принято во внимание судьёй районного суда, так как эксперт, проводивший исследование, не предупреждался об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложного заключения; в заключении даётся общий вывод о том, что телеканал " Mezzo Live HD " относится к сфере оборота информационной продукции, имеющей значительную культурную и художественную ценность, однако отсутствует суждение о том, что именно телепередача " OSLO JAZZ FESTIVAL " имеет такую значительную ценность и не указаны критерии, на основании которых можно сделать такой вывод.
Вместе с тем совокупность исследованных судом доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ, в отношении должностного лица ООО "Универсал Бродкаст" Якушенко Е.В, в связи с чем отсутствие среди них заключения судебной экспертизы, на что заявитель ссылается в жалобе, не влияет на законность и обоснованность постановления мирового судьи и решения судьи районного суда.
Довод жалобы о том, что мировой судья вынес постановление о назначении административного наказания на основе материалов, составленных на английском языке, опровергается материалами дела, согласно которым все документы, содержащиеся в нём, в том числе протокол об административном правонарушении, составлены на русском языке. Названия телеканала и телепередачи на английском языке в тексте протокола соответствуют их официальному наименованию, в связи с чем указанное обстоятельство не влечёт нарушение права лица, в отношении которого ведётся производство по делу, на защиту.
Принцип презумпции невиновности при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушен. Бремя доказывания распределено правильно с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
При назначении Якушенко Е.В. наказания мировой судья учёл характер и обстоятельства совершённого ею административного правонарушения.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления мирового судьи и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения Якушенко Е.В. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 178 района Раменки города Москвы от 29 марта 2019 года и решение судьи Никулинского районного суда города Москвы от 01 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ, в отношении должностного лица общества с ограниченной ответственностью "Универсал Бродкаст" - главного редактора телеканал " Mezzo Live HD " Якушенко Екатерины Владимировны оставить без изменения, жалобу Якушенко Е.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда
Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.