Заместитель председателя Московского городского суда Афанасьева Н.П., рассмотрев жалобы законного представителя Общества с ограниченной ответственностью "МСК-Строй" Сущени В.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 02 апреля 2019 года по делу N5-387/2019, решение судьи Московского городского суда от 28 мая 2019 года по делу N7-6237/2019, постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 02 апреля 2019 года по делу N5-388/2019, решение судьи Московского городского суда от 28 мая 2019 года по делу N7-6236/2019, вынесенные по делам об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Мещанского районного суда города Москвы от 02 апреля 2019 года по делу N5-387/2019 Общество с ограниченной ответственностью "МСК-Строй" (далее ООО "МСК-Строй", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000,00 (двести тысяч) рублей.
Решением судьи Московского городского суда от 28 мая 2019 года по делу N7-6237/2019 указанное постановление судьи районного суда оставлено без изменения, жалоба и дополнения к ней генерального директора Общества Сущени В.В. без удовлетворения.
Постановлением судьи Мещанского районного суда города Москвы от 02 апреля 2019 года по делу N5-388/2019 ООО "МСК-Строй" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000,00 (двести тысяч) рублей.
Решением судьи Московского городского суда от 28 мая 2019 года по делу N7-6236/2019 указанное постановление судьи районного суда оставлено без изменения, жалоба и дополнения к ней генерального директора Общества Сущени В.В. без удовлетворения.
Определением заместителя председателя Московского городского суда от 18 ноября 2019 года производство по жалобам законного представителя ООО "МСК-Строй" Сущени В.В. на указанные вступившие в законную силу судебные акты объединено с присвоением номера объединенному делу N 4а-7286/2019.
В жалобах законный представитель Общества Сущеня В.В. просит об отмене перечисленных выше судебных актов, о прекращении производства по делу, поскольку работники В.Т.А. и Ш. Д.В. не привлекались ООО "МСК-Строй" к выполнению работ на объекте культурного наследия; оценка доказательств, в т.ч. письменных объяснений свидетелей, произведена ненадлежащим образом; дело рассмотрено с нарушением требований ст.ст.24.1, 26.1 КоАП РФ; протокол об административном правонарушении составлен спустя длительный период после выявления административного правонарушения; дело рассмотрено с нарушением принципа презумпции невиновности.
Военный прокурор извещен о подаче законным представителем ООО "МСК-Строй" жалоб на вступившие в законную силу судебные акты. В установленный законом срок возражения от него на указанные жалобы не поступили.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалоб, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ наступает нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В силу положений ст. 43 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ реставрация памятника или ансамбля - это научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
В силу положений абз.3 п.6 ст.45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, являющимися индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Из материалов дел усматривается, что 05 апреля 2018 года с целью государственного надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Екатерининского института, конец Х VIII - начало Х I Х вв. - Центральный корпус, 1779г, арх. Д.И.Жилярди. Центральное здание с двумя боковыми корпусами, 1804-1828 гг., арх. Д.И.Жилярди, арх.А.Г.Григорьев" по адресу г.Москва. ул.Суворовская площадь, д.2, стр.1, сотрудниками 231 военной прокуратуры гарнизона Московской городской военной прокуратуры с привлечением специалистов Департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, Управления Минкультуры России по ЦФО, Управления территориального контроля Мосгорнаследия, проведена проверка исполнения требований нормативных актов об охране объектов культурного наследия.
Заказчиком работ на объекте является Министерство обороны Российской Федерации. Генеральным подрядчиком на объекте является Акционерное общество "Главное управление обустройства войск" (АО "ГУОВ").
В ходе проверки установлено, что между АО "ГУОВ" и ООО "МСК-Строй" заключен Договор N2017/2-4220 на выполнение ремонтно -реставрационных работ входной группы по объекту ФГКУ "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации имени М.В.Фрунзе" Министерства обороны Российской Федерации. Согласно п.1.9 Технического задания - приложения N1 к указанному договору определено, что подлежащий реставрационным работам объект является объектом культурного наследия федерального значения "Ансамбль Екатерининского института, конец Х VIII - начало Х I Х вв. - Центральный корпус, 1779г, арх. Д.И.Жилярди. Центральное здание с двумя боковыми корпусами, 1804-1828 гг., арх. Д.И.Жилярди, арх.А.Г.Григорьев".
ООО "МСК-Строй" имеет разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия.
При этом ООО "МСК-Строй" в нарушение требований абз.3 п.6 ст.45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", привлекло для осуществления штукатурно-малярных работ, выполняемых при реставрации объекта, маляров Ш.Д.В, В. Т.А, не аттестованных федеральным органом охраны объектов культурного наследия на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия. Указанные лица выполняли на момент проведения проверки ремонтно-реставрационные работы в алтарной части киноконцертного зала ФГКУ "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им.М.В.Фрунзе" Минобороны России.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, в том числе, постановлениями о возбуждении дел об административных правонарушениях от 22.02.2019; письменными объяснениями от 05.04.2018 руководителя проектов СУ N2 АО "ГУОВ" Б. Д.А. и его устными объяснениями полученными судьей районного суда; письменными объяснениями от 05.04.2018 генерального директора ООО "МСК-Строй" Сущени В.В.; справками в отношении Ш.Д.В. и В.Т.А. об отсутствии аттестации на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия; выписками из Общего журнала работ N3; копией государственного контракта NДГЗ-КР-КЦ на проведение комплекса ремонтно-реставрационных работ по объекту: ФГКУ "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации имени М.В.Фрунзе", Министерства обороны Российской Федерации от 24.12.2013; актами о проведении работ на объекте культурного наследия от 05.04.2018; договором N2017/2-4220 на выполнение ремонтно-реставрационных работ входной группы по объекту: ФГКУ "Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации имени М.В.Фрунзе" Министерства обороны Российской Федерации, г.Москва, Суворовская пл, д.2 стр.1 от 23.11.2017; информацией начальника Управления территориального контроля при Департаменте культурного наследия города Москвы по вопросу проведения работ на объекте культурного наследия федерального значения "Ансамбль Екатерининского института, конец Х VIII - начало Х I Х вв. - Центральный корпус, 1779 гг, арх. Д.И.Жилярди. Центральное здание с двумя боковыми корпусами, 1804-1828 гг., арх. Д.И.Жилярди, арх.А.Г.Григорьев" по адресу г.Москва. ул.Суворовская площадь, д.2, стр.1; устными объяснениями орошенных в качестве свидетелей старшего производителя работ СУ-2 АО "ГУОВ" Б. Д.В, заместителя начальника обеспечения ФГКУ ЦДРА Минобороны России Б.И.Н, диспетчера СУ-2 АО "ГУОВ" Ш. А.В.; иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы о том, что Ш.Д.В. и В.Т.А. не состояли в трудовых отношениях с ООО "МСК-Строй" и не осуществляли деятельность по выполнению реставрационных работ были предметом проверки судьи районного суда и судьи Московского городского суда, не согласиться с выводами которых оснований не имеется.
Учитывая, что на основании договора с АО "ГУОВ" для проведения реставрационных работ в качестве подрядчика привлечено ООО "МСК-Строй"; работы на объекте культурного наследия осуществлялись силами Общества; факт привлечения иных подрядных организацией для выполнения реставрационных работ из материалов дела не следует; в ходе производства по делу установлено, что со стороны АО "ГУОВ" Ш.Д.В. и В.Т.А. не привлекались; указанные лица фактически выполняли реставрационные работф, судебные инстанции, правильно применив положения ст.16, ч.2 ст.67 Трудового кодекса Российской Федерации, оценив все имеющиеся в деле доказательства, пришли к обоснованному выводу о том, что реставрация объекта культурного наследия, включенного в реестр проводилась физическими лицами, состоящими в трудовых отношениях с ООО "МСК-Строй" и не прошедшими аттестацию в федеральном органе охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Кроме того, при получении объяснений у генерального директора ООО "МСК-Строй" Сущени В.В. помощником военного прокурора предъявлялись фотографии указанных работников, факт привлечения которых к выполнению работу на объекте культурного наследия законным представителем Общества на момент возбуждения дел об административных правонарушениях не оспаривался.
С учетом изложенного действия ООО "МСК-Строй" правильно квалифицированы по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Оценивая субъективную сторону вмененных правонарушений, судебные инстанции правильно установили, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ООО "МСК-Строй" имелась; доказательства принятия Обществом мер по соблюдению требований законодательства об охране объектов культурного наследия не представлены.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых судебных актов. Несогласие заявителя с данной судебными инстанциями оценкой, имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст.1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Административное наказание назначено ООО "МСК-Строй" в пределах, предусмотренных санкцией ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения ООО "МСК-Строй" к административной ответственности соблюдены.
Вместе с тем имеются основания для изменения судебных актов.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).
Согласно ч.1 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу ч.2 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в п.24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N5 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Данные положения судьей Мещанского районного суда г.Москвы и судьей Московского городского суда учтены не были.
Как следует из материалов дел об административных правонарушениях, нарушения в области в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) были допущены в результате одного действия при производстве реставрационных работ на объекте культурного наследия. Нарушения выявлены в ходе проведения одной проверки. Постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях выносилось одним должностным лицом. Рассмотрение возбужденных в отношении ООО "МСК-Строй" дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, подведомственно судье районного суда.
Следовательно, ООО "МСК-Строй", совершив одним действием нарушение в виде привлечения к осуществлению работ двух работников Общества не аттестованных федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, п одлежало привлечению к административной ответственности с назначением одного административного наказания в пределах санкции ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 200 000,00 (двести тысяч) рублей.
В соответствии с п.2 ч. 2 ст.30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах, постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 02 апреля 2019 года по делу N5-387/2019, решение судьи Московского городского суда от 28 мая 2019 года по делу N7-6237/2019, постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 02 апреля 2019 года по делу N5-388/2019, решение судьи Московского городского суда от 28 мая 2019 года по делу N7-6236/2019, вынесенные в отношении ООО "МСК-Строй" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, подлежат изменению путем назначения ООО "МСК-Строй" одного административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000,00 рублей.
Заявленные при подаче жалоб ходатайства о предоставлении отсрочки по уплате административного штрафа подлежат оставлению без рассмотрения, поскольку порядок рассмотрения указанных ходатайств регламентирован ст.31.6 КоАП РФ, не предусматривающей разрешение данных ходатайств на стадии рассмотрения жалоб на вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 02 апреля 2019 года по делу N5-387/2019, решение судьи Московского городского суда от 28 мая 2019 года по делу N7-6237/2019, постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 02 апреля 2019 года по делу N5-388/2019, решение судьи Московского городского суда от 28 мая 2019 года по делу N7-6236/2019, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью "МСК-Строй" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.7.13 КоАП РФ изменить.
Назначить Обществу с ограниченной ответственностью "МСК-Строй" по делам об административных правонарушениях по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000,00 (двести тысяч) рублей.
В остальной части все указанные судебные акты оставить без изменения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Н.П.Афанасьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.