Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу защитника Кудряшова Р.Ю., поданную в интересах генерального директора акционерного общества "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" Тарасенко Ильи Сергеевича, на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Управления контроля авиационной, ракетно-космической и атомной промышленности ФАС России от 08 ноября 2018 года, решение судьи Савеловского районного суда города Москвы от 28 марта 2019 года и решение судьи Московского городского суда от 06 июня 2019 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Управления контроля авиационной, ракетно-космической и атомной промышленности ФАС России от 08 ноября 2018 года генеральный директор акционерного общества "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" (далее АО "РСК "МиГ") Тарасенко И.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Решением судьи Савеловского районного суда города Москвы от 28 марта 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 06 июня 2019 года, вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Тарасенко И.С. без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Кудряшов Р.Ю, выражая несогласие с названными постановлением должностного лица и судебными решениями, просит их отменить и прекратить производство по делу, указывая на отсутствие в действиях Тарасенко И.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ, поскольку установленный в контракте срок выполнения работ (до 31 декабря 2017 года) АО "РСК "МиГ" не нарушало, исполнило обязательство по контракту 05 декабря 2017 года, изменения срока выполнения работ до 10 ноября 2017 года внесено дополнительным соглашением N 6 от 19 апреля 2018 года; возможность продления сроков выполнения работ по контракту не предусмотрена положениями Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; ответственным за нарушение срока исполнения обязательств по контракту является заказчик (ПАО ОАО "Объединённая авиастроительная корпорация"), который не обеспечил своевременный возврат из ремонта авиационных двигателей и изделий С800АМ, в связи с чем срок исполнения контракта был продлен автоматически на период просрочки исполнения обязательств со стороны заказчика.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 14.55 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение должностным лицом головного исполнителя условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, либо нарушение должностным лицом исполнителя условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, которое влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ) установлены правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги (далее также - продукция) по государственному оборонному заказу.
Пунктом 1 статьи 3 Закона N 275-ФЗ установлено, что государственный оборонный заказ - установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
Головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу (далее - головной исполнитель) - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу (пункт 3 статьи 3 Закона N 275-ФЗ).
Контракт - договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа, и предусматривающий в том числе обязательства сторон и их ответственность (пункт 7 статьи 3 Закона N 275-ФЗ).
Исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу (далее - исполнитель), - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем (пункт 4 статьи 3 Закона N 275-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" исполнитель государственного контракта обеспечивает соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих изделий, требованиям, установленным контрактом.
Как следует из материалов дела 21 ноября 2014 года между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО "Объединённая авиастроительная корпорация" (далее ОАО "ОАК") заключен государственный контракт по государственному оборонному заказу на выполнение работ по сервисному обслуживанию самолетов по спецификации согласно перечню, утверждаемому Минобороны России для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2014-2018 годах.
Во исполнение вышеуказанного государственного контракта 25 декабря 2014 года между ОАО "ОАК" (Заказчик) и ОАО "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" (Исполнитель) на основании постановления Правительства РФ от 06 августа 2014 года N 771-20 заключен контракт N **** на выполнение работ по сервисному обслуживанию самолетов по спецификации согласно перечню, утвержденному Минобороны России для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2014-2018 годах (л.д. 176-199).
Предметом указанного контракта является выполнение Исполнителем работ по капитальному ремонту с модернизацией изделия типа 01 до уровня 01БМ (без ремонта авиационных двигателей (АД) и изделия С-800(А)), с выполнением всех работ на АД и С-800(А), С-800(АМ), не связанных с их заводским ремонтом, в том числе выполнение монтажно-демонтажных работ и проверки их работоспособности или регулировочных работ в составе основного объекта, выполняемых Исполнителем на условиях, установленных Контрактом (п. 1.1.1 контракта).
Согласно пункту 5.5 контракта предусмотрено, что сроком выполнения работ в виде капительного ремонта с модернизацией изделий типа 01 (01БС) в вариант 01БМ определен 2017 год.
Пунктом 8.16 контракта установлено, что датой выполнения работ является дата подписания Заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ.
Дополнительными соглашениями N***, N*** к контракту от 25 декабря 2014 года, заключенными 2016 и 2017 годах соответственно, пункт 5.5. изложен в новой редакции, а именно срок выполнения работ в виде капительного ремонта с модернизацией изделий типа 01 (01БС) в вариант 01БМ определен до 10 ноября 2017 года (л.д. 229-231, 238-241).
29 апреля 2016 года ОАО "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" реорганизовано в форме присоединения к АО "РСК МиГ".
В ходе проведенной на основании приказа ФАС России от 18 июля 2018 года N1012/18 в период с 31 июля 2018 года по 26 октября 2018 года в отношении АО "РСК МиГ" плановой выездной проверки соблюдения требований законодательства в сфере государственного оборонного заказа выявлено, что часть работ по капительному ремонту с модернизацией изделий типа 01 (01БС) в вариант 01БМ выполнена Обществом с нарушением установленного контрактом срока (до 10 ноября 2017 г.), а именно акт сдачи-приемки N 14 подписан 27 ноября 2017 года, акт сдачи-приемки N 15 подписан 01 декабря 2017 года, акт сдачи-приемки N16 подписан 29 ноября 2017 года, акт сдачи-приемки N 17 подписан 01 декабря 2017 года, акт сдачи-приемки N 18 подписан 05 декабря 2017 года.
Генеральным директором АО "РСК МиГ" является Тарасенко И.С, который вышеуказанными действиями допустил нарушение сроков выполнения работ по контракту контракт N 612дсп, заключенному 25 декабря 2014 г. в целях выполнения государственного оборонного заказа.
Указанные действия генерального директора АО "РСК МиГ" Тарасенко И.С. квалифицированы по ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность генерального директора АО "РСК МиГ" Тарасенко И.С. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 01 ноября 2018 года; актом проверки N 169 от 26 октября 2018 года; контрактом N *** на выполнение работ по сервисному обслуживанию самолетов по спецификации согласно перечню, утвержденному Минобороны России для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2014-2018 годах, с дополнительными соглашениями к нему; актами сдачи-приемки выполненных работ по государственному контракту N*** от 27 ноября 2017 года, N 15 от 01 декабря 2017 года, N 16 от 29 ноября 2017 года, N 17 от 01 декабря 2017 года, N18 от 05 декабря 2017 года, N19 от 05 декабря 2017 года и другими материалами дела.
При рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должностным лицом и судебными инстанциями на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины генерального директора АО "РСК МиГ" Тарасенко И.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ.
Довод жалобы об отсутствии в действиях генерального директора АО "РСК МиГ" Тарасенко И.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ,
поскольку установленный в контракте срок выполнения работ до 31 декабря 2017 года АО "РСК "МиГ" не нарушило, исполнило обязательство 05 декабря 2017 года, то есть до изменения срока до 10 ноября 2017 года дополнительным соглашением N** от 19 апреля 2018 года, не влечет удовлетворение жалобы в силу следующего.
Согласно условиям вышеуказанного контракта N ***, заключенного 25 декабря 2014 года в целях выполнения государственного оборонного заказа, АО "РСК МиГ", являясь исполнителем контракта, обязуется в установленный контрактом срок, выполнить работы в объеме, соответствующие качеству, результату и иным требованиям, установленным Контрактом, и сдать их результаты Заказчику (пункт 2.1 контракта). На момент подписания вышеуказанного контракта срок выполнения работ определен 2017 год.
Дополнительным соглашением N *** к контракту от 25 декабря 2014 года, заключенным в 2016 году, а также последующим дополнительным соглашением N 5 от 19 апреля 2017 года, пункт 5.5 контракта был уточнен, а именно срок выполнения работ в виде капитального ремонта с модернизацией изделий типа 01 (01БС) в вариант 01БМ определен конкретной датой - до 10 ноября 2017 года (л.д. 238-241, 229-232).
Названные дополнительные соглашения подписаны сторонами контракта, в том числе и ПАО "НАЗ "Сокол", правопреемником которого является АО "РСК "МиГ". В соответствии с условиями вышеуказанных дополнительных соглашений они являются неотъемлемой частью контракта и вступают в силу с момента их подписания.
Таким образом, на 19 апреля 2017 г. АО "РСК "МиГ" было осведомлено об установлении конкретного срока выполнения работ - до 10 ноября 2017 году, в связи чем обязано было выполнить работы и сдать их результаты заказчику в указанный срок.
Согласно п. 1.3 Положения о генеральном директоре АО "РСК МиГ", генеральный директор является единоличным исполнительным органом управления Предприятия, осуществляет руководство текущей деятельностью Предприятия в пределах полномочий, установленных Уставом Предприятия и договором заключаемый Предприятием с генеральным директором.
Таким образом, Тарасенко И.С, являясь должностным лицом АО "РСК МиГ", ответственным за соблюдения Обществом условий контракта N 612дсп, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, касающихся сроков поставки товаров, обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ.
Равным образом подлежит отклонению довод жалобы о том, что ответственным за нарушение срока исполнения обязательств по контракту является заказчик (ОАО "Объединённая авиастроительная корпорация"), который не обеспечил своевременный возврат из ремонта авиационных двигателей и изделий С800АМ, поскольку указанное обстоятельство не освобождает должностное лицо АО "РСК МиГ", являющегося исполнителем условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, от соблюдения установленных в контракте сроков поставки товаров.
При этом из представленных материалов дела, в частности копии писем, адресованных ПАО "ОАК" от 05 сентября 2017 года, от 15 сентября 2017 года, усматривается, что АО "РСК МиГ" уведомила Заказчика о задержке направления соисполнителями изделий и двигателей только в сентябре 2017 года, при том, что в мае 2017 году уже обладало сведениями о невозможности выполнения соисполнителями работ в установленные им сроки, тем самым достаточных мер по соблюдению установленных в контракте сроков поставки товаров не предприняло.
Изучение материалов дела свидетельствует, что при рассмотрении дела должностное лицо и судебные инстанции всесторонне, полно и объективно исследовали все имеющиеся по делу доказательства, проверили их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях генерального директора АО "РСК МиГ" Тарасенко И.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ.
Бремя доказывания должностным лицом и судебными инстанциями распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу генерального директора АО "РСК МиГ" Тарасенко И.С. по делу не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено генеральному директору АО "РСК МиГ" Тарасенко И.С. в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения генерального директора АО "РСК МиГ" Тарасенко И.С. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление заместителя начальника Управления контроля авиационной, ракетно-космической и атомной промышленности ФАС России от 08 ноября 2018 года, решение судьи Савеловского районного суда города Москвы от 28 марта 2019 года и решение судьи Московского городского суда от 06 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ, в отношении генерального директора акционерного общества "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" Тарасенко Ильи Сергеевича оставить без изменения, жалобу защитника Кудряшова Р.Ю. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.