Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Стар Бет" по доверенности Кинзеля Д.А. на постановление судьи Симоновского районного суда города Москвы от 10 декабря 2018 года, которым ООО "Стар Бет" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей,
установил:
15 октября 2018 года начальником ИФНС России N25 по г.Москве в отношении ООО "Стар Бет" составлен протокол об административном правонарушении по ч.4 ст.14.1.1 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами в порядке требований ст.ст.23.1, 28.8 КоАП РФ на рассмотрение по подведомственности передан в Симоновский районный суд города Москвы, судьёй которого 10 декабря 2018 года вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время данное постановление в Московский городской суд обжалует защитник общества по доводам поданной им жалобы, согласно которым, вина и наличие состава вменяемого обществу административного правонарушения не доказаны; налоговым органом необоснованно занижена стоимость земельных участков, которая определена в размере 24 925 000 рублей на основании заключения эксперта ЗАО "**** от 22 августа 2018 года, выполненного в рамках камеральной проверки уточненной налоговой декларации, а не в рамках выездной плановой проверки общества, что является неправомерным; судом неверно определен размер нематериальных активов общества; не принято во внимание решение внеочередного общего собрания участников общества об увеличении уставного капитала общества на 400 000 000 рублей за счет внесения дополнительных вкладов участников, о чем 23 августа 2018 года внесены соответствующие изменения в Устав общества и в ЕГРЮЛ; общество подтверждает сумму долгосрочных финансовых вложений, отраженных в расчете чистых активов по состоянию на 30 июня 2018 года.
В судебное заседание законный представитель ООО "Стар Бет", будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности Быстрова М.А, в полном объеме поддержавшего приведенные выше доводы жалобы и просившего их удовлетворить.
Представитель ИФНС России N25 по г.Москве по доверенности Юсипов Р.Р. возражал против удовлетворения доводов поданной жалобы, сочтя оспариваемый судебный акт законным и обоснованным, соответствующим фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам, дополнительно обращая внимание на то, что расчет стоимости чистых активов налоговым органом правомерно осуществлен в соответствии с Порядком расчета стоимости активов организаторов азартных игр, утвержденным Приказом Минфина РФ от 28 августа 2014 года N84н.
Проверив материалы дела, изучив доводы поданной жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, представителя административного органа, допросив свидетеля, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления судьи районного суда ввиду следующего.
Административная ответственность по ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ предусмотрена за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит лицензированию.
Исходя из положений п. 2 ст. 3 того же Федерального закона от 04 мая 2011 года N99-ФЗ, лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
П одпунктом "б" п. 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 года N 1130 "О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах", утверждено условие обеспечения лицензиатом выполнения требований, установленных пунктом 2 частью 6 статьи 6 Федерального закона N244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в силу которого, стоимость чистых активов организатора азартных игр в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр не может быть менее 1 миллиард рублей - для организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Согласно п. 7 указанного Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, осуществление лицензируемого вида деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом грубым нарушением является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 4 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", либо одного из требований, предусмотренных подпунктом "а" (в части, касающейся требований, установленных частью 3 статьи 8 и частью 3 статьи 14 Федерального закона) и подпунктами "б, г, е, и, п, л, н" п. 4 настоящего Положения.
Как усматривается из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в ходе проведения в соответствии с утвержденным ФНС России планом проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на 2018 год, на основании распоряжений начальника ИФНС России N25 по г.Москве N1 от 03 мая 2018 года о проведении плановой выездной проверки и N1\3 от 02 августа 2018 года о продлении проведения плановой выездной проверки ООО "Стар Бет" на предмет соблюдения всех лицензионных требований по адресу: г.***, д.***, эт.\ком.****, в 17.00 час. 30 августа 2018 года должностными лицами указанного налогового органа выявлено, что в нарушение требований п.2 ч.6 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", подп. "б" п. 4, п.7 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 года N 1130, стоимость чистых активов ООО "Стар Бет" в период осуществления с 4 квартала 2017 года по 1 квартал 2018 года деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах по состоянию на 30 июня 2018 года составила 358 699 рублей, что менее 1 миллиарда рублей, и что является грубым нарушением лицензионных требований, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.14.1.1 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, факт совершения ООО "Стар Бет" указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе, выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Стар Бет", основным видом деятельности которого является деятельность по организации и проведению азартных игр и заключения пари; актом проверки ИФНС России N25 по г..Москве от 30 августа 2018 года, которым установлено, что стоимость чистых активов ООО "Стар Бет" по состоянию на 30 июня 2018 года составила 358 699 рублей, из которых 32 853 000 руб. стоимость основных средств: земельные участки - 24 925 000 руб, машины и оборудование, офисное оборудование и другие виды основных средств - 7 928 000 руб, копия которого для сведения направлена по адресу местонахождения ООО "Стар Бет"; предоставленный ООО "Стар Бет" расчет стоимости чистых активов, которая, согласно бухгалтерской отчетности (форма N1 "Бухгалтерский баланс") по состоянию на 30 июня 2018 года составила 1 673 296 тыс. руб, с учетом того, что стоимость основных средств в виде земельных участков, в соответствии с отчетом ООО "Региональный центр консалтинга" об определении рыночной стоимости от 28 ноября 2011 года N****, составила 725 000 000 руб.; заключением эксперта ЗАО "Балтийский Бизнес Центр консультации, инвестиции, оценки" Рябина - Астафьева А.А. от 22 августа 2018 года, привлеченного налоговым органом в рамках камеральной проверки уточненной налоговой декларации ООО "Стар Бет" по налогу на прибыль за первый квартал 2018 года, в соответствии с которым, стоимость земельных участков, включенных в основные средства, по состоянию на 30 июня 2018 года составила 24 925 000 руб.; государственным контрактом от 22 августа 2018 года N**** на выполнение услуг по рыночной оценки недвижимости; протоколом главного государственного налогового инспектора ИФНС России N25 по г..Москве об административном правонарушении N***от 11 октября 2018 года в отношении ООО "Стар Бет" по ч.4
ст.14.1.1 КоАП РФ, в котором подробно приведено событие административного правонарушения, указаны нормы Законов и Положений, нарушение которых вменяется обществу, при этом, права привлекаемого к административной ответственности юридического лица соблюдены, протокол составлен в присутствии защитника общества по доверенности Косарева В.А, которому права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст.ст.25.1, 25.4 КоАП РФ, разъяснены, с протоколом он ознакомлен, с ним не согласился, копию его для сведения получил на руки, о чем имеются его собственноручные подписи, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит.
Данные доказательства составлены уполномоченными на то должностными лицами ИФНС России N25 по г.Москве, непосредственно выявившими нарушение лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, и не доверять им оснований не имеется.
Согласно ст. 87 НК РФ, налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регламентируется ст. 89 НК РФ.
В соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.
Статьей 96 НК РФ предусмотрено, что в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела.
На основании п. 4 ст. 101 НК РФ, при рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных проверок данных лиц, и иные документы, имеющиеся у налогового органа.
В рамках рассматриваемого дела при расчете стоимости чистых активов налоговым органом правомерно учтено заключение эксперта ЗАО ****" Рябина - Астафьева А.А. от 22 августа 2018 года, поскольку данный эксперт, являющийся членом Межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации НП "Общество профессиональных экспертов и оценщиков", экспертом НП "Гильдия профессиональных экспертов и оценщиков, имеющим соответствующее высшее специальное образование, достаточный стаж работы в оценочной деятельности, налоговым органом привлечен в рамках камеральной проверки уточненной налоговой декларации ООО "Стар Бет" по налогу на прибыль за первый квартал 2018 года, на основании государственного контракта от 22 августа 2018 года N****, заключенного между ЗАО "****" и ИФНС России N25 по г.Москве на оказание услуг по проведению оценки указанных земельных участков, в порядке ст. 96 НК РФ.
Информация, которая отражена в вышеназванном з аключении эксперта от 22 августа 2018 года размещена на соответствующем сайте сети Интернет, что позволяет проанализировать рынок недвижимости, и что свидетельствует об официальном источнике информации, также в нем указано, что в процессе определения рыночной стоимости земельных участков применялся сравнительный подход, оценка осуществлена по состоянию на 30 июня 2018 года.
Ввиду изложенного, подлежат отклонению как несостоятельные ссылки в жалобе на то, что налоговым органом при определении стоимости чистых активов общества необоснованно принято во внимание заключения эксперта ЗАО "Балтийский Бизнес Центр консультации, инвестиции, оценки" от 22 августа 2018 года, выполненного в рамках камеральной проверки уточненной налоговой декларации, а не в рамках выездной плановой проверки общества, что является незаконным.
Кроме того, совокупность приведенных выше доказательств, согласуется с показаниями допрошенного судом второй инстанции в качестве свидетеля заместителя начальника отдела оперативного контроля ИФНС России N25 по г..Москве Силаева Л.А, участвовавшего в проведении в период времени с 10 мая 2018 года по 30 августа 2018 года плановой выездной проверки ООО "Стар Бет", из которых усматривается, что проверкой было установлено завышение обществом стоимости чистых активов ООО "Стар Бет" в период осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с 4 квартала 2017 года по 1 квартал 2018 года, так, не было установлено какой-либо дебиторской задолженности по выданным авансовым платежам в сумме 585 830 тыс. руб, как то отражено в бухгалтерской отчетности по состоянию на 30 июня 2018 года, в связи с чем данная сумма в расчете стоимости чистых активов организации была отражена неправомерно, не было представлено и каких-либо документов, подтверждающих, что общество является администратором доменного имени BoomBet. RU, вследствие чего отражение в составе нематериальных активов сайта BoomBet. RU также является неправомерным, основной составляющей основных средств являлись земельные участки, стоимость которых общество определило в сумме 725 000 000 руб, что является завышенным, так как их рыночная стоимость по состоянию на 30 июня 2018 года фактически составила 24 925 000 руб, поэтому стоимость чистых активов составила 358 699 рублей, что менее 1 миллиарда рублей, и что является грубым нарушением лицензионных требований, влекущим административную ответственность по ч.4 ст.14.1.1 КоАП РФ, оснований не доверять которым не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, ничем не опровергнуты, даны лицом, непосредственно выявившим административное правонарушение в действиях общества в ходе проведения плановой выездной проверки, предупрежденным об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по правилам
ст.17.9 КоАП РФ.
На основании п.п. 4, 7 Порядка расчета стоимости активов организаторов азартных игр, утвержденным Приказом Минфина РФ от 28 августа 2014 года N84н, стоимость чистых активов определяется как разность между величиной принимаемых к расчету активов организации и величиной принимаемых к расчету обязательств организации. Объекты бухгалтерского учета, учитываемые организацией на забалансовых счетах, при определении стоимости чистых активов к расчету не принимаются. Стоимость чистых активов определяется по данным бухгалтерского учета. При этом активы и обязательства принимаются к расчету по стоимости, подлежащей отражению в бухгалтерском балансе организации (в нетто-оценке за вычетом регулирующих величин) исходя из правил оценки соответствующих статей бухгалтерского баланса.
Также в определении Верховного Суда РФ от 13 ноября 2017 года по делу N303-ЭС17-16179 указано на правомерность расчета стоимости чистых активов организации на основании бухгалтерской отчетности при отсутствии доводов и доказательств, опровергающих правильность бухгалтерского учета и доказательств иной стоимости чистых активов.
Вместе с тем, в данном случае ссылки в жалобе на неверно рассчитанную налоговым органом стоимость основных средств, в которые включены принадлежащие обществу земельные участки, стоимость которых - 725 000 000 руб. отражена в бухгалтерской отчетности ООО "Стар Бет", не могут повлечь отмену состоявшегося судебного акта, так как ИФНС России N25 по г.Москве представлено допустимое и достоверное доказательство иной стоимости указанных земельных участков - заключение эксперта ЗАО "****" от 22 августа 2018 года, полученное в рамках проведения проверки, в порядке ст.96 НК РФ, и опровергающее правильность бухгалтерского учета общества.
Также не могут повлиять на законность обжалуемого постановления суда первой инстанции доводы в жалобе о том, что не принято во внимание решение внеочередного общего собрания участников общества об увеличении уставного капитала ООО "Стар Бет" на 400 000 000 рублей за счет внесения дополнительных вкладов участников, так как данное решение было принято по истечении первого полугодия 2018 года - 16 августа 2018 года, а изменения в Устав общества и в ЕГРЮЛ внесены 23 августа 2018 года.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Непосредственным объектом составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 и ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в области организации и проведения азартных игр, подлежащей государственному регулированию путем лицензирования.
Установив, что стоимость чистых активов ООО "Стар Бет", имеющего выданную ФНС России лицензию на организацию и проведение азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в период осуществления с 4 квартала 2017 года по 1 квартал 2018 года деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах по состоянию на 30 июня 2018 года составила 358 699 рублей, что менее 1 миллиарда рублей, и что является грубым нарушением лицензионных требований, установленных частью 6 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", действия ООО "Стар Бет", вопреки утверждениям в жалобе, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как доказательств, подтверждающих, что ООО "Стар Бет" приняты все зависящие от него меры по соблюдению лицензионных требований, установленных п.2 ч.6 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", материалы дела не содержат, ссылок на такие доказательства не имеется и в поданной жалобе, с учетом того, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, что свидетельствует о его вине.
При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в порядке требований ст. 26.1 КоАП РФ, установлены наличие события административного правонарушения, виновное лицо, и виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, выводы, изложенные в судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины общества в его совершении.
Приведенные доводы жалобы заявителя не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются как стремле ние уйти от административной ответственности за совершенное им административное правонарушение, санкция которого предусматривает штраф в значительном размере.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием к отмене данного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст.ст.3.5, 4.1, 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч.4 ст. 14.1.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, характера правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций, имущественного положения общества, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.4 ст. 14.1.1 КоАП РФ, в данном случае не установлено.
Доказательств невозможности исполнения назначенного обществу наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на юридическое лицо административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
При этом, законный представитель общества не лишен возможности обратиться с письменным заявлением о предоставлении ему отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания в порядке, предусмотренном ст. 31.5 КоАП РФ.
Бремя доказывания по делу судьей районного суда распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен, порядок и установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемого постановления судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Симоновского районного суда города Москвы от 10 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ в отношении ООО "Стар Бет" оставить без изменения, жалобу защитника по доверенности Кинзеля Д.А. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.