Судебная коллегия по уголовным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Неделиной О.А,
судей Лобочкиной В.И, Федоровой С.В,
при помощнике судьи Рахимовой Г.М,
с участием прокурора апелляционного отдела уголовно-судебного управления прокуратуры г. Москвы Зверевой А.В,
осужденных Сионского В.А. и Асташкина С.Н,
адвокатов Федоровой Е.Г, Галкиной Е.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы осужденных Сионского В.А. и Асташкина С.Н, апелляционное представление и. о. Зюзинского межрайонного прокурора г. Москвы Филиппова В.Э. на приговор Зюзинского районного суда г. Москвы от 9 сентября 2019 года, которым
Сионский осужден:
по п.п. "а, г" ч. 2 ст. 161 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 2 года 6 месяцев,
по п. "г" ч. 2 ст. 161 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 2 года,
по п. "г" ч. 3 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 2 года.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, окончательно Сионскому В.А. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима,
Асташкин, судимый:
8 октября 2018 года Зюзинским районным судом г. Москвы по ч. 1 ст. 228 УК РФ к наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей, штраф не оплачен,
осужден:
по п. п. "а, г" ч. 2 ст. 161 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 2 года,
по п. "г" ч. 3 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 2 года.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, Асташкину С.Н назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года.
В соответствии со ст. ст. 70, 71 УК РФ по совокупности приговоров, к наказанию, назначенному по настоящему делу, полностью присоединено неотбытое наказание по приговору Зюзинского районного суда г. Москвы от 8 октября 2018 года и окончательно Асташкину С.Н. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года, со штрафом в размере 10 000 рублей, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима,
Наказание в виде штрафа постановлено исполнять самостоятельно.
Мера пресечения Сионскому В.А. и Асташкину С.Н. оставлена без изменения, в виде заключения под стражу.
Срок отбывания наказания исчислен Сионскому В.А. и Асташкину С.Н. с 9 сентября 2019 года.
На основании п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ в срок наказания зачтено время содержания Сионского В.А. и Асташкина С.Н. под стражей с 17 января 2019 года до вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
Приговором удовлетворены гражданские иски.
Постановлено взыскать в счет возмещения материального ущерба солидарно с Сионского В.А. и Асташкина С.Н. в пользу Г 20 500 рублей, в пользу Л 20 600 рублей; с Сионского В.А. в пользу Л 11 000 рублей.
Решена судьба вещественных доказательств.
Заслушав доклад судьи Неделиной О.А, выслушав объяснения осужденных Сионского В.А. и Асташкина С.Н, адвокатов Федоровой Е.Г, Галкиной И.В, мнение прокурора Зверевой А.В. по доводам апелляционных жалоб и апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приговором суда Асташкин С.Н. и Сионский В.А. признаны виновными в совершении грабежа, то есть в открытом хищении чужого имущества, группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья.
Преступление совершено 11 января 2019 года в отношении потерпевшего Г, у которого соучастники, действуя группой лицо по предварительному сговору, после нанесения множественных ударов руками и ногами по голове и различным частям тела, в том числе в область головы, ребер и ног, открыто похитили личное имущество на общую сумму 65 500 рублей, после чего с похищенным скрылись, причинив потерпевшему телесные повреждения, а также материальный ущерб.
Сионский В.А. признан виновным в совершении грабежа, то есть в открытом хищении чужого имущества, с угрозой применения насилия, не опасного для жизни и здоровья.
Преступление совершено 16 января 2019 года в отношении потерпевшего Л, у которого Сионский В.А. открыто похитил денежные средства в размере 11 000 рублей, высказав словесную угрозу о применении в отношении потерпевшего насилия, не опасного для жизни и здоровья.
Сионский В.А. и Асташкин С.Н. признаны виновными в краже, то есть в тайном хищении чужого имущества, группой лиц по предварительному сговору, с причинением значительного ущерба гражданину, с банковского счета (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 159.3 УК РФ).
Преступление совершено 16 января 2019 года в отношении денежных средств потерпевшего Л, при этом осужденные, получив в свое распоряжение банковскую карту на имя Л, действуя по предварительному сговору группой лиц, вставили банковскую карту в банкомат ПАО Сбербанк, ввели пин-код, после чего сняли денежные средства в размере 20 000 рублей, при этом за снятие указанной суммы была списана комиссия в размере 600 рублей, причинив тем самым Л значительный материальный ущерб на общую сумму 20 600 рублей.
Обстоятельства преступных деяний подробно изложены в приговоре суда.
В судебном заседании подсудимый Сионский В.А. пояснил, что по преступлению в отношении кражи денег потерпевшего Л. вину признает полностью, в открытом хищении чужого имущества потерпевших Л. и Г. вину не признал.
Подсудимый Асташкин С.Н. вину по преступлению в отношении потерпевшего Л. признал полностью, по преступлению в отношении Г. признал факт открытого хищения перстня, при этом пояснил, что в преступный сговор на совершение преступления ни с кем не вступал, ударов Г. не наносил.
В апелляционной жалобе осужденный Сионский В.А. выражает несогласие с приговором суда, считает его чрезмерно жестоким, несправедливым и подлежащим смягчению.
В апелляционной жалобе осужденный Асташкин С.Н, не оспаривая квалификацию содеянного, считает приговор слишком суровым и несправедливым.
В обоснование своей жалобы осужденный указывает, что суд, установив ряд смягчающих обстоятельств, фактические не учел их при назначении наказания.
Кроме того, ссылается на то, что суд не учел наличие у него хронических заболеваний и тот факт, что он имеет двоих малолетних детей: *** года рождения, а также не учел влияние назначенного наказания на условия жизни его детей, поскольку он является единственным кормильцем
своей семьи.
Просит смягчить назначенное ему наказание.
В апелляционном представлении и. о. Зюзинского межрайонного прокурора г. Москвы Филиппов В.Э. просит изменить приговор суда в отношении Асташкина С.Н.: указать во вводной части о наличии у Асташкина С.Н. двоих малолетних детей, учесть в качестве смягчающего обстоятельства на основании п. "г" ч. 1 ст. 61 УК РФ наличие у Асташкина С.Н. двоих малолетних детей, снизить наказание Асташкину С.Н. до 2-х лет 11 месяцев лишения свободы, ссылаясь на то, что суд в нарушение закона не принял во внимание и не учел, как смягчающее обстоятельство, наличие у Асташкина С.Н. двоих малолетних детей.
В суде апелляционной инстанции прокурор Зверева А.В. доводы апелляционного представления поддержала, доводы апелляционный жалобы осужденного Асташкина С.Н. поддержала частично, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы осужденного Сионского В.А.
Осужденный Асташкин С.Н. и адвокат Галкина И.В. доводы апелляционных жалоб и апелляционного представления поддержали, просили смягчить назначенное наказание.
Осужденный Сионский В.А. и адвокат Федорова Е.Г. доводы апелляционных жалоб поддержали, не возражали против удовлетворения апелляционного представления,
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и апелляционного представления, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Утверждения осужденного Сионского В.А. о том, что он не причастен к совершению преступления в отношении потерпевшего Г, осужденного Асташкина С.Н, признавшего лишь факт открытого хищения перстня у Г, отрицавшего преступный сговор и применение насилия к потерпевшему, были проверены судом первой инстанции и обоснованно отвергнуты, как неубедительные, противоречащие материалам уголовного дела.
Вывод суда о виновности осужденных Сионского В.А. и Асташкина С.Н. в совершении преступления в отношении потерпевшего Г соответствует фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции, и подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, приведенных в приговоре. В частности, вина осужденных подтверждается:
- показаниями потерпевшего Г, из которых усматривается, что на улице к нему подошли трое ранее незнакомых мужчин, среди которых были Асташкин С.Н. и Сионский В.А. Незнакомый парень и Сионский В.А. стали наносить ему удары, сорвали рюкзак, в котором были ноутбук и деньги в сумке 15 000 рублей. Рюкзак забрал Асташкин С.Н, который наблюдал за происходящим. Когда он лежал на земле, у него из кармана забрали сотовый телефон, а Асташкин С.Н. с руки снял перстень;
-протоколом осмотра места происшествия участка местности по адресу: г. Москва, ***, в ходе которого были обнаружены и изъяты ноутбук, зарядное устройство и рюкзак, указанные предметы были осмотрены с участием потерпевшего Г и последний подтвердил, что они были похищены 11 января 2019 года;
-в ходе следствия потерпевший Г опознал Асташкина С.Н. и Сионского В.А, как лиц, которые подвергли его избиению и открыто похитили личное имущество;
-заключением судебно-медицинской экспертизы о характере и механизме образования зафиксированных у Г телесных повреждений;
-протоколом опознания Г перстня, изъятого из ломбарда, как принадлежащего ему и похищенного Асташкиным С.Н,
другими доказательствами, на которые имеется ссылка в приговоре суда.
Вина осужденных Сионского В.А. и Асташкина С.Н. по преступлениям в отношении потерпевшего Л, кроме их полных признаний в преступных деяниях в отношении Л, подтверждается следующими доказательствами:
-показаниями потерпевшего Л об обстоятельствах открытого хищения денежных средств в сумме 11 000 рублей, которые Сионский В.А. выхватил у нее из руки. Когда он сказал, чтобы Сионский В.А. вернул деньги обратно, последний пригрозил ударить его по лицу. Данную угрозу он воспринял реально и перестал требовать деньги обратно. Затем Сионский В.А. выхватил у него из руки банковскую карту и убежал с ней. Через некоторое время он обнаружил, что с в банкомате с его счета были сняты денежные средства в сумме 20 000 руб,
свои показания, изобличающие осужденных в преступлениях, потерпевший Л подтвердил в ходе очных ставок с Сионским В.А и Асташкиным С.Н.;
-протоколами просмотров видеозаписей с участием Сионского В.А, Асташкина С.Н. и потерпевшего Л, на которых зафиксирован факт открытого хищения денежных средств у Л осужденным Сионским В.А, а также факт снятия денежных средств, принадлежащих Л, через банкомат осужденными Асташкиным С.Н. и Сионским В.А.;
-протоколом осмотра выписки на имя Л, согласно которой 16 января 2019 года с банковской карты на имя Л произошло списание 11 000 рублей, а затем в этот же день списание 20 000 и 600 рублей;
-протоколами явок с повинной Сионского В.А. и Асташкина С.Н, в которых последние сообщили об обстоятельствах совершения преступных действий в отношении Л,
другими доказательствами, на которые имеется ссылка в приговоре суда.
Вышеуказанные показания потерпевших Г, Л судом обоснованно признаны достоверными и положены в основу обвинительного приговора, поскольку они согласуются между собой, не содержат противоречий и подтверждаются иными доказательствами, исследованными в ходе судебного разбирательства.
Совокупность приведенных в приговоре доказательств проверена и исследована в ходе судебного следствия, суд дал им надлежащую оценку и привел мотивы, по которым признал их достоверными, соответствующими установленным фактическим обстоятельствам дела.
Достоверность доказательств, положенных судом в основу своих выводов о виновности осужденных, у судебной коллегии сомнений не вызывает.
Каких-либо оснований для оговора потерпевшими Г, Л осужденных Сионского В.А. и Асташкина С.Н, которых они ранее не знали, судебной коллегией не установлено.
Фактические обстоятельства дела установлены правильно и полно изложены в приговоре.
Справедливо придя к выводу о доказанности вины осужденных, суд дал правильную юридическую оценку их действиям и привел мотивы, подтверждающие наличие в деяниях Сионского В.А. и Асташкина С.Н. по преступлению в отношении потерпевшего Г признаков преступления, предусмотренного п. п. "а,г" ч. 2 ст. 161 УК РФ, по преступлению в отношении потерпевшего Л признаков преступления, предусмотренного п. "г" ч. 3 ст. 158 УК РФ, в деянии осужденного Сионского В.А. по преступлению в отношении потерпевшего Л признаков преступления, предусмотренного п. "г" ч. 2 ст. 161 УК РФ.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о совершении преступления в отношении потерпевшего Г группой лиц по предварительному сговору, о чем свидетельствуют совместные и согласованные действия Сионского В.А. и Асташкина С.Н, направленные на достижение единого преступного умысла - хищение имущества у потерпевшего Г с применением насилия: неустановленный соучастник и Сионский В.А. совместно нанесли потерпевшему удары, а Асташкин С.Н. в это время наблюдал за окружающей обстановкой, после чего Сионский В.А. открыто похитил у Г рюкзак с содержимым, а также из кармана джинсов мобильный телефон, а Асташкин С.Н. открыто похитил у Г перстень, после чего нанес удар ногой в область ребер потерпевшему.
Также суд правильно указал, что преступление в отношении денежных средств потерпевшего Л совершено Сионским В.А. и Асташкиным С.Н. группой лиц по предварительному сговору, поскольку Сионский В.А. передал банковскую карту Асташкину С.Н, после чего тот вставил ее в банкомат и снял денежные средства, затем соучастники скрылись с места преступления.
Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих безусловную отмену приговора суда, в том числе и в ходе предварительного следствия, по делу не установлено.
При проведении судебного разбирательства принципы уголовного судопроизводства судом первой инстанции соблюдались.
Наказание осужденным назначено в соответствии с требованиями уголовного закона, исходя из степени тяжести и общественной опасности совершенных преступлений, с учетом данных об их личности, смягчающих обстоятельств: у Сионского В.А. на основании п. "и" ч. 1 ст. 61 УК РФ явки с повинной, а также отсутствие судимостей, наличия на иждивении отца - пенсионера, состояния здоровья Сионского В.А, у Асташкина С.Н. на основании п. "и" ч. 1 ст. 61 УК РФ - наличия явки с повинной, активного способствования раскрытию и расследованию преступления, состояния здоровья Асташкина С.Н, судом как смягчающее обстоятельство обоим осужденным признана просьба потерпевшего Л строго не наказывать Асташкина С.Н. и Сионского В.А.
Обстоятельств, отягчающих наказание, судом не установлено.
При этом, проанализировав обстоятельства деяний, суд пришел к обоснованному выводу о необходимости исправления Сионского В.А. и Асташкина С.Н. в условиях изоляции от общества, не усмотрев оснований для назначения какого-либо иного наказания, не связанного с лишением свободы, в том числе для применения положений ч. 6 ст. 15, ст. 73 УК РФ. Свои выводы суд мотивировал.
При назначении наказания обоим осужденным суд учел требования ч. 1 ст. 62 УК РФ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит назначенное Сионскому В.А. и Асташкину С.Н. наказание в виде лишения свободы справедливым и оснований для применения положений ч. 6 ст. 15, ст. ст. 64, 73 УК РФ не усматривает.
Также судебная коллегия не усматривает оснований для смягчения наказания Сионскому В.А.
Окончательное наказание Асташкину С.Н. правильно назначено в соответствии с требованиями ст. 70 УК РФ.
Отбывание наказания в виде лишения свободы Асташкину С.Н. и Сионскому В.А. в исправительной колонии общего режима назначено на основании ст. 58 УК РФ.
Вместе с тем, соглашаясь с доводами апелляционного представления, судебная коллегия полагает, что приговор суда в отношении Асташкина С.Н. подлежит изменению пор следующим основаниям.
Из материалов уголовного дела, в частности приговора Зюзинского районного суда г. Москвы от 8 октября 2018 года (т. 3 л. д. 52-54), который был исследован судом первой инстанции, усматривается, что осужденный Асташкин С.Н. имеет двоих малолетних детей: 14 апреля 2010 года рождения и 17 октября 2017 года рождения.
Между тем, данное обстоятельство не было учтено при назначении наказания Асташкину С.Н.
В связи с изложенным судебная коллегия считает необходимым на основании п. "г" ч. 1 ст. 61 УК РФ признать обстоятельством, смягчающим наказание Асташкину С.Н, наличие двоих малолетних детей: 14 апреля 2010 года рождения и 17 октября 2017 года рождения, в связи с чем смягчить наказание, назначенное в виде лишения свободы, как за каждое преступление, так и на основании ч. 3 ст. 69 и ст. 70 УК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Приговор Зюзинского районного суда г. Москвы от 9 сентября 2019 года в отношении
Асташкина изменить:
На основании п. "г" ч. 1 ст. 61 УК РФ признать смягчающим обстоятельством наличие малолетних детей: *** года рождения и *** года рождения.
Смягчить назначенное Асташкину С.Н. наказание:
по п. п. "а, г" ч. 2 ст. 161 УК РФ до 1 года 11 месяцев лишения свободы,
по п. "г" ч. 3 ст. 158 УК РФ до 1 года 11 месяцев лишения свободы.
Смягчить назначенное Асташкину С.Н. наказание на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ до 2-х лет 10 месяцев лишения свободы.
Смягчить назначенное Асташкину С.Н. наказание на основании ст. ст. 70, 71 УК РФ до 2-х лет 10 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, со штрафом в размере 10 000 рублей.
В остальной части приговор суда в отношении Асташкина и Сионского оставить без изменения, апелляционное представление удовлетворить, апелляционную жалобу осужденного Асташкина С.Н. удовлетворить частично, апелляционную жалобу осужденного Сионского В.А. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.