Московский городской суд в составе председательствующего судьи
Откина М.К.
с участием старшего прокурора апелляционного отдела уголовно-судебного управления прокуратуры города Москвы
Фроловой Е.А.
обвиняемой
Саидовой Л.С,
адвоката Ибрагимова С.С, представившего удостоверение N * и ордер N * от 20 августа 2019 года
помощника судьи
Асфалиди Ю.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании материалы по
апелляционной жалобе адвоката Ибрагимова С.С. на постановление Черемушкинского районного суда города Москвы от 19 августа 2019 года, которым в отношении
Саидовой Л. С. * обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1.1 ст. 205.1 УК РФ
продлён срок содержания под стражей на 2 месяца, всего до 10 месяцев 9 суток, то есть до 21 октября 2019 года
Изложив обстоятельства дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав выступление обвиняемой
Саидовой Л.С. и адвоката
Ибрагимова С.С, поддержавших доводы жалобы, мнение прокурора
Фроловой Е.А, полагавшей постановление суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, суд
УСТАНОВИЛ
В производстве следователя по особо важным делам отдела по расследованию особо важных дел СУ по ЮЗАО ГСУ ГСУ СК России по гор. Москве находятся уголовные дела, возбужденные 21 ноября 2018 года в отношении неустановленных лиц по факту финансирования терроризма, по признакам преступления, предусмотренного ч. 1.1 ст. 205.1 УК РФ, 5 декабря 2018 года соединённое в одно производство с уголовным делом, возбужденном в отношении Мусаева И.У. по признакам преступления, предусмотренного ч. 1.1 ст. 205.1 УК РФ.
По подозрению в совершении этих преступлений Саидова Л.С. задержана в порядке ст.ст. 91-92 УПК РФ 11 декабря 2018 года, и постановлением Черемушкинского районного суда гор.Москвы от 13 декабря 2018 года в отношении Саидовой Л.С. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, срок которой неоднократно продлевался в судебном порядке до 8 месяцев 9 суток, то есть до 21 августа 2019 года.
Срок предварительного следствия по данному делу продлен установленном законом порядке до 11 месяцев, то есть до 21 октября 2019 года.
Постановлением Черемушкинского районного суда гор.Москвы от 19 августа 2019 года срок содержания Саидовой Л.С. под стражей продлен на 2 месяца, всего до 10 месяцев 9 суток, то есть до 21 октября 2019 года.
В апелляционной жалобе адвокат Ибрагимов С.С, не соглашаясь с принятым решением, считает постановление суда незаконным и незаконным, так как выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не подтверждаются доказательствами, рассмотренными в судебном заседании, без учета обстоятельств, которые могли существенно повлиять на принятое решение. Указывает, что Саидова Л.С. обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч.1.1 ст. 205.1 УК РФ, введенной в действие Федеральным законом N 445-ФЗ от 29 декабря 2017 года, тогда как согласно постановлению о возбуждении уголовного дела, расследование проводится о финансировании терроризма, совершенным в 2015-2018 годах, в отношении Саидовой Л.С. применяется закон, усиливающий наказание, и расследование должно проводится по ч. 1 ст. 205.1 УК РФ, в редакции Федеральных Законов N 377-ФЗ от 27 декабря 2009 года и N 352-ФЗ от 9 декабря 2010 года, тем самым, при наличии достаточных доказательств Саидова Л.С. может обвиняться в совершении тяжкого преступления, а не особо тяжкого, как указано в обжалуемом постановлении. Кроме этого, по утверждению автора жалобы, в предъявленном ей обвинении отсутствуют описание события преступления, с указанием времени, способа и обстоятельств его совершения, не указаны форма вины и мотивы, характер и размер вреда, причиненного преступлением и другие обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ. По утверждению автора жалобы, представленные материалы не дают суду оснований для вывода о наличии обоснованных подозрений о причастности Саидовой Л.С. к совершенному преступлению, и по его мнению, суд необоснованно отказал в ходатайстве защиты о домашнем аресте Саидовой Л.С. а вывод суда о том, что иная мера пресечения, в том числе и домашний арест, не может быть достаточной гарантией соблюдения интересов следствия и дальнейшего осуществления правосудия, нарушает баланс интересов следствия и Саидовой Л.С.
Судом не учтено, что Саидова Л.С. не знакома с кем-либо из свидетелей, оказать давление на них не может, является матерью четверых малолетних детей, скрываться от следствия и суда не намерена. Утверждает, что задержание Саидовой Л.С. произведено с нарушением закона, причастность её к инкриминируемым деяниям не проверена судом, предусмотренные ст.ст. 97, 99 УПК РФ обстоятельства для содержания Саидовой Л.С. под стражей отсутствуют, а тяжесть предъявленного ей обвинения не является основанием для применения данной меры пресечения. В связи с допущенными судом нарушений закона и несоблюдение указаний Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 10 октября 2003 года, "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", и N 41 от 19 декабря 2013 года "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста", указывает, что обстоятельства, послужившие основанием для заключения Саидову Л.С. под стражу, в настоящее время не являются достаточными для продления Саидовой Л.С. срока содержания под стражей, Обращает внимание, что в нарушение закона и п. 22 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд не проверил причины несвоевременного расследования данного уголовного дела и не дал оценки неоднократному возбуждению ходатайства следователя о продлении срока содержания под стражей по одним и тем же основаниям, в том числе для выполнение процессуальных и следственных действий запланированных при предыдущем правлении 3 месяца назад. В связи с несоответствием обжалуемого постановления суда требованиям закона, просит его отменить и избрать в отношении Саидовой Л.С. меру пресечения, не связанной с изоляцией от общества.
Суд апелляционной инстанции, выслушав мнение участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения постановления Черемушкинского районного суда города Москвы от 19 августа 2019 года о продлении Саидовой Л.С. срока содержания под стражей на 2 месяца, всего до 10 месяцев 9 суток, то есть до 21 октября 2019 года.
В соответствии с ч.2 ст.109 УПК РФ продление обвиняемым срока содержания под стражей свыше 6 месяцев, может быть осуществлено судом до 12 месяцев при особой сложности расследуемого дела в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, при отсутствии оснований для отмены или изменения обвиняемым меры пресечения в виде заключения под стражу.
Выводы суда о необходимости продления Саидовой Л.С. срока содержания под стражей и невозможности применения в отношении неё меры пресечения, не связанной с изоляцией от общества, вопреки доводам апелляционных жалоб, в постановлении суда надлежаще мотивированы и основаны на материалах, подтверждающих законность и обоснованность принятого решения.
Как следует из представленных материалов, в связи с истечением у Саидовой Л.С. срока содержания под стражей 21 августа 2019 года, следователем Мизоновым М.Д. в пределах предоставленных ему законом полномочий и в установленный срок, постановлением от 2 августа 2019 года возбуждено перед судом ходатайство о продлении Саидовой Л.С. данной меры пресечения на 2 месяца, всего до 10 месяцев 9 суток, то есть до 21 октября 2019 года, для выполнения указанных в постановлении процессуальных и следственных действий, направленных на завершение расследования.
Принимая решение о продлении Саидовой Л.С. меры пресечения в виде содержания под стражей, судом обоснованно учтено, что указанное ходатайство возбуждено следователем, в производстве которого находится данное уголовное дело, запрашиваемый срок содержания Саидовой Л.С. под стражей не превышает 12 месяцев, он соответствует сроку предварительного следствия по данному делу, продлённого до 21 октября 2019 года для указанных целей и по тем же основаниям, следовательно, оно не противоречит требованиям ч.2 ст.109 УПК РФ.
Вопреки доводам жалобы, выводы суда о необходимости дальнейшего содержания Саидовой Л.С. под стражей, мотивированы не только тяжестью предъявленного ей обвинения, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 3-х лет, особой сложностью расследуемого группового уголовного дела, обусловленной большим количеством проведенных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, установлением дополнительных эпизодов преступной деятельности, анализом движения денежных средств по банковским счетам обвиняемых, необходимостью выполнения мероприятий, направленных на завершение расследования, выполнения требований ст.ст. 215-217 УПК РФ, при наличии обоснованных подозрений о причастности Саидовой Л.С. к инкриминируемому ей деянию, но и наличием по делу указанных в постановлении предусмотренных ст. ст.97, 99 УПК РФ обстоятельств, при которых суд обоснованно согласился с доводами органов предварительного следствия о том, что избрание Саидовой Л.С. меры пресечения, не связанной с изоляцией от общества, не представляется возможным, так как она по месту регистрации не проживает, и избрание ей иной меры пресечения не представляется возможным, и обстоятельства, послужившие основанием для избрания Саидовой Л.С. меры пресечения в виде заключения под стражу, в настоящее время не изменились, и согласно обоснованным выводам суда, необходимость в дальнейшем содержании её под стражей, не отпала.
Вопросы доказанности вины и квалификации действий обвиняемых не обсуждаются судом апелляционной инстанции при рассмотрении жалоб на меру пресечения, и могут быть учтены судом при рассмотрении дела по существу.
Фактов волокиты при производстве предварительного расследования по данному делу, которые ставили бы под сомнение обоснованность принятого решения о продлении Саидовой Л.С. срока содержания под стражей, не установлено.
Доказательств, свидетельствующих о наличии у Саидовой Л.С. заболеваний, препятствующих содержанию её под стражей в условиях следственного изолятора, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 3 от 14 января 2011 года в материалах дела не содержится, суду они не представлены, семейное положение также не препятствует содержанию Саидовой Л.С. под стражей.
Постановление Черемушкинского районного суда гор.Москвы от 19 августа 2019 года о продлении Саидовой Л.С. срока содержания под стражей на 2 месяца, всего до 10 месяцев 9 суток, то есть до 21 октября 2019 года, вопреки доводам жалобы, принято с соблюдением норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего условия и порядок избрания и продления данной меры пресечения, обвинение Саидовой Л.С. предъявлено согласно требованиям главы 23 УПК РФ, и оснований для вывода о нарушении прав обвиняемой, предусмотренных Конституцией РФ и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, влекущих отмену данного постановления, или изменение Саидовой Л.С. меры пресечения в виде содержания под стражей, на иную, не связанную с изоляцией от общества, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ
Постановление Черемушкинского районного суда города Москвы от 19 августа 2019 года в отношении
Саидовой Л. С. о
продлении срока содержания под стражей на 2 месяца, всего до 10 месяцев 9 суток, то есть до 21 октября 2019 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу адвоката Ибрагимова С.С
. без удовлетворения.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.