Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Гербекова Б.И.,
судей Антоновой Н.В, Лебедевой И.Е.
при секретаре Шибаевой Е.И,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гербекова Б.И.
гражданское дело по апелляционной жалобе Кириченко Д.С.
на решение Тверского районного суда г. Москвы от 10 апреля 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Кириченко Д.С. к Департаменту здравоохранения г. Москвы, ГБУЗ г. Москвы "Городская поликлиника N 46 ДЗМ" об обязании совершить действие - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Кириченко Д.С. обратился в суд с иском, в котором просит обязать ответчиков выдавать ему льготные рецепты на..,.., указывая, что ответчики отказывают ему в выписке льготных рецептов в связи с отсутствием у него регистрации в Москве, что является нарушением закона.
Истец, его представитель в суд явились, поддержали требования.
Представитель Департамента здравоохранения Москвы в судебном заседании против иска возражала по доводам отзыва.
Представитель ГБУЗ г. Москвы "Городская поликлиника N 46 ДЗМ" в судебном заседании против иска возражала по доводам отзыва.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит Кириченко Д.С. по доводам апелляционной жалобы.
Истец Кириченко Д.С. в заседание судебной коллегии не явился, извещен надлежащим образом. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика Департамента здравоохранения г. Москвы - Шумкиной Л.И, представителя ответчика ГБУЗ г. Москвы "Городская поликлиника N 46 ДЗМ" - Чуприной Е.Н, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в части организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными препаратами переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" полномочия по организации обеспечения лекарственными препаратами отдельных категорий граждан переданы субъектам Российской Федерации.
Лекарственное обеспечение граждан Российской Федерации на региональном уровне за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения". Данным постановлением определён перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
В городе Москве как субъекте РФ в соответствии с Законом города Москвы от 03.11.2004 N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москва" и распоряжением Правительства Москвы от 10.08.2005 N 1506-РП меры социальной поддержки за счёт средств регионального бюджета предусмотрены только для жителей города Москвы.
Аналогичная правовая позиция изложена в ч. 1 ст. 20 Закона г. Москва от 17.03.2010 N 7 "Об охране здоровья в городе Москве", согласно которой жителям города Москвы гарантируется лекарственное обеспечение лечения, проводимого в государственных учреждениях здравоохранения города Москвы в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий; в ч. 2 ст. 20 указывается, что порядок и условия предоставления дополнительных мер в части лекарственного обеспечения жителей города Москвы, включая лекарственное обеспечение отдельных категорий, устанавливаются правовыми актами города Москвы.
Таким образом, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по медицинским показаниям, в соответствии со стандартами медицинской помощи, возможно при включении в региональный (московский) сегмент Федерального регистра лиц,
имеющих право на получение государственной социальной помощи, или за счет средств регионального бюджета, в последующем для включения в Общегородской регистр получателей мер социальной поддержки, исключительно при предоставлении в медицинскую организацию государственный системы здравоохранения города Москвы документа, подтверждающего место жительства в Москве.
При этом, согласно статье 3 Закона г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы", жители города Москвы (москвичи) - это граждане Российской Федерации, имеющие место жительства
в городе Москве.
В силу п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 3 закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 указанного закона регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания; регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 утверждены правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ", в соответствии с которыми местом пребывания является место, где гражданин временно проживает (гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина).
Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
При этом обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам врачей бесплатно может быть осуществлено за счет средств регионального бюджета при наличии у гражданина права на получение мер социальной поддержки в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 10.08.2005 N 1506-РП.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Кириченко Д.С. постоянно зарегистрирован в Белгородской области в г. Белгород, состоит в региональном (белгородском) сегменте Федерального регистра лиц, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой в городе Белгороде. Был при прикреплен к ГБУЗ "ГП N 46ДЗМ" филиал N 3 в установленном порядке по заявлению о выборе медицинской организации с 20.06.2018.
Согласно материалам дела Кириченко Д.С. имеет в Москве регистрацию по месту пребывания, а не по месту жительства.
По устному распоряжению заведующего филиалом... Кириченко Д.С. как житель Москвы был включен на период с 13.08.2018 по 01.08.2019 в региональный (московский) сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой в городе Москва, открыта категория льготы...
В соответствии с открытой категорией льготы 22.08.2018 Кириченко Д.С. был обеспечен льготными лекарственными препаратами по коду региональной льготной категории... сроком до 16.10.2018 (МНН:... МНН:.., МНН:.., МНН:...).
30.08.2018 Кириченко Д.С. был выведен из регионального (московского) сегмента Федерального регистра, а заведующий филиалом N 3.., заведующий отделением эндокринологии... привлечены к дисциплинарной ответственности приказом главного врача ГБУЗ "ГП N 46 ДЗМ" от 31.08.2018 N...
Таким образом, обеспечение Истца льготными лекарственными препаратами за счет бюджета города Москвы прекращено с 30.08.2018.
Отказывая в иске, суд обоснованно исходил из того, что истец не имеет постоянного места жительства в Москве, следовательно оснований для удовлетворения иска о возложении на ответчиков обязанности выдавать льготные рецепты не имеется.
Судебная коллегия с изложенными выводами суда согласна, поскольку они соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы истца направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 10 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.