Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В.,
судей Рачиной К.А, Лобовой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Утешевым С.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А,
дело по апелляционной жалобе ГУ - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области
на решение Басманного районного суда г. Москвы от 15 января 2019 г, которым постановлено:
Обязать ГУ - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области произвести Хуриевой Н.Б. перерасчет размера назначенной пенсии с 1 января 2017 г. с учетом заработной платы за период работы с 3 марта 1994 г. по 30 сентября 1996 г.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с ГУ- ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области в пользу Хуриевой Н.Б. в счет возмещения судебных расходов 5000 руб.
УСТАНОВИЛА:
Хуриева Н.Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области, пенсионный орган) с учетом уточнений об обязании включить в стаж период работы с 03 марта 1994 г. по 30 сентября 1996 г, произвести перерасчет размера пенсии, о возмещении судебных расходов в размере 30 000 руб.
В обоснование заявленных требований Хуриева Н.Б. указала, что с 3 марта 1994 г. по 30 сентября 1996 г. она работала в Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в должности специалиста программ по здравоохранению с ежемесячным окладом в размере ****** руб, с которых производились отчисления на обязательное пенсионное страхование.
С 14 сентября 2015 г. она является получателем страховой пенсии по старости. В ноябре 2015 года ей стало известно, что при расчете страховой пенсии по старости не была учтена заработная плата за период ее работы в Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца
В течение 2015- 2016 годов она неоднократно обращалась с клиентскую службу пенсионного органа с заявлениями о перерасчете размера страховой пенсии. Так, 26 декабря 2016 г. Хуриева Н.Б. обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии с приложением неучтенных справок о заработной плате, однако решением пенсионного органа от 27 марта 2017 г. ей было отказано в перерасчете страховой пенсии по старости.
Хуриева Н.Б. считает отказ пенсионного органа в перерасчете размера страховой пенсии по старости незаконным, нарушающим ее право на пенсионное обеспечение.
Истец Хуриева Н.Б. в судебное заседание суда первой инстанции явилась, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области в судебное заседание суда первой инстанции не явился, представил письменные возражения на иск.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик по доводам апелляционной жалобы, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области, заслушав объяснения представителя ответчика Пономарева А.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца Хуриеву Н.Б, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы исходя из изученных материалов дела не имеется.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (пункт 15 Перечня).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 указанной статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого расчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного закона.
Со дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с этим федеральным законом в части, не противоречащей Федеральному закону "О страховых пенсиях" (часть 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 этой статьи (календарный порядок исчисления продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г. исходя из продолжительности общего трудового стажа), либо в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи (исчисление расчетного размера пенсии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 г, исходя из продолжительности общего трудового стажа, в который включаются в том числе периоды обучения в высших учебных заведениях), либо в порядке, установленном пунктом 6 этой же статьи.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Хуриева Н.Б, ********* года рождения, с 3 марта 1994 г. по 30 сентября 1996 г. работала в Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в должности специалиста программ по здравоохранению с ежемесячным окладом в размере 132 280 руб, что подтверждается представленными в материалы дела копиями трудовой книжки, трудовых контрактов, справкой Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (региональное представительство в г. Москве) от 16 июня 2015 г. N *** с указанием на отчисление взносов в ПФР.
С 14 сентября 2015 г. Хуриевой Н.Б. назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в размере ****** руб. *** коп. При этом период работы Хуриевой Н.Б. с 3 марта 1994 г. по 30 сентября 1996 г. включен пенсионным органом в общий трудовой и страховой стаж при назначении истцу страховой пенсии по старости.
После назначения пенсии Хуриевой Н.Б. стало известно о том, что при расчете размера страховой пенсии по старости органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, не была учтена заработная плата, полученная ею за период работы в Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.
26 декабря 2016 г. Хуриева Н.Б. обратилась в клиентскую службу ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии, приложив справку Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (региональное представительство в России) от 21 декабря 2016 г, подписанную руководителем организации и главным бухгалтером, и содержащую сведения о фактической сумме заработка Хуриевой Н.Б. за период с марта 1994 года по октябрь 1996 года, учитываемом при исчислении пенсии. В справке также отмечено, что со всех включенных в справку сумм произведены отчисления в Пенсионный фонд по установленным тарифам. Кроме того, в справке указан номер плательщика в Пенсионном фонде Российской Федерации.
Решением пенсионного органа от 27 марта 2017 г. Хуриевой Н.Б. было отказано в перерасчете страховой пенсии по старости ввиду возникших сомнений относительно сведений, содержащихся в справке от 21 декабря 2016 г. - большой размер заработной платы по сравнению со среднестатистическим по стране в тот период.
Между тем сведения, указанные в справке от 21 декабря 2016 г, подтверждаются представленными в материалы дела копиями трудового контракта от 2 марта 1994 г, заключенного между Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и Хуриевой Н.Б, расчетными листками работодателя о начисленных Хуриевой Н.Б. в спорный период денежных суммах.
По информации, содержащейся в справке и.о. Главы Регионального Представительства Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в России от 6 декабря 2018 г, в период трудовой деятельности Хуриевой Н.Б. в офисе Регионального Представительства Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в г. Москве с 1994 по 1996 годы требования российского законодательства полностью соблюдались и выплаты в Пенсионный фонд и Налоговую инспекцию Российской Федерации осуществлялись, в подтверждение чего к справке приобщены бухгалтерские записи, отражающие размер перечисленных страховых взносов.
Разрешая спор в части требований об обязании пенсионного органа произвести перерасчет размера назначенной ей страховой пенсии по старости с учетом заработной платы за период работы в офисе Регионального Представительства Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в г. Москве с 3 марта 1994 г. по 30 сентября 1996 г, суд первой инстанции руководствовался нормативными положениями, подлежащими применению к спорным отношениям, оценил по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности и пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения указанного требования истца, так как в ходе судебного разбирательства было подтверждено, что справка о заработной плате от 21 декабря 2016 г, приложенная Хуриевой Н.Б. к заявлению о перерасчете страховой пенсии по старости, составлена на основании имеющихся на хранении у работодателя первичных учетных документов - платежных ведомостей за спорный период, в связи с чем отказ пенсионного органа в принятии данной справки в качестве основания для перерасчета назначенной истцу страховой пенсии по старости является незаконным.
Вопреки доводам заявителя в апелляционной жалобе, судом проверялись сведения, содержащиеся в справке от 21 декабря 2016 г, достоверность которых подтверждена совокупностью доказательств, представленных в материалы дела.
Также судом на основании положений статьи 100 ГПК РФ в пользу истца с ответчика взысканы расходы на оплате услуг представителя в размере 5000 руб, принимая во внимание, что такого характера расходы истцом были понесены, при этом судом учтены сложность дела, частичное удовлетворение исковых требований, требования соразмерности и справедливости, объем оказанной истцу юридической помощи и проделанной представителем работы, их необходимость для защиты прав истца.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами законодательства, регулирующего спорные отношения, правильно определилимеющие для дела обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального и процессуального права при разрешении данного спора судом применены верно; правовых оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, в апелляционной жалобе ответчика не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 15 января 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.