Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Удова Б.В.,
судей Мухортых Е.Н. и Бобровой Ю.М,
при ведении протокола помощником судьи И,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мухортых Е.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Я.А.В. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 17 апреля 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении требований Я.А.В. к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) о признании незаконным решения комиссии - отказать в полном объеме,
установила:
Я.А.В. обратился в суд с иском к ФСИН России о признании незаконным отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - ЕСВ), мотивируя свои требования тем, что и мея необходимую выслугу лет, обратился в ФСИН России с рапортом о постановке на учет для получения ЕСВ. Комиссией ФСИН России отказано в постановке на учет со ссылкой на ухудшение жилищных условий. С решением истец не согласен, считает, что намеренного ухудшения жилищных условий не было.
Истец Я.А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ФСИН России по доверенности С.В.В. в судебном заседании просил в иске отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Я.А.В, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права.
В суд апелляционной инстанции истец Я.А.В, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, об уважительности причин неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении слушания по делу не заявил, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ посчитала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика ФСИН России по доверенности П.С.И, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Я.А.В, *** года рождения, майор внутренней службы начальник производственного отдела центра трудовой адаптации ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю, имеющий выслугу более 16 лет, 14.07.2014 обратился с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
При этом истцом были представлены документы на состав семьи: заявитель, супруга - Я.(до брака К.) Л.В, *** года рождения (представлено свидетельство о заключении брака 16.11.2007).
Из документов следует, что Я.А.В. с 02.07.2012 был постоянно зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 43,4 кв.м. по адресу: ***, принадлежащем на основании договора передачи от 06.06.1995 на праве собственности матери заявителя Я.В.Н. (представлена копия свидетельства). По данному адресу представлена выписка из домовой книги и финансово-лицевой счет, согласно которому по адресу постоянно зарегистрировано 4 человека.
Супруга Я.А.В. - Я.Л.В. с 29.06.2005 была постоянно зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 45,3 кв.м. по адресу: ***, на основании договора социального найма от 26.07.2010 (представлена копия договора) и является его нанимателем. По данному адресу представлена выписка из домовой книги и финансово-лицевой счет, согласно которому по адресу постоянно зарегистрировано 2 человека.
Материалами учетного дела совместное проживание заявителя с членами его семьи не подтверждено.
Протоколом от 06.12.2016 N 105 Я.А.В. поставлен составом семьи 1 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты с 14.07.2014.
01.08.2017 Я.А.В. обратился с рапортом о внесении изменений в материалы учетного дела в связи со сменой места регистрации.
Я.А.В. 21.07.2017 снялся с регистрационного учета по адресу: ***.
Супруга истца Я.Л.В. 21.07.2017 снялась с регистрационного учета из муниципального жилого помещения по адресу: ***.
Я.А.В. и его супруга Я.Л.В. временно, на период с 21.07.2017 по 18.07.2020, зарегистрированы по адресу: ***. По указанному адресу представлены справки о регистрации, детализационный отчет по балансу, копия выписки ЕГРН на объект недвижимого имущества, согласно которым данное жилое помещение принадлежит на праве оперативного управления СОШ N **, копия договора найма, заключенного с СОШ N ** и супругой заявителя на время трудовых отношений, копия трудовой книжки супруги.
Представлены выписки из ЕГРН на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества, представленные всеми территориальными Управлениями Росреестра России с указанием девичьей фамилии супруги заявителя.
На основании вышеизложенного Комиссией ФСИН России было принято решение о внесении изменений в учетное дело Я.А.В. в части увеличения состава семьи до двух человек.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и, исходя из установленных по делу обстоятельств, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Я.А.В. требований, поскольку с упруга истца Я.Л.В, снявшись 21.07.2017 на основании личного заявления с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении по адресу: ***, в котором обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составляла более 15 кв. м, совершила действия, ухудшающие ее жилищные условия.
Оснований не согласиться с выводами суда у судебной коллегии не имеется.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых органов федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который закрепляет как право сотрудников органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и устанавливает условия реализации этого права.
В соответствии с частью 1 статьи 4 названного Федерального закона с отрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника органов внутренних дел на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется исходя из оснований, перечисленных в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ. В частности, е диновременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведенной нормы, перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Учитывая, что супруга истца Я.Л.В. совершила действия по снятию с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении по адресу: ***, в котором она была обеспечена общей площадью жилого помещения более 15 кв. метров, а также её добровольный отказ от права пользования этим жилым помещением и регистрация по месту жительства в другом жилом помещении, предоставленным временно, на период трудовых отношений, свидетельствуют об ухудшении её жилищных условий, о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье. Такие действия в силу положений части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ дают право комиссии отказать сотруднику в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Следовательно, вывод суда об отказе истцу в заявленных требованиях является правильным.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд отказал в удовлетворении ходатайства истца об обеспечении участия истца и его представителя адвоката П.В.А. в судебном заседании посредством проведения видеоконференц-связи, отмену решения суда повлечь не может, поскольку возможность участия стороны в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, предусмотренная ст. 155.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу закона, является правом, а не обязанностью суда, необходимость применения которой определяется судом исходя из существа рассматриваемого дела. Кроме того, истец был вправе реализовать свои процессуальные права и обязанности иными способами, в том числе воспользоваться услугами представителя, а также путем дачи письменных объяснений по делу.
В апелляционной жалобе не приведены какие-либо новые, юридически значимые обстоятельства, требующие дополнительной проверки.
Судом фактические обстоятельства по делу установлены правильно, собранные по делу доказательства исследованы в судебном заседании, им дана надлежащая оценка.
Решение суда постановлено в соответствии с нормами материального и процессуального права, является законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 17 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Я.А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.