Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В,
судей Дегтеревой О.В, Рачиной К.А.
при секретаре Бухареве И.С,
с участием прокурора Храмовой О.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А. дело по апелляционной жалобе Медведева С.Ю. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 12 июля 2019 г, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Медведева С.Ю. к Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) о признании незаконным приказа от 30 апреля 2019 г. N *****, восстановлении в должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов отказать,
установила:
Медведев С.Ю. обратился в суд с иском к Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее также - Россотрудничество) о признании незаконным приказа от 30 апреля 2019 г. N ***** об увольнении с государственной гражданской службы, восстановлении в прежней должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула за период с 1 мая 2019 г. по день восстановления на государственной гражданской службе, компенсации морального вреда в размере 10 000 руб, судебных расходов.
В обоснование заявленных требований Медведев С.Ю. указал, что с 10 февраля 2011 г. он работал в Россотрудничестве в различных должностях, с 21 октября 2015 г. занимал должность федеральной государственной гражданской службы - начальник Управления РЦНК и страновых программ.
Приказом руководителя Россотрудничества от 30 апреля 2019 г. N ***** он был освобожден от замещаемой должности и уволен с федеральной государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Медведев С.Ю. считает свое увольнение незаконным, так как ему не были предложены все имеющиеся вакантные должности, в частности ему не предложена ни одна из десяти должностей начальника управления.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Медведев С.Ю. и его представители исковые требования поддержали.
Представители ответчика Россотрудничества исковые требования не признали, возражали против их удовлетворения.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Медведев С.Ю.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 327 1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав истца Медведева С.Ю. и его представителя адвоката Сумарокова С.Ю, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика по доверенности Торубарову Е.Г, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Храмовой О.П, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 2 этого закона; далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Пунктом 4 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ закреплено такое общее основание прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы, как расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 названного Федерального закона).
В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В силу части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Частью 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же закона.
Судом установлено и из материалов дела следует, что с 10 февраля 2011 г. Медведев С.Ю. проходил государственную гражданскую службу в Россотрудничестве на различных должностях.
Приказом от 20 октября 2015 г. N ****** Медведев С.Ю. переведен на должность начальника Управления РЦНК и страновых программ с 21 октября 2015 г.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 10 Положения о Федеральном агентстве по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. N 1315, к полномочиям р уководителя Россотрудничества отнесено утверждение структуры и штатного расписания центрального аппарата и загранаппарата Россотрудничества в пределах установленных Президентом Российской Федерации штатной численности и фонда оплаты труда работников, сметы расходов Россотрудничества в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год на содержание Россотрудничества.
Приказом руководителя Россотрудничества от 15 февраля 2019 г. N ****** в целях совершенствования деятельности Россотрудничества утверждена новая структура центрального аппарата Россотрудничества с ведением ее в действие с 1 мая 2019 г. (пункт 1 приказа).
Этим же приказом заместителю руководителя М. предписано обеспечить уведомление сотрудников о возможном увольнении с федеральной государственной гражданской службы и разработку штатного расписания в соответствии с новой структурой Россотрудничества (подпункты 2.1, 2.2).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ Медведев С.Ю. 18 февраля 2018 г. был письменно уведомлен о сокращении замещаемой им должности и возможном увольнении с государственной гражданской службы.
Приказом руководителя Россотрудничества от 22 апреля 2019 г. N ***** утверждено штатное расписание центрального аппарата Россотрудничества с введением его в действие с 1 мая 2019 г. (пункт 1 приказа).
23 апреля 2019 г. Медведев С.Ю. был ознакомлен под роспись с уведомлением от 22 апреля 2019 г, в котором ему была предложена вакантная должность советника руководителя Россотрудничества, занять которую он отказался.
Кроме того, 29 апреля 2019 г. Медведеву С.Ю. вручено уведомление с предложением вакантной должности заместителя начальника Управления страновых программ, которая согласно Реестру должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 относится к той же категории и группе замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, что и замещаемая им должность, однако от предложенной должности истец также отказался.
Приказом руководителя Россотрудничества от 30 апреля 2019 г. N **** Медведев С.Ю. был освобожден от замещаемой должности и уволен 30 апреля 2019 г. с федеральной государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции руководствовался нормами материального права, регулирующие спорные отношения, оценил по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Медведева С.Ю. Суд исходил из того, что в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт исключения из штатного расписания замещаемой истцом должности в связи с утверждением новой структуры центрального аппарата Россотрудничества, в котором не было предусмотрено Управление РЦНК и страновых программ, поэтому у представителя нанимателя имелись основания для расторжения с ним служебного контракта по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе).
Проверяя порядок увольнения Медведева С.Ю. в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, установленный статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о его соблюдении ответчиком, поскольку увольнение произведено по истечении двухмесячного срока со дня предупреждения работника о предстоящем увольнении, Медведеву С.Ю. были предложены вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, однако истец отказался их занять, увольнение произведено с надлежащим уведомлением профсоюзного органа, приказ об увольнении издан полномочным лицом, что отражено в судебном решении.
Поскольку оснований для признания увольнения незаконным и восстановления Медведева С.Ю. в ранее занимаемой должности не установлено, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска в части требований о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Доводы Медведева С.Ю. в апелляционной жалобе о том, что ему не были предложены должности начальников десяти управлений по основным направлениям деятельности Россотрудничества, включая должность начальника Управления страновых программ, которые являлись вакантными с 22 апреля 2019 г, то есть с даты издания руководителем Россотрудничества приказа от 22 апреля 2019 г. N ***** об утверждении нового штатного расписания центрального аппарата Россотрудничества, не свидетельствуют о нарушении ответчиком установленного законном порядка увольнения по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ. Из содержания приказа руководителя Россотрудничества от 22 апреля 2019 г. N ***** следует, что новое штатное расписание центрального аппарата Россотрудничества вводится в действие с 1 мая 2019 г. (пункт 1). Между тем, исходя из части 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ у представителя нанимателя не имелось обязанности предлагать гражданскому служащему, должность которого подлежит сокращению, должности гражданской службы, имеющиеся в новом штатном расписании центрального аппарата Россотрудничества, введенном в действие с 1 мая 2019 г, то есть уже после увольнения Медведева С.Ю. (30 апреля 2019 г.).
Довод апелляционной жалобы о том, что решение вопроса об изменении штатной численности центрального аппарата Россотрудничества отнесено к исключительной компетенции Президента Российской Федерации не влияет на законность произведенного увольнения, поскольку в данном случае изменения численности штата не произошло, ответчиком произведено изменение структуры органа в результате организационно-штатных мероприятий, что и явилось основанием для увольнения истца, в данном случае действия Россотрудничества согласуются в Указом Президента Российской Федерации N 1315 от 06 сентября 2008 г. и Положением о Россотрудничестве, утвержденным данным Указом.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, повлияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании заявителем норм материального права, регулирующих спорные отношения.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона судебной коллегией не установлено, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ,
определила:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 12 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Медведева С.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.