Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Лукьянченко В.В, Гордеевой О.В,
при секретаре Воробьевой О.Ю,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело N2а-161/2019 по административному иску Изотовой Ларисы Николаевны, Воробьевой Любови Валерьевны к Правительству Москвы о признании бездействия незаконным,
по апелляционной жалобе административных истцов Изотовой Л.Н, Воробьевой Л.В. на решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 12 августа 2019 года, которым в удовлетворении административного иска Изотовой Л.Н, Воробьевой Л.В. отказано,
УСТАНОВИЛА:
Изотова Л.Н, Воробьева Л.В. обратились в суд с административным иском, в котором просили признать незаконным бездействие Правительства Москвы по не включению дома по адресу: г.Москва, ** в Программу реновации жилищного фонда в г.Москве; устранить допущенные нарушения прав и законных интересов жителей многоквартирного дома путем внесения сведений о жилом доме по указанному адресу в "Перечень многоквартирных домов первого периода индустриального домостроения, аналогичных им по характеристикам конструктивных элементов многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация", утвержденный постановлением Правительства Москвы от 1 августа 2017 года N 497-ПП, в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда.
В обоснование своих требований Изотова Л.Н, Воробьева Л.В. указали, что многоквартирный дом по адресу: г.Москва, ул. **, 1961 года постройки, 4-х этажный, полностью соответствует установленным критериям для включения его в Программу реновации. Данный многоквартирный дом был включен в предварительный перечень домов, предложенных для голосования в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 2 мая 2017 года N 245-ПП. По итогам проведенного голосования по вопросу включения дома в проект Программы реновации 62% жильцов высказались за включение дома в проект и 38% жильцов проголосовали против этого. При проведении 4 июля 2017 года общего собрания собственников помещений 71,67% собственников проголосовало за включение дома в проект Программы реновации. Однако жилой дом не был включен в Программу реновации. В период с 3 марта 2019 года по 6 марта 2019 года состоялось общее собрание собственников помещений, которое было оформлено протоколом от 7 марта 2019 года, на котором было принято решение пересмотреть вопрос, связанный с включением многоквартирного дома в проект Программы реновации. 7 марта 2019 года в адрес Правительства Москвы было направлено официальное обращение по вопросу включения жилого дома в Программу реновации. Правительство Москвы незаконно и немотивированно отказало в удовлетворении заявления.
В судебном заседании суда первой инстанции административные истцы Изотова Л.Н, Воробьева Л.В. заявленные требования поддержали; представитель административного ответчика Бурина Е.А. просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Решением Солнцевского районного суда г. Москвы от 12 августа 2019 года постановлено:
В удовлетворении административного иска Изотовой Ларисе Николаевне, Воробьевой Любови Валерьевне - отказать.
В апелляционной жалобе административные истцы выражают несогласие с данным судебным решением, считая его незаконным и необоснованным.
В судебное заседание судебной коллегии административные истцы Изотова Л.Н, Воробьева Л.В. явились, доводы апелляционной жалобы поддержали; представитель административного ответчика Правительства Москвы по доверенности Бурина Е.А. явилась, возражала относительно доводов апелляционной жалобы, полагала, что решение суда является законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административных истцов, представителя административного ответчика, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что Изотова Л.Н. является собственником квартиры N *, а Воробьева Л.В. является собственником квартиры N * в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Москва, *. Данный дом построен в 1961 году, является 4-х этажным. Многоквартирный дом по указанному адресу был включен в предварительный перечень домов, предложенных для голосования в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 2 мая 2017 года N 245-ПП. Однако по итогам проведенного голосования по вопросу включения дома в проект Программы реновации 62% жильцов высказались за включение дома в проект и 38% жильцов проголосовали против этого.
В соответствии с п.4.1 Постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве", в предусмотренный Программой реновации перечень многоквартирных домов первого периода индустриального домостроения, аналогичных им по характеристикам конструктивных элементов многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация, включены только те многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения, аналогичные им по характеристикам конструктивных элементов многоквартирные дома, в которых собственники и наниматели жилых помещений большинством не менее двух третей поддержали включение таких многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N 245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве".
При проведении голосования за участие в Программе реновации высказались менее 2/3 жителей (62%) жилого дома по адресу: *, в связи с чем в Программу реновации указанный жилом дом включен не был.
4 июля 2017 года было проведено повторное голосование собственников помещений дома по адресу: г.Москва, *, на котором 71,67% собственников помещений проголосовали за включение дома в Программу реновации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того при проведении голосования за участие в Программе реновации высказались менее 2/3 жителей (62%) жилого дома по адресу: г.Москва, *; в Программу реновации жилищного фонда в г.Москве вошли только те дома, жители которых приняли соответствующее решение большинством не менее 2/3 до дня вступления в силу Федерального закона от 1 июля 2017 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве", т.е. до 1 июля 2017 года, а повторное голосование собственников помещений указанного дома состоялось 4 июля 2017 года; кроме того, суд пришел к выводу о том, что административными истцами пропущен срок для обращения в суд, поскольку о не включении жилого дома в программу реновации административные истцы узнали в июле 2017 года, а административное исковое заявление подано в суд 26 апреля 2019 года.
Вместе с тем, с выводом суда об отказе в удовлетворении административного иска судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии со ст. 7.1 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" формы и порядок выявления и учета мнения собственников помещений и нанимателей жилых помещений при формировании и реализации программы реновации, в том числе путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, устанавливаются нормативными правовыми актами города Москвы с учетом положений настоящей статьи.
Из преамбулы постановления Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N 245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве" усматривается, что его положения приняты в целях выявления и учета мнения населения по вопросам реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве.
Пунктом 1 названного постановления Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N 245-ПП утвержден Порядок голосования для последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве (далее Порядок голосования), согласно пункту 1.1 которого указанный Порядок голосования определяет:
- правила голосования для последующего включения в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве многоквартирных домов, включенных в перечень многоквартирных домов, предложенных к голосованию (далее перечень),
- а также определяет правила подведения итогов указанного голосования.
Пунктом 2 Постановления Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N 245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве" установлено, что:
2.1. Голосование для последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве (далее - голосование) проводится в период с 15 мая по 15 июня 2017 г.
2.2. Голосование проводится только в отношении многоквартирных домов, включенных в размещенный на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет перечень многоквартирных домов, предложенных к голосованию для последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве.
2.3. Кроме голосования в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящего постановления, собственники помещений в многоквартирном доме вправе провести в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации в период с 15 мая по 15 июля 2017 г, но не позднее дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве", общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу согласия или несогласия с включением их многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве.
Решение о согласии с включением многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве должно быть принято большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком многоквартирном доме.
2.3 (1). При проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящим постановлением, полномочием по представлению интересов города Москвы как собственника жилых помещений в многоквартирном доме наделяются наниматели по договору социального найма таких жилых помещений. Полномочие нанимателя по договору социального найма жилого помещения для участия в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме подтверждается представлением договора социального найма жилого помещения или иного документа, подтверждающего его проживание в данном жилом помещении на условиях социального найма жилого помещения.
2.4. Протокол указанного в пункте 2.3 настоящего постановления общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должен быть представлен в управу соответствующего района города Москвы (на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы - в префектуру данных административных округов) в срок не позднее 20 июля 2017 г.
2.5. Результаты проведения в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (с учетом требований пункта 2.4 настоящего постановления) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме учитываются при формировании проекта программы реновации жилищного фонда в городе Москве и имеют приоритет перед результатами голосования в иных формах.
В соответствии с ч. ч. 1, 6 ст. 46 ЖК РФ, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что м ногоквартирный дом по адресу: г. Москва, ул. *, построен в 1961 году, является 4-х этажным и был включен в предварительный перечень домов, предложенных для голосования в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 2 мая 2017 года N 245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве".
При проведении голосования за участие в Программе реновации высказались менее 2/3 жителей (62%), в связи с чем в Программу реновации указанный жилом дом включен не был.
4 июля 2017 года было проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, *, на котором 71,67% собственников помещений проголосовали за включение дома в Программу реновации.
Также в период с 3 по 6 марта 2019 года состоялось общее собрание собственников помещений, которое оформлено протоколом от 7 марта 2019 года, по вопросу, связанному с включением многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве.
7 марта 2019 года от председателя общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в Правительство Москвы поступило заявление со ссылкой на Закон Российской Федерации от 15.04.1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" и постановление Правительства Москвы от 01.08.2017 г. N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве".
11 марта 2019 года в адрес заявителя было направлено уведомление, согласно которому обращение зарегистрировано в Аппарате Мэра и Правительства Москвы 07.03.2019 г. N3-6-47680/9, рассмотрением обращения по компетенции занимается Департамент градостроительной политики города Москвы.
25 марта 2019 года заместителем руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы дан ответ, в соответствии с которым в программу реновации вошли только те дома, жители которых большинством не менее двух третей поддержали включение такого многоквартирного дома в проект программы реновации, в том числе путем проведения собрания о включении в проект программы реновации жилищного фонда многоквартирного дома и до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации- городе федерального значения Москве", то есть до 01.07.2017; дополнительное включение многоквартирных домов в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве действующим законодательством не предусмотрено.
Вместе с тем, судебная коллегия, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что при рассмотрении обращения уполномоченного лица от имени всех собственников, с представлением решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу включения их многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве, административным ответчиком было неправильно определено существо такого обращения.
Так, фактически заявители просили с учетом представленных документов проверить законность не включения их многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве на 2017 год.
Постановлением Правительства Москвы от 14 июня 2017 года N 363-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 02 мая 2017 года N 245-ПП", постановлено в абзаце первом пункта 2.3 постановления слова "включенном в перечень, указанный в пункте 2.2 настоящего постановления" исключить, слова "15 июня 2017 г." заменить словами "15 июля 2017 г.", но не позднее дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации- городе федерального значения Москве".
Как следует из представленных документов, административным ответчиком не принято во внимание, что в соответствии с указанными изменениями жители многоквартирного дома по указанному адресу провели голосование по вопросу включения их многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве 4 июля 2017 года. Также жители многоквартирного дома подтвердили свое решение повторным голосованием по вопросу, связанному с включением их многоквартирного дома в программу реновации жилищного фонда в городе Москве.
При этом, согласно пункту 2.5 постановления Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N 245-ПП результаты проведения в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (с учетом требований пункта 2.4 настоящего постановления) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме учитываются при формировании проекта программы реновации жилищного фонда в городе Москве и имеют приоритет перед результатами голосования в иных формах.
Этим обстоятельствам суд первой инстанции не дал надлежащей оценки.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел ошибочному выводу о пропуске административными истцами срока для обращения в суд, поскольку административные истцы оспаривают бездействие уполномоченного органа. Бездействие по своей природе носит длящийся характер.
При этом в обоснование требований административные истцы указывали также на то, что 7 марта 2019 года в адрес Правительства Москвы направили официальное обращение, на которое получен ответ от 25 марта 2019 года, в связи с чем срок на обращение в суд с иском пропущен не был.
Частью 1 статьи 1 Закона города Москвы от 17 мая 2017 г. N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве" (статья 1 действует с 18 мая 2017 г. на основании статьи 12 названного Закона города Москвы от 17 мая 2017 г. N 14) предусмотрены следующие понятия:
реновация жилищного фонда в городе Москве - совокупность мероприятий, осуществляемых в целях предотвращения формирования аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения устойчивого развития жилых территорий, создания благоприятной среды жизнедеятельности, общественных пространств и благоустройства территории и предусматривающих комплексное обновление среды проживания граждан;
программа реновации - нормативный правовой акт Правительства Москвы, определяющий перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация. В такой перечень могут быть включены многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения, многоквартирные дома, аналогичные им по своим конструктивным характеристикам, жители которых в соответствии со статьей 3 настоящего Закона поддержали включение соответствующего многоквартирного дома в проект программы реновации, программу реновации.
В соответствии со статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработку и реализацию региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Положения статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривают, что законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно пунктам 9, 10, 12, 13 части 1 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится, в том числе: регулирование градостроительной деятельности; решение вопросов архитектуры, строительства, реконструкции, художественного оформления города Москвы; решение городских вопросов природопользования; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; благоустройство территории; охрана памятников истории и культуры; владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; развитие городской инфраструктуры и обеспечение единства городского хозяйства.
При этом в силу статей 5, 9 и 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Положения статей 2, 13, 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" предусматривают, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования.
Согласно пункту 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под градостроительной деятельностью понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
Вместе с тем, из представленных документов следует, что дома, расположенные рядом с домом N* по ул. * в городе Москве включены в программу реновации и подлежат сносу.
Таким образом, учитывая цели реновации жилищного фонда в городе Москве, а также мнение жителей многоквартирного дома, рассмотрение вопроса о включении данного многоквартирного дома в программу реновации должно отвечать интересам обеспечения наиболее эффективного использования территории, а также архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов.
С учетом изложенного, судебная коллегия, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, приходит к выводу о том, что решение суда, которым все обстоятельства дела учтены не были, подлежит отмене в силу положений части 2 статьи 310 КАС РФ с вынесением по делу нового решения о возложении на административного ответчика Правительство Москвы обязанности повторно рассмотреть заявление о включении многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ** в программу реновации жилищного фонда в городе Москве. Оснований для уд овлетворении остальной части требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 12 августа 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым обязать Правительство Москвы повторно рассмотреть заявление о включении многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ул. ** в программу реновации жилищного фонда в городе Москве.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.