Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Гордеевой О.В, Тиханской А.В,
при секретаре Куркиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело N2а-253/2019 по апелляционной жалобе административного истца Добролюбова А.К. на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 14 июня 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Добролюбова А.К. к Отделу военного комиссариата города Москвы по Митинскому району о признании решения незаконным, его отмене - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Добролюбов А.К. обратился в суд с административным иском к Отделу военного комиссариата города Москвы по Митинскому району, в котором просил признать незаконным и отменить решение от 10.04.2019 года N 5 о признании годным к военной службе и призыве на военную службу.
В обоснование требований административный истец указал, что призывной комиссией военного комиссариата объединенного Митинского района СЗАО г. Москвы в отношении Добролюбова А.К. было вынесено решение о признании годным к военной службе, категория годности "А-1", и призыве на военную службу (выписка из протокола N 5 от 17.04.2019 года N2/625). Административный истец считает решение призывной комиссии от 10.04.2019 года N 5 незаконным, поскольку оно противоречит статье 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Административным истцом 22.04.2019 года была подана жалоба на решение призывной комиссии военного комиссариата объединенного Митинского района СЗАО г. Москвы от 10.04.2019 года, по результатам которой 23.04.2019 года в удовлетворении заявления административного истца о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу было отказано. Добролюбов А.К. является студентом второго курса очной формы обучения факультета лингвистики ИМПЭ им. А.С. Грибоедова (приказ от 23.01.2018 года). ВУЗ имеет государственную аккредитацию N 2139 от 17.05.2016 года (срок действия до 22.12.2020 года), и лицензию N 2139 от 17.05.2016 года (срок действия бессрочно), что дает право отсрочки Добролюбову А.К. от службы в вооруженных силах Российской Федерации на время обучения на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца Швакула А.С. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении; представитель административного ответчика Карелина С.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца по доверенности Швакула А.С, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Карелину С.Н, полагавшую решение суда законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, проверив решение и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке имеются, судом допущено неправильное применение норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что Добролюбов А.К, * года рождения, состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата города Москвы по Митинскому району СЗАО г. Москвы.
Решением призывной комиссии от 03.10.2017 Добролюбову А.К. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по пп. "а" п.2 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998 N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службы" до 2021 года на время освоения образовательных программ в Образовательном частном учреждении высшего образования "Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова", в связи с зачислением с 01.09.2017 для обучения по очной форме обучения по направлению подготовки бакалавра по специальности 42.03.02 "Журналистика" (приказ N320у от 30.08.2017).
Приказом N21у от 23.01.2018 Добролюбов А.К. с 1 курса 2-го триместра очной формы обучения факультета журналистики по направлению подготовки бакалавров 42.03.02 "Журналистика" переведен на 1 курс 2-го триместра очной формы обучения факультета лингвистики по специальности 45.05.01 "Перевод и переводоведение" по основной образовательной программе федерального стандарта.
Судом установлено, что административный истец является студентом второго курса очной формы обучения факультета лингвистики (приказ от 23.01.2018 года). ВУЗ имеет государственную аккредитацию N 2139 от 17.05.2016 года (срок действия до 22.12.2020 года), и лицензию N 2139 от 17.05.2016 года (срок действия бессрочно).
Призывной комиссией военного комиссариата объединенного Митинского района СЗАО г. Москвы в отношении Добролюбова А.К. было вынесено решение о признании годным к военной службе, категория годности "А-1", и административный истец был призван на военную службу, выписка из протокола N 5 от 17.04.2019 года N 2/625.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд пришел к выводу, что обжалуемое Добролюбовым А.К. решение о призыве на военную службу было принято призывной комиссией в соответствии с требованиями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". При этом исходил из того, что административный истец перешел в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую различного уровня образования (уровень образовательной программы изменился, "Журналистика" - код специальности 42.03.02 (бакалавриат), "Перевод и переводоведение" - код специальности 45.05.01 (специалитет), в связи с чем решение о призыве административного истца является законным и обоснованным.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований согласиться не может в силу следующего.
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Названный Федеральный закон определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются на определенный срок от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Так, в силу положения подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу в частности имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в:
образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:
программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;
программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета;
программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином:
получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую имеющую государственную аккредитацию образовательную программу того же уровня образования либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации или в образовательной организации, из которой осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год;
восстановившимся в той же образовательной организации (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных организациях после отчисления по инициативе образовательной организации), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации, не увеличивается.
Исходя из норм действующего законодательства отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину один раз на весь период обучения, но не свыше нормативных сроков получения высшего образования по соответствующей программе за исключением одного из случаев, предусмотренных абзацами 11-14 подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Добролюбову А.К. была предоставлена отсрочка до 2021 года как обучающемуся по очной форме обучения, по программе бакалавриата (срок обучения 4 года).
Приказом N21у от 23.01.2018 Добролюбов А.К. был переведён с 19.01.2018 с факультета журналистики на факультет лингвистики для продолжения обучения по основной профессиональной образовательной программе специальности 45.05.01 (срок обучения 5 лет).
В соответствии с пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к образовательным программам высшего образования относятся программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" определена цель высшего образования - обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации (часть 1 статьи 69), а также установлены его уровни - бакалавриат; специалитет, магистратура; подготовка кадров высшей квалификации (часть 5 статьи 10); к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование, к освоению программ магистратуры - лица, имеющие высшее образование любого уровня (части 2 и 3 статьи 69).
Для обеспечения баланса между указанной целью и целью обеспечения обороны страны и безопасности государства, укомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации путем призыва на военную службу в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрены отсрочки от призыва на военную службу для граждан, получающих профессиональное образование, в том числе высшее образование.
С учетом того, что Добролюбов А.К. продолжает обучаться в образовательном частном учреждении высшего образования "Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова", перешел с одной образовательной программы (бакалавриата) на другую (специалитета) того же уровня образования, что в силу статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" является основанием для сохранения ранее предоставленной отсрочки от призыва на военную службу, поскольку срок отсрочки увеличивается не более чем на 1 год, судебная коллегия полагает, что оспариваемое решение о призыве на военную службу не может быть признано законным.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Так, в силу статей 23 и 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; на освобождение от призыва на военную службу имеют право граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, и граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.
Таким образом, Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
В соответствии с пунктом 19 Положения "О призыве на военную службу граждан Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
Материалами дела объективно подтверждается, что решением призывной комиссии от 03.10.2017 Добролюбову А.К. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по пп. "а" п.2 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998 N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службы" до 2021 года на время освоения образовательных программ в Образовательном частном учреждении высшего образования "Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова", в силу ст. 24 Федерального закона N53-ФЗ право на данную отсрочку за административным истцом сохраняется. При таких данных, решение призывной комиссии района Митино СЗАО г. Москвы от 10.04.2019 N5-4/36, которым Добролюбов А.К. призван на военную службу, является незаконным.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что решения суда, которым указанные обстоятельства не были учтены, нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением по административному делу нового решения о признании незаконным решения призывной комиссии района Митино СЗАО города Москвы от 10 апреля 2019 года N5-4/36 о призыве на военную службу Добролюбова А.К.
Руководствуясь ст. ст. 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тушинского районного суда г. Москвы от 14 июня 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконным решение призывной комиссии района Митино СЗАО города Москвы от 10 апреля 2019 года о призыве на военную службу Добролюбова А.К, * года рождения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.