Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А,
при секретаре Бондаренко С.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО фирма "ТЕТРА" об оспаривании кадастровой стоимости нежилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
ООО фирма "ТЕТРА" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6.
В административном исковом заявлении административный истец просит установить по состоянию на 1 января 2018 года кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *1 в размере 4 584 053 рублей, помещения с кадастровым номером *2 - в размере 8 713 515 рублей, помещения с кадастровым номером *3 - в размере 12 949 032 рублей, помещения с кадастровым номером *4 - в размере 8 618 491 рубля, помещения с кадастровым номером *5 - в размере 37 354 731 рубля, помещения с кадастровым номером *6 - в размере 6 080 824 рублей, то есть в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам оценки, проведенной ИП Азовским М.В.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что ООО фирма "ТЕТРА" является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами *3, *4, *6, *1, *2, *5, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2018 года установлена в размере 6 991 260 рублей 74 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *1; 14 123 898 рублей 08 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *2; 21 852 069 рублей 43 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *3; 13 956 401 рубля 87 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *4; 73 410 250 рублей 46 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *5; 12 485 454 рублей 04 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *6.
Несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представитель ООО фирма "ТЕТРА" по доверенностям Родичева Ю.В. в судебном заседании требование о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества уточнила, просила установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям Ладугина Е.Д. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в приобщенных к материалам дела письменных пояснениях.
Представители Правительства Москвы, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что ООО фирма "ТЕТРА" является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами *3, *4, *6, *1, *2, *5, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав (т. 1, л.д. 12-16), выписками из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости (т. 1, л.д. 17-52).
По состоянию на 1 января 2018 года кадастровая стоимость в отношении спорных объектов установлена в размере 6 991 260 рублей 74 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *1; 14 123 898 рублей 08 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *2; 21 852 069 рублей 43 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *3; 13 956 401 рубля 87 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *4; 73 410 250 рублей 46 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *5; 12 485 454 рублей 04 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *6 (выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости - т. 1, л.д. 53-58).
Административный истец ООО фирма "ТЕТРА" в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных нежилых помещений влияют на права и обязанности ООО фирма "ТЕТРА" как плательщика налога.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, административный истец 11 июля 2019 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО фирма "ТЕТРА" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений был представлен отчет, подготовленный ИП Азовским М.В, в котором по состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *1 определена в размере 4 584 053 рублей, помещения с кадастровым номером *2 - в размере 8 713 515 рублей, помещения с кадастровым номером *3 - в размере 12 949 032 рублей, помещения с кадастровым номером *4 - в размере 8 618 491 рублей, помещения с кадастровым номером *5 - в размере 37 354 731 рублей, помещения с кадастровым номером *6 - в размере 6 080 824 рублей.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Профит Пропертиз".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
По состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *1 определена экспертом в размере 5 055 898 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *2 - в размере 9 628 446 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *3 - в размере 16 695 739 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *4 - в размере 9 523 652 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *5 - в размере 43 524 045 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *6 - в размере 7 052 102 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорных нежилых помещений, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ИП Азовским М.В, и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административные истцы, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнили заявленные требования и просили установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере рыночной, определенной не по результатам оценки ИП Азовским М.В, а по результатам судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2018 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Суд также отмечает, что все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний. Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых помещений сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых зданий должна быть установлена в размере, определенном в экспертном заключении по состоянию на 1 января 2018 года.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 11 июля 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *1 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 5 055 898 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *2 - в размере 9 628 446 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *3 - в размере 16 695 739 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *4 - в размере 9 523 652 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *5 - в размере 43 524 045 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *6 - в размере 7 052 102 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 11 июля 2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда
подпись
В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 27 ноября 2019 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.