Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу *** на определение судьи Симоновского районного суда Москвы от 22.03.2019, которым возвращена без рассмотрения жалоба *** на постановление 03/9-1 о применении мер воздействия от 13.02.2019,
УСТАНОВИЛ:
постановлением 03/9-1 Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района Нагатинский затон города Москвы от 13.02.2019 к *** применены меры воздействия в виде профилактической беседы.
04.03.2019 *** обжаловала указанное постановление в суд и просила его отменить, поскольку в соответствии с нормами Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" ЦСПСиД "***" филиал Нагатинский не может проводить с нею индивидуальную профилактическую работу.
Определением судьи 22.03.2019 возвращена без рассмотрения жалоба ***, так как ею пропущен срок на обжалование, установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, а ходатайство о восстановлении указанного срока ею не подавалось.
Об отмене данного определения просит ***, указывая в поданной в Московский городской суд жалобе на то, что срок на подачу жалобы не пропущен, так как копию постановления она получила 22.02.2019, а жалоба направлена в суд по почте - 04.03.2019.
*** в судебное заседание явилась, доводы жалобы поддержала.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с пп.1, 2 ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Порядок подачи жалоб на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен гл. 30 КоАП РФ, исходя из положений которой, судья рассматривает жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, органом, коллегиальным органом.
Согласно п. 1 ст. 30.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ установлено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с административным иском, в том числе с требованиями об оспаривании действий (бездействий) органа государственной власти, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Из разъяснений п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются на территории субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов Российской Федерации. Порядок осуществления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется законодательством субъекта Российской Федерации. Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством Российской Федерации.
Как видно из дела, *** фактически обжалует применение к ней мер воздействия в виде профилактической беседы.
В связи с чем, судьей не учтено, что административным истцом заявлено административное исковое заявление в рамках КАС РФ, а не КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах вывод судьи первой инстанции о нарушении срока подачи жалобы, определенный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, нельзя признать законным и обоснованным, судьей неверно определен вид судопроизводства, в связи с чем, определение о возврате жалобы подлежит отмене с направлением материала на рассмотрение со стадии принятия заявления и обсуждения вопроса о рассмотрении заявления в порядке административного судопроизводства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.3, 30.4, 29.12 КоАП РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Симоновского районного суда Москвы от 18 апреля 2019 года отменить, дело направить в Симоновский районный суд г. Москвы на стадию подготовки к рассмотрению жалобы на постановление.
Судья
Московского городского суда Притула Ю.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.