Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев жалобу Кадыкова Ю.А., поданную на решение судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 25 июня 2019 года и определение начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Южном административном округе города Москвы от 28 марта 2019 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в отношении ГБУ г. Москвы "Жилищник района Бирюлево Восточное",
УСТАНОВИЛ:
по результатам рассмотрения обращения Кадыкова Ю.А. от 13 марта 2019 года определением начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Южном административном округе города Москвы (далее Управление Роспотребнадзора по г. Москве в ЮАО) от 28 марта 2019 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в отношении ГБУ г. Москвы "Жилищник района Бирюлево Восточное" в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с данным определением должностного лица, Кадыковым Ю.А. подана жалоба в Нагатинский районный суд города Москвы, решением судьи которого от 25 июня 2019 года определение должностного лица оставлено без изменения, жалоба Кадыкова Ю.А. без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Московский городской суд, Кадыков Ю.А. просит об отмене вышеназванных актов и направлении дела на новое рассмотрение, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе на то, что указанные им в обращении, поданном в Управление Роспотребнадзора по г. Москве в ЮАО, факты нарушений, допущенные ГБУ г. Москвы "Жилищник Бирюлево Восточное", не были надлежащим образом проверены должностным лицом; формальность рассмотрения жалобы судьей районного суда.
Изучив доводы жалобы, выслушав Кадыкова Ю.А, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато при отсутствие события административного правонарушения.
Обращения граждан, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в силу ст. 28.1 КоАП РФ являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 3 части 1 данной статьи) и подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, которые при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, могут возбудить дело об административном правонарушении (части 2 и 3 данной статьи).
В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. п. 2 и 3 ч. 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении, начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЮАО в определении от 28 марта 2019 г. указал, что из представленных заявителем (Кадыковым Ю.А.) фотоматериалов стендов информации, расположенных в 5-ти подъездах многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ул. Бирюлевская, д. 49 корп. 1, установить факт наличия или отсутствия обязательной информации для потребителей не представляется возможным, поскольку имеющаяся на фото информация, размещенная на стендах, не поддается прочтению и идентификации.
Также указано на то, что заявителем не представлены фотоматериалы с наличием либо отсутствием обязательной информации, размещенной на досках объявлений, расположенных в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, которые в свою очередь являются альтернативой размещения информации в подъездах жилых домов.
Согласно пункту 5.1.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 (далее Положение), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет, в том числе, государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
При этом пунктом 4 Положения предусмотрено, что служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктом 5.9 Положения к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отнесено осуществление в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации, помимо прочего, в области защиты прав потребителей.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.07.2012 N 764 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров (далее Административный регламент).
Названный Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий, осуществляемых должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при осуществлении государственного контроля за выполнением требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров (п. 1 Административного регламента).
Согласно п. 23 Административного регламента исполнение указанной выше государственной функции включает в себя определенные административные процедуры, а именно: организация и проведение проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований, в частности законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, оформление ее результатов и принятие мер по результатам проверки.
В соответствии с пп. 67, 68 Административного регламента в случаях обнаружения в ходе проверки нарушений обязательных требований должностное лицо Роспотребнадзора, уполномоченное провести проверку, принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции, в том числе, по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
В соответствии с пунктом 9 Административного регламента результатом исполнения государственной функции является установление фактов соответствия или несоответствия обязательным требованиям деятельности, осуществляемой лицами, подлежащими проверке, их действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг).
К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных указанным выше Положением и Административным регламентом.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ в случае выявления при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 данного федерального закона.
В случае получения в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, указанных в частях 5 - 7 статьи 8.2 названного федерального закона, сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Изложенное выше свидетельствует о том, что поступившая в территориальный отдел информация о возможном нарушении законодательства в области защиты прав потребителей требует от должностных лиц административного органа, в данном случае территориального Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЮАО, совершения мероприятий по контролю в целях проверки полученной информации на предмет наличия или отсутствия в ней достаточных данных о событии административного правонарушения для принятия решения о возбуждении либо отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Между тем, в данном случае, имеющиеся в деле материалы свидетельствуют о том, что указанные Кадыковым Ю.А. в обращении от 13 марта 2019 г. N 12502\ж-2019 факты предполагаемых нарушений, допущенных ГБУ г. Москвы "Жилищник Бирюлево Восточное" в установленном порядке путем проведения мероприятий по контролю уполномоченным должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора г. Москвы по ЮАО не проверялись.
При том, что *** г. в адрес ГБУ г. Москвы "Жилищник Бирюлево Восточное" начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора г. Москвы по ЮАО выдано предостережение N *** о недопустимости нарушения обязательных требований, в основу которого положены аналогичные обстоятельства, о которых также указал Кадыков Ю.А. в своем обращении.
ГБУ г. Москвы "Жилищник Бирюлево Восточное" предостережено о недопустимости указанных нарушений, ответственность за которое предусмотрено ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ; ему предложено принять меры по соблюдению обязательных требований действующего законодательства в области защиты прав потребителей, а именно обеспечить наличие обязательной информации для потребителей в тамбурной зоне подъезда жилого дома по адресу: ***
Изложенное выше свидетельствует о несоответствии вывода должностного лица территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЮАО об отсутствии в действиях ГБУ г. Москвы "Жилищник Бирюлево Восточное" события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ фактическим обстоятельствам; при этом реальных мер для проверки, полученной из обращения Кадыкова Ю.А. информации на предмет отсутствия достаточных данных для возбуждения дела об административном правонарушении предпринято не было.
При таких обстоятельствах вывод начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Южном административном округе города Москвы, изложенный в обжалуемом определении от 28 марта 2019 года об отсутствии в действиях ГБУ г. Москвы "Жилищник Бирюлево Восточное" события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, является преждевременным, не основанным на фактических обстоятельствах, в связи с чем названное определение должностного лица и решение судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 25 июня 2019 г, оставившего данное определение без изменения, не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
Учитывая, что срок привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ по делам об административных правонарушениях в области защиты прав потребителей составляет 1 год и на момент рассмотрения настоящей жалобы не истек, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЮАО.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу Кадыкова Ю.А. удовлетворить.
Решение судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 25 июня 2019 года и определение начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Южном административном округе города Москвы от 28 марта 2019 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в отношении ГБУ г. Москвы "Жилищник района Бирюлево Восточное" отменить.
Направить материал по обращению Кадыкова Ю.А. от 13 марта 2019 г. на новое рассмотрение в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Южном административном округе города Москвы для принятия процессуального решения, предусмотренного статьей 28.1 КоАП РФ.
Судья
Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.