Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО "Юг 2008" в лице генерального директора Чиненова Р.Г. на постановление заместителя главного государственного инспектора г.Москвы в области охраны окружающей среды N *** от 07 декабря 2018 года, на решение судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 29 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.28 КоАП г.Москвы, в отношении ООО "Юг 2008",
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Москвы в области охраны окружающей среды N *** от 07 декабря 2018 года ООО "Юг 2008" признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 4.28 КоАП г.Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с таким актом должностного лица административного органа, сторона защиты подала на него жалобу в Нагатинский районный суд города Москвы, решением судьи которого от 29 августа 2019 года указанное постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд законный представитель общества обжалует акты должностного лица административного органа и судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым, вина общества во вмененном ему административном правонарушении не доказана; информационный щит на данном объекте находился по адресу: г. ***, и согласован с заказчиком работ и с Управой района "Зябликово" г.Москвы, что не было учтено ни должностным лицом, ни судьей районного суда; о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, а также рассмотрения дела по существу законный представитель общества в установленном порядке должностными лицами извещен не был, доказательств этому материалы дела не содержат.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель ООО "Юг 2008", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с заявлением об отложении рассмотрения дела не обращался, явку защитника не обеспечил, в связи с чем полагаю возможным, в порядке ст.25.4 КоАП РФ, рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы поданной жалобы, нахожу оспариваемые акты должностного лица административного органа и судьи районного суда не подлежащими отмене или изменению в связи со следующим.
Административная ответственность по ст.4. 28 КоАП г. Москвы наступает за производство работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов и реконструкции зеленых насаждений с нарушениями условий размещения информационных щитов, установленных правовыми актами города Москвы, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.
В силу ст.42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
По смыслу ч.1 ст.751 ГК РФ, подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ; подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований.
Правила размещения информационных щитов при производстве работ по реконструкции объектов установлены Распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2004 года N1312-РП "О мерах по информированию жителей города Москвы о производстве работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов и реконструкции зеленых насаждений", которым в целях информирования жителей города Москвы о производстве работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов и реконструкции зеленых насаждений, установлен ряд обязанностей.
Согласно п.п.1.1, 1.3.5, 1.3.6 вышеназванного Распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2004 года N1312-РП, обеспечение размещения информационных щитов в местах предполагаемого производства работ является обязанностью производителя работ; на информационных щитах в обязательном порядке должны быть размещены номера телефонов горячей линии Департамента природопользования и охраны окружающей среды; щиты на объектах строительства должны устанавливаться со стороны основной улицы или площади и иметь хороший обзор.
В соответствии с п.п. 3.1.2, 8.3.7 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N743-ПП, при проведении работ по строительству, капитальному ремонту и реконструкции зеленых насаждений, сопровождающихся вырубкой и пересадкой зеленых насаждений, необходимо не позднее, чем за 10 дней обеспечить размещение информационных щитов в местах предполагаемого производства работ по утвержденной форме Приложения N27 постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N743-ПП. Информационные щиты должны быть размером 2 x 2 м с указанием заказчика, подрядной организации и номеров их телефонов; информационные щиты должны быть установлены не позднее, чем за 10 дней до начала работ, сопровождающихся вырубкой и пересадкой зеленых насаждений, по утвержденной форме и иметь хороший обзор информационные щиты должны быть установлены не позднее, чем за 10 дней до начала работ, сопровождающихся вырубкой и пересадкой зеленых насаждений, по утвержденной форме и иметь хороший обзор.
Исходя из положений п. 5.17.5 указанных Правил, запрещается ведение работ без установки щитов, содержащих информацию о планируемом виде работ, сроках проведения работ, графическом изображении строящегося объекта, количестве вырубаемых и пересаживаемых зеленых насаждений, проекте (плане) благоустройства и озеленения территорий, а также показателях воздействия (шумы, выбросы и сбросы загрязняющих веществ), изменении гидрологических условий и планах природоохранных мероприятий по сокращению вредных воздействий на окружающую среду.
На основании примечания к ст.4.40 КоАП г.Москвы, под экологической информацией следует понимать информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, а также о деятельности в области охраны окружающей среды.
Согласно п.п.1.1, 1.3 постановления Правительства Москвы от 19 ноября 2002 года N939-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы", Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы является уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным Правительству Москвы, проводящим политику города Москвы в области природопользования и охраны окружающей среды и осуществляющим регулирование в этой области; устанавливает правила подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в город Москве, устанавливают порядок разработки и согласования документации для производства работ, оформления ордеров, требования к обустройству и содержанию мест производства работ и прилегающих территорий, а также порядок производства работ, подготовки и сдачи исполнительной документации, осуществления контроля за соблюдением установленных норм, правил и требований, ответственность за нарушений Правил; выполнение правил на территории Москвы обязательно для всех должностных лиц городской администрации, контрольных и надзорных органов исполнительной власти Правительства Москвы, эксплуатационных, подрядных, проектных и изыскательных организаций, собственников, владельцев и арендаторов, заказчиков, застройщиков и инвесторов независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и источников финансирования выполненных работ.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в 11.00 час. 19 июля 2018 года в ходе рейдового обследования озелененной территории в соответствии с плановым (рейдовым) заданием на проведение осмотра (обследований) особо охраняемых природных территорий, земельных участков, акваторий водоемов N11-1/2018 от 31 января 2018 года должностными лицами административного органа по адресам: г.Москва, Ореховый бульвар, д.21, корп.1, д.25, д.37, корп.1, д.39, корп.1, выявлено, что ООО "Юг 2008", будучи подрядчиком на основании заключенного с ГБУ "Автомобильные дороги" контракта N0173200001418000643 от 06 июля 2018 года на выполнение работ по благоустройству территории по адресу: г.Москва, Ореховый бульвар (2-ой этап), в нарушение требований п.3.1.2 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ в г.Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП, при проведении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов и реконструкции зеленых насаждений допущено нарушение условий размещения информационных щитов, в том числе, содержащих экологическую информацию, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 4.18 КоАП г.Москвы.
Факт совершения ООО "Юг 2008" указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью исследованных судьей районного суда доказательств, в том числе, заданием на проведение осмотра (обследований) особо охраняемых природных территорий, земельных участков, акваторий водоемов N *** от 31 января 2018 года; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 19 июля 2018 года в отношении ООО "Юг 2008" по ст.4.28 КоАП г..Москвы; актом рейдового осмотра (обследования) особо охраняемых природных территорий от 19 июля 2018 года, которым зафиксировано выявленные нарушения условий размещения информационных щитов; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Юг 2008", сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, Уставом общества; заключенным между заказчиком ГБУ "Автомобильные дроги ЮАО" и подрядчиком ООО "Юг 2008" контрактом N *** от 06 июля 2018 года на выполнение работ по благоустройству территории по адресу: г..***, п.5.4.1 которого предусмотрено, что подрядчик обязан своевременно и надлежащим образом выполнять работы в соответствии с требованиями Технического задания, в соответствии с пунктами 5.7, 7.3, 7.9 которого, в ходе выполнения работ подрядчик обеспечивает выполнение мероприятий, отвечающих законодательству РФ и г..Москвы по охране окружающей среды, зеленых насаждений и почв, в том числе, Закону г..Москвы от 05 мая 1999 года N17 "О защите зеленых насаждений", Правилам создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ в г..Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП; Техническим заданием на выполнение работ по благоустройству территории по адресу: г..*** ; планом места производства работ по благоустройству территории на особо охраняемой природной территории; положительным заключением Департамента природопользования и охраны окружающей среды г..Москвы от 01 сентября 2017 года N *** о
соответствии материалов проекта по указанному объекту требованиям, установленным в нормативных правовых актах в области защиты зеленых насаждения; протоколом осмотра территории с фотоматериалом к нему, которыми зафиксировано отсутствие информационных щитов, в том числе, содержащих экологическую информацию, в местах производства работ по адресам: г..*** ; протоколом об административном правонарушении от 07 ноября 2018 года в отношении ООО "Юг 2008", в котором подробно приведено событие административного правонарушение, предусмотренного ст. 4.28 КоАП г..Москвы, указаны Закон и правовые нормативные акты, нарушение которого вменяется обществу, при этом права привлекаемого к административной ответственности юридического лица соблюдены, о месте и времени составления протокола законный представитель общества в установленном порядке извещен, однако на составление протокола не явился, явку защитника не обеспечил, протокол составлен в его отсутствие, копия протокола для сведения ему направлена по адресу местонахождения общества, что подтверждено документально, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит, а также имеется подпись должностного лица, его составившего.
Данные доказательства оформлены должностными лицами Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы, в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в ходе обследования территории производства работ, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Установив, что ООО "Юг 2008", являясь подрядчиком на основании заключенного контракта на выполнение работ по благоустройству территории, при проведении работ допустило нарушение условий размещения информационных щитов, в том числе, содержащих экологическую информацию, по адресам: г. ***, на которых имеются зеленые насаждения, по утвержденной в приложении N27 Правил форме, что является нарушением требований Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ в г.Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП, обязывающих организации, выполняющих строительные работы, до начала производства строительных работ, сопровождающихся вырубкой и пересадкой зеленых насаждений, размещать щиты с информацией о количестве вырубаемых и высаживаемых деревьев, кустарников и устройстве газонов на объектах строительства, в его действиях, вопреки утверждениям в жалобе, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.28 КоАП г.Москвы.
Ссылки в жалобе на наличие информационного щита у дома *** по ***, не могут повлиять на квалификацию действий общества по ст.4.28 КоАП РФ и явиться основанием к освобождению его от административной ответственности, так как обследование проводилось на имеющей зеленые насаждения территории, на которой на момент обследования проводились работы, а именно: г. ***, в которую указанный адрес не входит.
На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, материалы настоящего дела не содержат каких-либо доказательств, подтверждающих, что ООО "Юг 2008" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, регламентирующих содержание зеленых насаждений, ссылок на такие доказательства также не содержат и доводы поданной жалобы, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества в данном случае имелась, что указывает на его вину.
ООО "Юг 2008", являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и г.Москвы, предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае учреждением сделано не было.
Постановление N *** от 07 декабря 2018 года, которым ООО "Юг 2008" признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 4.28 КоАП г.Москвы, и подвергнуто административному наказанию, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - з аместителем главного государственного инспектора г.Москвы в области охраны окружающей среды, в установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел, содержит указание на то, в чем конкретно выразилось правонарушение, в нем приведены нормы Закона и Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ в г.Москве, нарушение которых вменяется обществу, указан перечень добытых доказательств по делу, вынесено в отсутствие законного представителя юридического лица, которому копия постановления для сведения направлена посредством почты, что подтверждено документально.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно.
На основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В порядке ч.ч. 2, 4 ст. 29.7 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что извещение участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п, посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N343.
Анализ приведенных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения всех лиц, участвующих в деле, о рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе на стадии рассмотрения дела должностным лицом.
При этом, КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Из содержания протокола об административном правонарушении, уведомления от 25 сентября 2018 года, списка внутренних почтовых отправлений, отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором ***, распечатанного с официального сайта ФГУП "Почта России", усматривается, что уведомление на составление протокола об административном правонарушении в 10.30 час. 07 ноября 2018 года в адрес ООО "Юг 2008" посредством почты направлено 10 октября 2018 года, 19 октября 2018 года прибыло в место вручения, 25 октября 2018 года получено адресатом (л.д. ***), однако законный представитель общества в административный орган к указанному времени не явился, явку защитника не обеспечил, с заявлением об отложении составления протокола не обращался, в связи с чем должностное лицо, имея информацию о надлежащем извещении привлекаемого к административной ответственности лица, 07 ноября 2018 года правомерно составил протокол об административном правонарушении в его отсутствие.
Определением должностного лица Управления государственного экологического контроля от 26 ноября 2018 года рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ООО "Юг 2008" по ст.4.28 КоАП г.Москвы назначено на 15.30 час. 07 декабря 2018 года, копия данного процессуального документа в адрес общества направлена, согласно списку внутренних почтовых отправлений, отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором ***, 27 ноября 2018 года, 02 декабря 2018 года прибыла в место вручения, 04 декабря 2018 года получена адресатом, что свидетельствует о надлежащем извещении привлекаемого к административной ответственности ООО "Юг 2008" о месте и времени рассмотрения дела, о правомерном рассмотрении должностным лицом дела в отсутствие законного представителя общества, по своему усмотрению распорядившимся своими процессуальными правами привлекаемого к административной ответственности лица (л.д. ***).
Ввиду изложенного, подлежат отклонению как несостоятельные утверждения в жалобе о том, что о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, а также рассмотрения дела по существу законный представитель общества в установленном порядке должностными лицами извещен не был, доказательств этому материалы дела не содержат.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, они обоснованно приняты и положены в основу выводов по делу, что нашло свое отражение в решении суда, которое мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины общества в его совершении.
Приведенные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления должностного лица и судебного акта, и не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных должностным лицом и судьей доказательств, расцениваются как стремление уйти от административной ответственности за совершенное административное правонарушение, санкция которого предусматривает штраф в значительном размере.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным решением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
А дминистративное наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями ст.ст.3.5, 4.1, 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч.2 ст. 4.28 КоАП г.Москвы, с учетом конкретных обстоятельств, характера совершенного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, имущественного положения юридического лица, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями, является минимальным.
Исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
В случае невозможности уплаты административного штрафа с учетом финансового положения общества законный представитель не лишен возможности обратиться к должностному лицу, вынесшему постановление, с заявлением в порядке ст. 31.5 КоАП РФ о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты административного штрафа.
Бремя доказывания по делу судьей районного суда распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности соблюден.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых актов должностного лица административного органа и судьи районного суда, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора г.Москвы в области охраны окружающей среды N *** от 07 декабря 2018 года, решение судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 29 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.28 КоАП г.Москвы, в отношении ООО "Юг 2008" оставить без изменения, жалобу генерального директора Чиненова Р.Г. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.