Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением дела (дело поступило 12 ноября 2019 года) жалобу Алексеенко О.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Кочубеевского района Ставропольского края от 14 июня 2019 года и решение судьи Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 23 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Алексеенко О.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Кочубеевского района Ставропольского края от 14 июня 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 23 августа 2019 года, Алексеенко О.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на один год шесть месяцев.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в порядке статьи 30.12 КоАП РФ, Алексеенко О.В, ссылаясь на незаконность и необоснованность, просит вышеуказанные судебные постановления отменить, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ правовое значение имеет факт невыполнения водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Санкцией за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 вышеуказанного Кодекса, является административный штраф в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении, который представляет собой процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Основные права и обязанности лица, в отношении которого ведется протокол об административном правонарушении, приведены в статье 25.1 КоАП РФ.
Статья 25.5 КоАП РФ предусматривает, что защиту прав и законных интересов привлекаемого к административной ответственности лица может осуществлять защитник.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.
Системный анализ положений статей 25.1, 25.5 и 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лицо о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении.
Административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно составлять в отношении лица протокол об административном правонарушении.
При рассмотрении настоящего дела мировым судьей установлено, что 02 июля 2018 года инспектором ДПС отдельного взвода ДПС ОГИБДД ОМВД России по г. Армавиру Арнарховым В.И. в отношении Алексеенко О.В. был составлен протокол 23 ЯМ 281997 об административном правонарушении, согласно которому 01 июля 2018 года в 02 часа 55 минут на территории "адрес" Алексеенко О.В, управляя транспортным средством "данные изъяты", государственный регистрационный знак "данные изъяты", с признаками алкогольного опьянения не выполнил законное требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, чем нарушил требование пункта 2.3.2 ПДД РФ.
Вместе с тем, имеющиеся в материалах дела доказательства, а именно сам протокол 23ЯМ 281997 об административном правонарушении от 02 июля 2018 года (л.д. 9), а также собственные пояснения инспектора ДПС отдельного взвода ДПС ОГИБДД ОСВД России по г. Армавиру Аринархова В.И, составившего вышеуказанный протокол об административном правонарушении в отношении Алексеенко О.В, свидетельствуют о том, что на стадии возбуждения дела об административном правонарушении Алексеенко О.В. отсутствовал и протокол был составлен без его участия.
При этом, доказательств, подтверждающих тот факт, что Алексеенко О.В. был надлежащим образом уведомлен о дате и месте составления в отношении него протокола, в материалах дела не имеется.
Данный довод о нарушении процессуальных требований к составлению протокола об административном правонарушении был заявлен Алексеенко О.В. изначально, однако судебными инстанциями он был необоснованно отклонен со ссылкой на то, что инспектором ГИБДД при фиксации дорожно-транспортного происшествия 01 июля 2018 года Алексеенко О.В. было разъяснено о составлении протокола об административном правонарушении в отношении него 02 июля 2018 года.
Вместе с тем, подобное устное извещение лица о дате и месте составления в отношении него протокола об административном правонарушении не отвечает требованиям КоАП РФ, поскольку с достоверностью не подтверждает факт фиксации надлежащего извещения лица.
Материалы дела не содержат каких-либо предусмотренных законом процессуальных документов, указывающих на то, что Алексеенко О.В. был уведомлен в надлежащей форме о дате и месте составления протокола об административном правонарушении (почтовое отправление, СМС-извещение либо иное подтверждение о получении Алексеенко О.В. сообщения, имеющего юридическое значение, в материалах дела не имеется).
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства, а также имеющиеся в материалах дела доказательства, в совокупности подтверждают изложенную в настоящей жалобе позицию Алексеенко О.В. и указывают на то, что протокол об административном правонарушении в действительности был составлен должностным лицом единолично без уведомления о совершении соответствующего процессуального действия самого Алексеенко О.В.
Данные нарушения требований статей 25.1, 28.2 КоАП РФ являются существенными и свидетельствуют о непредоставлении лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, правовой возможности для защиты своих прав и законных интересов, которые заключаются в праве знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков. Возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых решений, однако, оставлено судебными инстанциями без внимания вопреки положениям статей 24.1, 26.1 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах принятые по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ, судебные акты в отношении Алексеенко О.В. подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу Алексеенко О.В. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 3 Кочубеевского района Ставропольского края от 14 июня 2019 года и решение судьи Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 23 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Алексеенко О.В, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев
Справка:
мировой судья Змиевский Р.А.
судья районного суда Корниенко А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.