Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф.
судей Белоусовой Ю.К,
Нафикова И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Аушева Р.Я. к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании незаконным решения, выразившегося в отказе в принятии на учет, признании незаконным протокола жилищно-бытовой комиссии, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилья с мая 2015 года, включении в очередь получателей выплаты с указанного времени
по кассационной жалобе представителя Аушева Р.Я. по доверенности Даурбекова Б.М. на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 29 мая 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 15 августа 2019 г.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аушев Р.Я. обратился в суд с административным исковым заявлением к МВД по Республике Ингушетия о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным протокола жилищно-бытовой комиссии, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилья с мая 2015 года, включении в очередь получателей выплаты с указанного времени.
В обоснование требований Аушев Р.Я. указал, что после 16 лет службы в органах внутренних дел Республики Ингушетия уволен в 2013 г. по состоянию здоровья, является инвалидом второй группы. В целях реализации права на обеспечение жилым помещением 18 июня 2013 г. он обращался в центральную жилищно-бытовую комиссию МВД по Республике Ингушетия с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В декабре 2015 г. Аушеву Р.Я. сообщили о том, что его документы не были приняты. Не согласившись с такой позицией, Аушев Р.Я. оспорил решение комиссии в Магасский районный суд Республики Ингушетия. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 21 июня 2018 г. требования Аушева Р.Я. удовлетворены в части, на МВД по Республике Ингушетия возложена обязанность рассмотреть заявление (рапорт) Аушева Р.Я. о постановке его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты в целях приобретения или строительства жилого помещения. В целях исполнения апелляционного определения центральной жилищно-бытовой комиссией МВД по Республике Ингушетия заявление Аушева Р.Я. рассмотрено, 1 августа 2018 г. (протокол N) ему отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, так как не представлены документы, подтверждающие наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет (отсутствуют сведения финансового лицевого счета и сведения о жилищных условиях сотрудника за последние 5 лет, предшествующие обращению с заявлением, а также сведения, подтверждающие наличие либо отсутствие в собственности у супруги заявителя жилых помещений). Аушев Р.Я. полагал такой отказ неправомерным, поскольку до принятия решения об отказе в постановке на учет им был представлен полный необходимый для рассмотрения вопроса нуждаемости жилого помещения комплект документов.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 29 мая 2019 г. в удовлетворении требований Аушева Р.Я. отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 21 июня 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Указанное дело рассмотрено судами первой и второй инстанции в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Между тем, в силу положений статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В связи с изложенным, данное дело рассмотрено в порядке административного судопроизводства.
В кассационной жалобе представителя Аушева Р.Я. по доверенности Даурбекова Б.М. ставится вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание административный истец Аушев Р.Я, представитель административного ответчика МВД по Республике Ингушетия не явились.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие указанных лиц в связи с их надлежащим извещением и отсутствием уважительных причин неявки.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущены.
Из материалов административного дела следует, что Аушев Р.Я. проходил службу в органах внутренних дел отделе МВД по Республике Ингушетия, его выслуга лет на момент увольнения по состоянию здоровья 11 июля 2013 г. составила 16 лет 3 месяца 25 дней.
18 июня 2013 г. административный истец обратился в центральную жилищно-бытовую комиссию МВД по Республике Ингушетия с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
1 августа 2018 г. во исполнение апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия жилищно-бытовой комиссией МВД по Республике Ингушетия рассмотрен рапорт Аушева Р.Я. от 18 июня 2013 г. о принятии на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
7 сентября 2018 г. МВД по Республике Ингушетия истцу направлено уведомление N 5/2107 об отказе в принятии на учет в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223, поскольку в прилагаемых документах отсутствуют копия финансового лицевого счета, выписка из домовой книги за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника, сведения подтверждающие наличие либо отсутствие в собственности супруги заявителя жилых помещений.
Отказывая в удовлетворении иска Аушева Р.Я. и признавая обоснованным отказ жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия постановке на учет для предоставления ему единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1223 от 30 декабря 2011 г, исходил из того, что административным истцом не были предоставлены необходимые документы в момент подачи заявления. Суд также указал, что в течение предшествующих подаче заявления пяти лет Аушевым Р.Я. и его супругой были совершены действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, а именно: регистрация Аушева Р.Я. по месту жительства в жилом помещении с меньшей площадью, отчуждение супругой истца 1/5 доли в праве собственности на квартиру.
С данными выводами согласился суд апелляционной инстанции, дополнительно указав, что необходимый пакет документов для постановки на учет сформирован Аушевым Р.Я. лишь в 2015 г.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций, соответствующими нормам материального права и существу спора.
Положениями части 1 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, имеющим стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, предоставлено право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
В соответствии с частью 6 указанной статьи право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты), отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Эти условия перечислены в части 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен обще площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов.
Как усматривается из материалов дела, рапорт о предоставлении единовременной социальной выплаты подан административным истцом 18 июня 2013 г.
Заявлением от 17 марта 2015 г. Аушевым Р.Я. приобщены к учетному делу: выписка из домовой книги, лицевой счет, выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.
Таким образом, обращаясь с рапортом о предоставлении единовременной выплаты 18 июня 2013 г, административным истцом не были в полной мере соблюдены требования пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, предусматривающего необходимый перечень документов для рассмотрения вопроса о выплате.
Принимая во внимание, что в соответствии с действующим правовым регулированием решение вопроса о возможности предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения осуществляется только при наличии необходимого пакета документов, и учитывая, что истцом при обращении с заявлением о постановке на учет для получения указанной выплаты не были представлены все необходимые документы, подтверждающие наличие указанных в части 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" условий для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, что не оспаривалось сторонами, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали Аушеву Р.Я. в удовлетворении его исковых требований.
То обстоятельство, что на момент рассмотрения рапорта Аушева Р.Я. от 18 июня 2013 г. - 1 августа 2018 г. у административного ответчика имелся полный комплект документов, необходимых для положительного разрешения вопроса, направлены на ошибочное толкование норм права и противоречат положениям Правил предоставления единовременной социальной выплаты, поскольку дата предоставления заявления (рапорта) с полным комплектом документов имеет существенное значение для учета сотрудников, получающих социальную выплату по мере финансирования исходя из указанной даты. При этом возможность произвольного определения даты постановки сотрудника на учет Правилами предоставления единовременной социальной выплаты не предусмотрена, следовательно, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется при совокупности условий подачи как заявления, так и полного комплекта документов.
В связи с этим судебная коллегия отклоняет доводы заявителя кассационной жалобы о возникновении права Аушева Р.Я. на постановку на учет для получения единовременной выплаты и на включение в очередь получателей выплаты по состоянию на 1 августа 2018 г. после предоставления дополнительных документов в 2015 г.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Действия административного истца по регистрации в жилом помещении с меньшей площадью и действия его супруги по отчуждению доли в жилом помещении в 2015 г. на момент предоставления заявления и дополнительных документов являлись актуальными.
Доводы административного истца Аушева Р.Я. о том, что регистрация по месту жительства в жилом помещении с меньшей площадью и отчуждение доли в жилом помещении в 2015 г. не являются намеренным ухудшением жилищных условий со ссылкой на собственный расчет общей площади, приходящейся на одного члена семьи, судебная коллегия отклоняет, поскольку основанием к отказу в принятии на учет в 2018 г. послужило непредставление полного комплекта документов.
Представление Аушевым Р.Я. дополнительных документов в 2015 г. также не могло быть принято во внимание соответствующей комиссией при разрешении вопроса о принятии на учет, поскольку новое заявление в установленном порядке с отражением в регистрационном журнале даты обращения, на которую сотрудник будет признан учтенным для получения единовременной социальной выплаты, Аушевым Р.Я. не подавалось.
В целом доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке доказательств и установлению иных обстоятельств по данному спору, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве. Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 29 мая 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 15 августа 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Аушева Р.Я. по доверенности Даурбекова Б.М. - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
И.А. Нафиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.