Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н,
судей Лозовой Н.В, Брянского В.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Решаева В.С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) о признании права и понуждении к совершению определенных действий, по кассационной жалобе Решаева В.С, поступившей с делом 22 октября 2019 года, на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 7 февраля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 7 мая 2019 года.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Решаев В.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Севастополе (межрайонное) в котором указал, что истцу с детства установлена I группа инвалидности бессрочно вследствие ранения, связанного с последствием боевых действий в период Великой Отечественной Войны. До 1 января 2015 года он получал льготную пенсию по инвалидности как инвалид, приравненный к инвалидам Отечественной войны I группы, приравненным к военнослужащим с причиной инвалидности вследствие военной травмы по Закону Украины "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с воинской службы и некоторых других лиц". С 1 января 2015 года истцу перестали платить пенсию как инвалиду Великой Отечественной войны 1 группы, в связи, с чем он обратился к ответчику с заявлением о перерасчете с 1 января 2015 года льготной пенсии по инвалидности и иных устанавливаемых к пенсии выплат, согласно выплатному делу инвалида Великой Отечественной войны. Письмом Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Севастополе истцу отказано в установлении пенсии как инвалиду BOB I группы, приравненному к военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18 марта 2014 года. С данным решением он не согласен и считает его незаконным, поскольку ответчиком не учтен льготный статус истца, подтвержденный действующим удостоверением о праве на льготы серии II N и справкой ВТЭК серии ВТЭ-2 N от ДД.ММ.ГГГГ, нарушен порядок перерасчета размера льготной пенсии по инвалидности с 1 января 2015 года в соответствии с российским законодательством. Ответчиком не учтено, что указанная справка ВТЭК дает право на предоставление мер социальной поддержки инвалидов войны.
Решаев В.С. просил суд признать право истца согласно части 5 статьи 2, статьи 3 Федерального Закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на перерасчет размера льготной пенсии по инвалидности, назначенной как инвалиду, приравненному к инвалидам Отечественной войны, приравненному к военнослужащим ставших инвалидами вследствие военной травмы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18 марта 2014 года - по государственному пенсионному обеспечению, - с 1 января 2015 года в соответствии с нормами Федерального закона Российской Федерации от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также обязать ответчика произвести перерасчет размера льготной пенсии по инвалидности, назначенной как инвалиду, приравненному к инвалидам Отечественной войны, приравненному к военнослужащим ставших инвалидами вследствие военной травмы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18 марта 2014 года - государственному пенсионному обеспечении - с 1 января 2015 года по настоящее время в соответствии с нормами Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 7 февраля 2019 года в удовлетворении иска Решаева В.С. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) о признании права и понуждении к совершению определенных действий было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 27 мая 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, мотивировав тем, что после принятия Республики Крым в состав Российской Федерации он потерял право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны, что привело к существенному снижению его социальной защищенности, он потерял право на перерасчет размера пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению. Указывает, что судами неверно определены нормы материального права, не применен Федеральный Закон N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", которым предусмотрена необходимость учитывать статус пенсионера, которому назначена льготная пенсия. Полагает, что формулировка, изложенная в справке ВТЭК серии ВТЭ-2 N от 15 января 1991 года "инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период ВОВ", индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная Федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы г. Севастополя 14 апреля 2015 года в силу подпункта "и" пункта 1 части 1 статьи 2, статьи 12, части 1,2 статьи 15 Закона N5-ФЗ "О ветеранах" приравнивается по юридической силе к формулировке "военная травма" и дает право его категории инвалидов на предоставление мер социальной поддержки инвалидов войны и льготного пенсионного обеспечения по Закону N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив изложенные доводы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода (пункт 3 ст. 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя").
Статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Решаев В.С. родился и постоянно проживает на территории города Севастополь.
15 января 1991 года Решаеву В.С. установлена 1 группа инвалидности с детства бессрочно вследствие ранения, связанного с последствиями боевых действий в период Великой Отечественной войны, о чем выдана справка ВТЭК серии ВТЭ-2 N от ДД.ММ.ГГГГ. На основании указанной справки истцу выдано удостоверение инвалида 1 группы.
До 1 января 2015 года Решаев В.С. получал льготную пенсию по инвалидности как инвалид, приравненный к инвалидам Отечественной войны 1 группы, приравненный к военнослужащим с причиной инвалидности вследствие военной травмы.
С 1 января 2015 года истцу был произведен перерасчет льготной пенсии по инвалидности.
20 июня 2018 года истец обратился в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе с заявлением о перерасчете размера льготной пенсии по инвалидности с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации, назначенной в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18 марта 2014 года как инвалиду, приравненному к военнослужащим с причиной инвалидности вследствие военной травмы.
На указанное заявление ответчиком 11 июля 2018 года дан ответ, в котором разъяснено, что с 1 января 2015 года все ранее назначенные пенсии, в том числе и истца, пересчитаны по нормам законодательства Российской Федерации на основании документов, имеющихся в пенсионном деле.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Решаева В.С, суд первой инстанции исходил из того, что 1 января 2015 года истцу установлена страховая пенсия по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, изменение вида пенсии на размер выплачиваемой пенсии не повлиял. При этом судом учтено, что вступившим в законную силу судебным решением установлено отсутствие у Решаева В.С. документов, подтверждлающих наличие статуса инвалида Великой Отечественной войны.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции указанные выводы находит законными и обоснованными, суд апелляционной инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" реализация прав на получение мер социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме, а также получение выплат по обязательному социальному страхованию осуществляется гражданами с ДД.ММ.ГГГГ в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N5-ФЗ "О ветеранах".
Исчерпывающий перечень субъектов, которые могут быть отнесен к категории "инвалиды Великой Отечественной войны" и "инвалиды боевых действий" (совместно именуются "инвалиды войны") закреплен в статье 4 указанного закона.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 статьи 15 данного Федерального закона, и страховая пенсия по старости, закрепленная пунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В силу абзаца 5 подпункта 1 пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
В силу положений статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Между тем, вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Севастополя от 26 января 2017 года, апелляционным определение Севастопольского городского суда от 27 апреля 2017 года, установлено, что истцу назначена пенсия по старости по общим основаниям, с сохранением прежнего размера пенсии, назначенного до принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, а также ежемесячная денежная выплата (ГДВ) как инвалиду в соответствии со статьей 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В установлении истцу пенсии, как инвалиду Великой Отечественной войны отказано в связи с отсутствием у Решаева В.С. документов, подтверждающих наличие статуса инвалида Великой Отечественной войны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Апелляционным определением Севастопольского городского суда от 22 декабря 2016 года установлено, что у Решаева В.С. отсутствуют документы, подтверждающие наличие статуса инвалида Великой Отечественной войны в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку изложенная в справке МСЭ серии ВТЭ-2 N от 15 января 1991 года формулировка тождественна формулировке "инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны", а не "военная травма", которая определяется гражданам, уволенным с военной службы, в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Аналогичные выводы изложены в апелляционном определении Севастопольского городского суда от 28 мая 2018 года по гражданскому делу по иску Решаева В.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) о признании права на перерасчет размера льготной пенсии по инвалидности как лицу, приравненному к военнослужащим, и понуждении совершить определенные действия.
Таким образом, меры социальной поддержки, которые были предусмотрены законодательством Украины, для истца сохранены и предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поскольку статус ветерана Великой отечественной войны не подтвержден, истцу назначена пенсия по старости по общим основаниям, с сохранением прежнего размера пенсии, назначенного до принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, а также ежемесячная денежная выплата (ГДВ) как инвалиду. При этом размер выплачиваемой истцу пенсии сохранен и является более высоким, чем размер, рассчитанный по законодательству Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебных актов.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 7 февраля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 7 мая 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Решаева В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Н.В. Лозовая
В.Ю. Брянский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.