Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу директора Муниципального бюджетного учреждения культуры "Кольцовская городская библиотека" Бондарь В.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Новосибирского судебного района Новосибирской области от 8 мая 2019 г. и решение судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 2 июля 2019 г., вынесенные в отношении Муниципального бюджетного учреждения культуры "Кольцовская городская библиотека" (МБУК "Кольцовская городская библиотека") по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ,
установил:
Постановлением судьи судебного участка N 2 Новосибирского судебного района Новосибирской области от 8 мая 2019 г, оставленным без изменения решением Новосибирского районного суда Новосибирской области от 2 июля 2019 г, МБУК "Кольцовская городская библиотека" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 70 000 рублей.
В жалобе законный представитель МБУК "Кольцовская городская библиотека" просит судебные акты отменить как незаконные, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что указанное в предписании требование об оборудовании второго эвакуационного выхода, является незаконным; учреждение приняло исчерпывающие меры к исполнению предписания; реальная возможность исполнения предписания в установленный срок отсутствовала.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Согласно п. 4.2.2 СП 1.13130.2009. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", подвальные и цокольные этажи при площади более 300 кв. м или предназначенные для одновременного пребывания более 15 человек должны иметь не менее двух эвакуационных выходов.
Как следует из представленных материалов, МБУК "Кольцовская городская библиотека", осуществляя деятельность в помещении, расположенном на цокольном этаже здания по адресу: рабочий поселок Кольцово, дом N 6а, Новосибирская область, в нарушение абз. 8 ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в срок до 4 марта 2019 г. не выполнило п. 3 предписания государственного инспектора по пожарному надзору от 29 марта 2018 г. N 2/1/1 об устранении нарушения п. 4.2.2 СП 1.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", выразившегося в отсутствии второго эвакуационного выхода в указанном выше помещении.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, предписанием об устранении выявленных нарушений, актами проверки и технического осмотра объекта, иными материалами дела.
При таких обстоятельствах мировой судья пришел к верному выводу о виновности МБУК "Кольцовская городская библиотека" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
Жалоба на постановление судьей районного суда рассмотрена в соответствии с требованиями закона.
Доводы жалобы являются несостоятельными.
Факт имевшего место события административного правонарушения и виновность МБУК "Кольцовская городская библиотека" подтверждаются совокупностью перечисленных выше доказательств, получивших надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Доказательства, свидетельствующие об отсутствии у юридического лица возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и данным лицом были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела отсутствуют.
Утверждение законного представителя юридического лица о принятии исчерпывающих мер к устранению выявленных нарушений, является несостоятельным, поскольку принятые учреждением меры не привели к своевременному исполнению внесенного предписания.
При этом из материалов дела не усматривается, что МБУК "Кольцовская городская библиотека" обращалось в административный орган с ходатайством о продлении срока исполнения предписания.
Предположение автора жалобы о том, что собственники жилых помещений многоквартирного дома могут не дать согласия на устройство второго эвакуационного выхода, не влечет отмену обжалуемых актов, не свидетельствует о том, что внесенное учреждению предписание являлось незаконным и не подлежало исполнению.
В жалобе приведены доводы о том, что предписание об исполнении п. 4.2.2 СП 1.13130.2009 не является незаконным в связи с тем, что указанные правила были приняты после введения помещения, в котором расположена библиотека, в эксплуатацию.
Данные доводы являются несостоятельными в силу следующего.
В силу ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абз. 4 ст. 20 Закона N 69-ФЗ).
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
Частью 2 статьи 1 указанного Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ предусмотрено, что положения данного закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения в том числе, при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Частью 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.
В силу ст. 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" разработан СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденный Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 171, являющийся нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливающий требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений.
Таким образом, для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты учреждение обязано в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности, в том числе СП 1.13130.2009, содержащими требования пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что здание, в котором расположено МБУК "Кольцовская городская библиотека", было построено в 2007 г. (л.д. 27-28).
Однако, материалы дела не содержат доказательств того, что Федеральным законом от 22 июля N 123-ФЗ и СП 1.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" установлены более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня принятия указанных положений, в частности СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (приняты и введены в действие с 1 января 1998 г. постановлением Минстроя России от 13 февраля 1997 г. N 18-7).
Несогласие автора жалобы с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, административное наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление мирового судьи судебного участка N 2 Новосибирского судебного района Новосибирской области от 8 мая 2019 г. и решение судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 2 июля 2019 г. оставить без изменения, жалобу директора Муниципального бюджетного учреждения культуры "Кольцовская городская библиотека" Бондарь В.А. - без удовлетворения.
Судья Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.