Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В,
судей Зиновьевой К.В, Никулиной И.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Трубина Романа Олеговича, поступившую 10 октября 2019 года, на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 26 апреля 2019 года, апелляционные определения судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 6 августа 2019 года
по административному делу N 2а-1157/2019 по административному исковому заявлению Трубина Романа Олеговича к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области о возложении обязанности совершить действия.
Заслушав доклад судьи Пушкаревой Н.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Трубин P.O. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области исполнение обязанности, установленной пунктом 20 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 1314 (далее - Правила), а именно в течение 22 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу утвердить изменения в региональную программу газификации в части направленной на обеспечение технической возможности подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего Трубину P.O. и расположенного по адресу: Новосибирская "адрес".
Требования мотивированы тем, что Трубин P.O, с целью газификации принадлежащего ему земельного участка и планируемого к возведению объекта капитального строительства, после установления невозможности получения технических условий на технологическое присоединение к сетям газораспределения, ввиду их отсутствия, обратился к административному ответчику с заявлением о внесении изменений в региональную программу газификации. Вместе с тем необходимые меры в соответствии с пунктом 20 Правил не были предприняты, чем нарушены права административного истца.
Решением Новосибирского районного суда Новосибирской области от 26 апреля 2019 года в удовлетворении требований Трубину P.O. отказано, поскольку в компетенцию административного ответчика входит подготовка предложений по разработке и корректировке генеральных схем газоснабжения и газификации Новосибирской области, он не уполномочен утверждать (разрабатывать) региональную программу газификации, а также вносить в неё изменения. Судом также было установлено, что при рассмотрении обращений Трубина Р.О. по вопросам газификации Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области не было допущено бездействия, сведения о заявке на подключение были направлены в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта подлежащего газификации, о результатах рассмотрения обращения до заявителя было доведено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 6 августа 2019 года решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 26 апреля 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административный истец просит отменить судебные акты, как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что суд не привлёк к участию в деле Правительство Новосибирской области, не рассмотрев направленное в адрес суда 25 апреля 2019 года ходатайство о привлечении указанного лица в качестве соответчика, создал препятствие реализации в последующем права на судебную защиту нарушенного права по причине пропуска срока обращения в суд. Также не дана оценка возможности обращения с требованием о включении в программу газификации не только собственника уже построенного объекта капитального строительства, но и лица намеренного указанное строительство осуществить. Ссылка в судебном акте на пункт 118 Правил неправильна, поскольку истец не является членом ДНП, в котором сети газоснабжения отсутствуют, кроме того имеет право на самостоятельное обращение в компетентный орган.
На кассационную жалобу Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области принесены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие обстоятельства по настоящему делу не установлены.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Трубин P.O. является собственником земельного участка, площадью "данные изъяты", с кадастровым номером N, категория земель: "данные изъяты", виды разрешенного использования: "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес".
25 декабря 2017 года ООО "Техногаз" Трубину P.O. было отказано в выдаче технических условий для подключения объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке административного истца, в связи с отсутствием технической возможности ввиду отсутствия сети газораспределения. Организация обратилась в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший региональную программу газификации, с предложением о включении в региональную программу газификации мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства, о чем известила Трубина Р.О. 14 февраля 2018 года.
11 сентября 2018 года административный истец был уведомлен Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области, по результатам рассмотрения обращения, поступившего из УФАС НСО, о том, что включение, строительство объектов газификации для газоснабжения "данные изъяты", в том числе участка N, в подпрограмму "Газификация" будет рассматриваться установленным порядком, исходя из бюджетных ассигнований, предусмотренных на ее реализацию, после предоставления заявки от администрации Новосибирского района.
15 октября 2018 года Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области рассмотрено повторное обращение Трубина P.O, в письменном ответе указано, что заявки на участие в мероприятия подпрограммы "Газификация" принимаются от муниципальных районов и городских округов Новосибирской области. Сведения о заявке направлены в орган местного самоуправления - Новосибирский район, на территории которого расположен объект капитального строительства, в целях включения мероприятий по обеспечению технологического присоединения к сети газораспределения в муниципальную программу газификации, схему газоснабжения и газификации, разработки проектно-сметной документации для подачи заявки в соответствии с условиями подпрограммы "Газификация".
5 декабря 2018 года переписка Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области с Трубиным P.O. прекращена.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключённых к сетям газораспределения объектов капитального строительства установлен Правилами. Основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя (пункта 1, 14 Правил).
В случае получения от исполнителя мотивированного отказа в выдаче технических условий заявитель вправе обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший региональную программу газификации, с предложением о включении в региональную программу газификации мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства с приложением копии запроса о предоставлении технических условий и отказа в выдаче технических условий. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в полномочия которого входит утверждение региональной программы газификации, в течение 22 рабочих дней со дня поступления обращения заявителя или исполнителя, предусмотренного в пунктах 16 - 18 и 74(3) - 74(5) настоящих Правил, принимает решение о внесении изменений в региональную программу газификации (или о её разработке и утверждении, если не утверждена), направленных на обеспечение технической возможности подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства, или мотивированном отказе во внесении в региональную программу газификации таких изменений (или в её разработке), о чем информирует исполнителя и заявителя в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения (пункты 16 и 20 Правил, в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений).
Со 2 марта 2019 года, в соответствии с внесёнными в Правила изменениями, понятие "региональная программа газификации" заменено на "программа газификации", а также изменена процедура принятия программ газификации, куда включены публичные обсуждения проектов программ газификации, после согласования с органами местного самоуправления.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для возложения на административного ответчика обязанности по внесению изменений в региональную программу газификации являются обоснованными.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 16 февраля 2015 года N 66-п утверждена Государственная программа Новосибирской области "Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области, подпрограммой которой является "Газификация".
Полномочия административного ответчика, в рамках подпрограммы "Газификация" определены задачей 2 раздела "Цели и задачи подпрограммы", как оказание содействия населению Новосибирской области при газификации домовладений. Мероприятия подпрограммы "Газификация" направлены на достижение цели по обеспечению надёжного газоснабжения потребителей Новосибирской области и повышение уровня газификации территории Новосибирской области. При этом строительство системы газораспределения для газоснабжения потребителей Новосибирской области осуществляется в соответствии с разработанными схемами газоснабжениями муниципальных образований Новосибирской области. Заявки на участие в мероприятиях подпрограммы "Газификация" принимаются от муниципальных районов и городских округов Новосибирской области.
Как следует из Порядка принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ, утверждённого постановлением Правительства Новосибирской области от 28 марта 2014 года N 125-п, настоящий Порядок определяет правила разработки, утверждения и реализации государственных программ Новосибирской области, а также контроля за ходом их реализации. Государственная программа утверждается постановлением Правительства Новосибирской области. Изменения в государственную программу разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном для разработки и утверждения проекта государственной программы. Разработка проекта государственной программы производится заказчиком (заказчиком-координатором) в соответствии с Методическими указаниями по разработке и реализации государственных программ Новосибирской области, разработанными министерством экономического развития Новосибирской области совместно с министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области и утверждёнными приказом министерства экономического развития Новосибирской области.
Согласно Положению "О министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области", утверждённого Постановлением Правительства Новосибирской области от 20 октября 2014 года N 415-п, в полномочия указанного министерства не входит внесение изменений в региональную программу газификации, а также её утверждение.
Совокупность приведённых выше норм указывает на то, что Трубин Р.О, обратился в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области с заявлением о выполнение обязанности предусмотренной пунктом 20 Правил, с нарушением компетенции указанного органа исполнительной власти.
На дату возникновения спорных правоотношений региональная программа газификации Новосибирской области не была принята, вопросы газификации разрешались посредством утверждённой Правительством Новосибирской области подпрограммы "газификация" программы "ЖКХ". Согласно материалам дела в адрес органа, утвердившего указанную выше подпрограмму, Трубин Р.О. не обращался.
Обращения Трубина Р.О. поступившие в Министерство были рассмотрены, даны надлежащие ответы, сведения о поступившем заявлении направлены в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка для совершения действий, направленных на разрешение вопроса.
При таких обстоятельствах, довод кассационной жалобы о не разрешении в судебном заседании ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Правительства Новосибирской области, подлежит отклонению, поскольку возложение обязанности возможно либо в случае невыполнения безусловной обязанности либо допущенном бездействии в рамках поступившего обращения. Из материалов дела следует, что в адрес Правительства Новосибирской области не поступали обращения Трубина Р.О. о внесении изменений в принятую подпрограмму "газификация".
Следовательно, судом был правильно определён круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле и не разрешение поданного в суд, но не полученного судьёй до рассмотрения дела по существу ходатайства, не повлекло принятие неправильного судебного акта.
Иные доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций им дана верная оценка и не свидетельствуют о допущенных нарушениях.
25 апреля 2019 года Трубиным Р.О. в электронном виде по настоящему делу в суд было подано заявление об уточнении требований, с просьбой о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Правительства Новосибирской области.
Определением судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 5 июня 2019 года уточнённое административное исковое заявление было возвращено Трубину Р.О, как поступившее после рассмотрения дела по существу, на основании пункта 8 части 1 статьи 129 КАС РФ, поскольку по административному делу принято судебное решение и административный истец вправе обратиться в суд с требованиями к заявленному административному ответчику.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 6 августа 2019 года определение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 5 июня 2019 года о возвращении уточнённого административного иска оставлено без изменения.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены апелляционного определения.
Соглашаясь с позицией суда, апелляционная инстанция, обоснованно указала, что обстоятельства несвоевременной передачи заявления об уточнении требований судье, не рассмотрения судом заявления об уточнении требований в рамках административного дела, являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции по апелляционной жалобе Трубина P.O. на решение суда и отражены в апелляционном определении, принятом по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, при этом право на доступ к правосудию административного истца не нарушено.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
С учётом изложенного, Судебная коллегия полагает, что оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке по доводам, изложенным в кассационной жалобе не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 26 апреля 2019 года, апелляционные определения судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 6 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.