Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Мишиной И.В, Пушкаревой Н.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Василовской Оксаны Александровны, поступившую 14 октября 2019 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 29 июля 2019 года,
по административному делу N 2а-3417/2019 по административному исковому заявлению Василовской Оксаны Александровны о признании незаконным решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска N В-18054 от 23 ноября 2018 года об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э,
установила:
Василовская О.А. обратилась в Октябрьский районный суд г. Красноярска с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (далее - Департамент) N В-18054 от 23 ноября 2018 года об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении на административного ответчика обязанности в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно с приложенной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории согласно поданному заявлению от 01 августа 2017 года.
Требования мотивированы тем, что 01 августа 2017 года Василовская О.А. обратилась к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для садоводства, расположенного согласно ориентиру: "адрес", согласно приложенной схеме на кадастровом плане территории.
Решением Департамента от 08 августа 2017 года N В-13477 принято решение об отказе в удовлетворении заявления, которое решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 21 сентября 2018 года был признан незаконным и возложена обязанность повторно рассмотреть заявление.
При повторном рассмотрении заявления оспариваемым решением от 23 ноября 2018 года Василовской О.А. вновь отказано в утверждении схемы по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 2 статьи 29.6 Закона Красноярского края от 04 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" с указанием, что 05 июня 2017 года Октябрьским районным судом г. Красноярска наложен запрет на совершение каких-либо распорядительных действий в отношении земельного участка, в границах которого расположен испрашиваемый земельный участок.
Решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 18 апреля 2019 года отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска N В-188054 от 23 ноября 2018 года об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка признан незаконным. На административного ответчика возложена обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно поданному заявлению N В-13477 от 01 августа 2017 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 29 июля 2019 решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 18 апреля 2019 года в части возложения на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанности в течение 10 дней с момента вступления в законную силу принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентир "адрес", согласно поданному заявлению N В-13477 от 01 августа 2017 года отменено, в отмененной части принято новое решение, которым Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обязан рассмотреть заявление Василовской Оксаны Александровны об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории согласно ранее поданному заявлению N В-13477 от 01 августа 2017 года. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Василовская О.А. просит отменить апелляционное определение Красноярского краевого суда от 29 июля 2019 года, оставить без изменения решение Октябрьского районного суда г. Красноярска, ссылаясь на нарушения норм материального права. Настаивает, что судебная коллегия, изменяя резолютивную часть решения первой инстанции в части возложенной обязанности, ссылается на пункт 5 статьи 29.4 Закона Красноярского края от 04 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае". Изменения в указанный пункт внесены Законом Красноярского края от 30 ноября 2017 года N 4-1187 "О внесении изменений в Закон Красноярского края N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае". Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Соответственно, данные изменения не могут быть применимы к правоотношениям, возникшим в августе 2017 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, что решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 21 сентября 2018 года было признано незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 08 августа 2017 года N В-13477, которым было отказано в удовлетворении заявления Василовской О.А. в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка (категория - многодетные граждане), возложена обязанность повторно рассмотреть заявление.
Решением Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 23 ноября 2018 года N В-18054, принятого при повторном рассмотрении заявления Василовской О.А, в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка отказано, со ссылкой на подпункт "а" пункта 2 статьи 29.6 Закона Красноярского края от 04 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", с указанием на наложение запрета определением суда.
Согласно материалам дела заявление подано в отношении земельного участка, который предстоит образовать.
В соответствии со статьей 39.19 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 14 Закона Красноярского края от 04 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
В соответствии с частью 1 статьи 29.4 указанного закона Красноярского края при поступлении заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в указанном в заявлении месте может быть образован только один земельный участок, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно оспариваемому решению Департамента от 23 ноября 2018 года в качестве основания для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка указано на запрет на совершение Департаментом каких - либо распорядительных действий в отношении земельного участка, в границах которого расположен испрашиваемый земельный участок, установленный судом.
Однако, как правильно указано судами, такие основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отсутствуют.
Правильными являются выводы суда об отсутствии в оспариваемом отказе Департамента от 23 ноября 2018 года на обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка, установленные в подпункте "а" пункта 2 статьи 29.6 Закона Красноярского края. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права судом применены правильно.
Не могут являться основанием для отмены апелляционного определения доводы кассационной жалобы о том, что возложение обязанности повторно рассмотреть заявление нарушает права административного истца на получение в собственность бесплатно земельного участка, поскольку указанное доводы основаны на неправильном толковании норм процессуального права, субъективной оценке заявителем выводов судебной коллегии.
Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод, непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок реализации данного права и не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания. В соответствии со статьей 71 (пункт "о") Конституции Российской Федерации они определяются федеральными законами, в том числе Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в частности: указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.
Вместе с тем, суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (ст. ст. 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации). Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать какое решение должно быть принять органом местного самоуправления при реализации его полномочий.
Кроме того, судом апелляционной инстанции обоснованно указано, что возложение обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям статьи 29.4 Закона Красноярского края, может повлечь нарушение прав иных граждан, поскольку в соответствии с частью 2 указанной статьи указано, что при поступлении иных заявлений о предоставлении в указанном месте земельного участка решение об утверждении схемы направляется заявителю, поставленному на очередь на предоставление земельного участка ранее иных заявителей.
Неправильная ссылка в апелляционном определении на пункт 5 статьи 29.4 Закона Красноярского края, введенный Законом Красноярского края от 30 ноября 2017 года N 4-1187 "О внесении изменений в Закон края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", не подлежащей применению к спорным правоотношениям в соответствии со статьей 2 Закона N 4-1187, не может являться основанием для отмены апелляционного определения в кассационном порядке, поскольку неправильное применение указанной нормы не повлекло неправильные выводы суда.
Возложение обязанности повторного рассмотрения заявления Василовской О.А. направлено на восстановление прав, нарушенных вследствие принятия решения, которое признано судом незаконным. В случае же несогласия с результатами повторного рассмотрения заявления административный истец не лишена возможности оспорить их в суде.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, в пределах указанных доводов оснований для отмены апелляционного определения судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 29 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.