Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Мишиной И.В, Евтифеевой О.Э,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Рябинской Натальи Терентьевны на решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 7 февраля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 24 апреля 2019 г,
по административному делу N 2а-105/2019 по административному исковому заявлению Рябинской Натальи Терентьевны к исполняющему обязанности руководителя Муниципального казенного учреждения "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края", администрации Емельяновского района Красноярского края об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности по устранению нарушения.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, выслушав объяснения представителя Рябинской Н.Т. - Шульгиной Е.С, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Рябинская Н.Т. обратилась в Дивногорский городской суд Красноярского края с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными действия и.о. руководителя МКУ "Управзем" Саакяна А.Ю, выраженные в сообщении N от 23 июля 2018 г. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении на администрацию Емельяновского района Красноярского края обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Требования мотивированы тем, что 2 июня 2017 года Рябинская Н.Т. обратилась в администрацию Емельяновского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Сообщением N от 23 июля 2018 года, подписанным и.о. руководителя МКУ "УправЗем" Саакян А.Ю, ей было отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на пункты 6, 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, по основаниям расположения земельного участка на землях лесного фонда заказника краевого значения "Красноярский". Указано, что предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства нарушит требования лесного законодательства. Также в сообщении имеется ссылка на часть 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Считает отказ незаконным, поскольку предусмотренные статьями 11,9, 39.16 Земельного кодекса Российской основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка отсутствовали.
Кроме того, оспариваемый отказ подписан неуполномоченным лицом.
Решением Дивногорского городского суда Красноярского края от 7 февраля 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 24 апреля 2019 г, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Рябинской Н.Т. ставится вопрос об отмене судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в ином составе судей.
В судебном заседании представитель Рябинской Н.Т. - Шульгина Е.С, кассационную жалобу поддержала.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 02 июня 2017 г. Рябинская Н.Т. обратилась к главе Емельяновского района Красноярского края с заявлением, зарегистрированным N, о предварительном согласовании предоставления без проведения торгов земельного участка площадью 21 689 кв.м, расположенного в кадастровом квартале N, в аренду сроком на 49 лет для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. К заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Ответом и.о. руководителя Муниципального казенного учреждения "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края" (сокращенное наименование МКУ "Управзем") Саакяна А.Ю. от 23 июля 2018 г. N на указанное заявление отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктами 6, 14 статьи 39.16, частью 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом указано, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах I кластера государственного комплексного заказника краевого значения "Красноярский", который организован на землях лесного фонда. Земельный участок расположен на территории Мининского сельсовета за пределами границ населенных пунктов, частично в охранной зоне ЛЭП. Регламенты использования территории, на которой расположен участок, правилами землепользования и застройки Мининского сельсовета не установлены. Ведение личного подсобного хозяйства на рассматриваемом земельном участке без возведения зданий и сооружений возможно в случае, если земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения. При ведении хозяйственной деятельности должны соблюдаться ограничения, установленные техническими регламентами для охранных зон и объектов электросетевого хозяйства. Дополнительно сообщено, что Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края начата работа по формированию границ лесопаркового зеленого пояса, в состав которого планируется включить земельные участки, покрытые зелеными насаждениями, в том числе на территории Емельяновского муниципального района. Предоставление в пользование земельных участков, покрытых зелеными насаждениями, приостановлено до окончания работ по формированию границ лесопаркового зеленого пояса г.Красноярска.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суды исходили из того, что административным ответчиком обоснованно оказано Рябинской Н.Т. в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ведения личного подсобного хозяйства, поскольку земельный участок расположен на землях лесного фонда, частично облесен и включен в проект границ лесопаркового зеленого пояса г.Красноярска, так как составляет единую экологическую систему и соответствует критериям, определенным пунктом 1 статьи 62.1 Федерального закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды". Ведение личного подсобного хозяйства на испрашиваемом земельном участке без нарушения сформированной экологической системы невозможно. Отказ подписан уполномоченным лицом.
При этом судебные инстанции указали, что согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
Подпунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ установлено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.16 ЗК РФ основанием для отказа в предоставлении земельного участка также является то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что вывод судов о нахождении испрашиваемого Рябинской Н.Т. земельного участка на землях лесного фонда не подтверждается материалами дела.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 Положения о государственном комплексном заказнике краевого значения "Красноярский", утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 20 апреля 2010 года N 196-п "Об образовании особо охраняемой природной территории - государственного комплексного заказника краевого значения "Красноярский" Государственный комплексный заказник "Красноярский" является особо охраняемой природной территорией краевого значения, организован на землях лесного фонда.
Согласно информации от 13 июля 2018 N N Министерства экологи и рационального природопользования Красноярского края, которое в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 14 сентября 2009 года N 477-п "О Порядке согласования предоставления в пользование особо охраняемых природных территорий краевого значения или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях" и утвержденным Порядком является органом, уполномоченным принимать решение о согласовании предоставления в пользование особо охраняемой природной территории, уточнение расположения земельного участка на землях лесного фонда возможно только после получения географических координат угловых точек.
Иных сведений о расположении испрашиваемого участка на землях лесного фонда в материалах дела не имеется.
Сообщением Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 5 октября 2018 г. согласована схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Таким образом, доказательств расположения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда материалы дела не содержат.
При таких данных выводы судов первой и апелляционной инстанций о законности отказа в связи с расположением земельного участка на землях лесного фонда обстоятельствам административного дела не соответствуют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 62.1 Федерального закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды" лесопарковые зеленые пояса, целью создания которых является реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, - это зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.
Признавая законным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с проведением работ по созданию лесопаркового зеленого пояса в соответствии с постановлением Законодательного собрания Красноярского края от 7 июня 2018 года N "О создании лесопаркового зеленого пояса города Красноярска" судами не дана оценка обстоятельствам, связанным с включением испрашиваемого земельного участка в лесопарковый зеленый пояс, границы которого на момент рассмотрения заявления не установлены. Соответственно не установлено наличия оснований для применения к испрашиваемому земельному участку ограничений природопользования и хозяйственной деятельности, установленных для территорий лесопарковых зеленых поясов. Кроме того, выводы судов о том, что земельный участок частично облесен, не основаны на доказательствах, которые бы свидетельствовали о наличии на момент принятия оспариваемого отказа на земельном участке лесных насаждений.
При разрешении заявленных требования судом не установлен правовой режим территории, из которой предстоит образовать испрашиваемый земельный участок, не установлена и не дана оценка категории земель и видам разрешенного использования, установленным в соответствии с зонированием территории, в связи с чем выводы судов о правомерности отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктами 6, 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, не основаны на материалах дела.
Законность оспариваемого отказа в связи с наличием оснований, предусмотренных пунктом 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, также не была предметом исследования и не получила оценки судов.
В нарушение требований подпункта "в" пункта 3 и пункта 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судами не дана оценка наличию предусмотренных законом оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и соответствию содержания отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Принимая во внимание, что судами первой и апелляционной инстанции не были установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, выводы судов, изложенные в судебных актах, обстоятельствам дела не соответствуют, допущено нарушение норм материального и процессуального права, имеются основания для отмены судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 7 февраля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 24 апреля 2019 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.