Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В,
судей Кожевниковой Л.П, Лавник М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N (2-1078/2019) по иску Ульяницкой Татьяны Сергеевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, о возложении обязанности зачесть периоды работы в специальный стаж, установлении досрочной страховой пенсии по старости,
по кассационной жалобе У.Т.С. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 19 июня 2019 г, которым решение Советского районного суда г. Омска от 10 апреля 2019 г. в части отменено, в отмененной части вынесено новое решение, в остальной части решение оставлено без изменения.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П,
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
У.Т.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска (далее УПФР в Советском административном округе г. Омска) о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, о возложении обязанности зачесть периоды работы в специальный стаж, установлении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований У.Т.С. указала, что 5 июля 2018 г. обратилась в УПФР в Советском административном округе г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Советском административном округе г. Омска N от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа.
При этом в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год за 1 год шесть месяцев не были засчитаны периоды её работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки родильного блока в Перинатальном центре г. Кокшетау Республики Казахстан;
-периоды простоя во время работы в муниципальном учреждении здравоохранения "Родильный дом N 5" г. Омска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда указанное лечебное учреждение закрывалось на санитарную обработку и дезинфекцию, с привлечением сотрудников роддома для производства помывки и обработки;
-периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ
Считает отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным.
Просит обязать УПФР в Советском административном округе г. Омска включить в специальный стаж в льготном исчислении указанные периоды, а также период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как 1 год за 1 год и 6 месяцев.
Решением Советского районного суда г. Омска от 10 апреля 2019 г. исковые требования были удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено в части включения в специальный стаж истицы периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки родильного блока в Перинатальном центре г. Кокшетау Республики Казахстан, периодов простоя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отменной части принято новое решение об отказе в удовлетворении иска. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования У.Т.С, суд первой инстанции сослался на Соглашение государств - участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", Распоряжение Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99 Р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", которым признается возможность включения в стаж, дающий право на назначение пенсии, периодов работы на территории государств - участников Содружества Независимых Государств не только за период до 13 марта 1992 г, но и после этой даты.
Также суд установив, что за У.Т.С. работодателем производилась уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение в спорные периоды трудовой деятельности, пришел к выводу о включении спорных периодов работы в Республике Казахстан.
В качестве доказательств, подтверждающих стаж лечебной деятельности, судом были приняты копия трудовой книжки; сведения из Центрального филиала некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация "Правительство для граждан" по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения о перечислении Перинатальным центром обязательных пенсионных взносов за У.Т.С. в период с марта 1998 г. по январь 2001 г, справки от 27 сентября 2017 г. и от 24 апреля 2018 г, выданные Государственным коммунальным предприятием на праве хозяйственного ведения "Перинатальный центр" при управлении здравоохранения Акмольской области.
Учитывая, что в периоды санитарной обработки истец находилась на рабочем месте и осуществляла трудовую деятельность с оплатой труда, районный суд засчитал в специальный стаж как 1 год за 1 год 6 месяцев вышеупомянутые периоды простоя.
Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации были засчитаны судом в специальный стаж в льготном исчисления в связи с тем, что в указанный период за истцом сохранялась заработная плата.
Отменяя решение суда первой инстанции в части включения в специальный стаж в льготном исчислении периодов работы акушеркой в Перинатальном центре г. Кокшетау Республики Казахстан, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда указала, что в соответствии с законодательством исчисление сроков выслуги с применением указанной льготы производится врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров при условий полной занятости в течение рабочего дня. Между тем, письменных доказательств, которые подтверждали бы факт работы истца в особых условиях полный рабочий день в период с 3 апреля 1996 г. по 19 февраля 2001 г. не представлено, не имеется льготно-уточняющих справок работодателя, не имеется сведений о хирургическом профиле стационара - родильный блок, акушерско - педиатрический блок.
То обстоятельство, что решением комиссии по установлению пенсий УПФР в Советском административном округе г. Омска от 29 октября 2018 г. N при оценке пенсионных прав истца упомянутый период работы включен в страховой стаж, само по себе не является безусловным основанием для отнесения этого периода работы к периоду работы с особыми условиями труда.
Отменяя решение суда первой инстанции в части включения в специальный стаж периодов простоя в связи с плановой дезинфекцией, апелляционная инстанция исходила из положений, предусмотренных Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, которыми предусмотрено, что в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, не включаются периоды просто (как по вине работодателя, так и по вине работника), а также из отсутствия доказательств, подтверждающих выполнение лечебной работы в указанные периоды.
В части включения в специальный стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации, решение районного суда не обжаловалось, в указанной части решение оставлено без изменения.
У.Т.С. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 19 июня 2019, как незаконного и необоснованного, просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела истец и представитель ответчика, судебная коллегия, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции при рассмотрении настоящего дела указанных оснований для отмены либо изменения судебных постановлений не усмотрела, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, У.Т.С. была принята в Перинатальный центр г. Кокшетау Республики Казахстан на должность акушерки в родильный блок ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ переведена в акушерско - педиатрический блок на должность акушерки, с которой уволена ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ принята в МУЗ "Городская поликлиника N 2" г. Омска на должность участковой медицинской сестры в терапевтическое отделение, уволена ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ принята в МУЗ "Родильный дом N 5" г. Омска временно акушеркой во 2-ое родовое отделение, ДД.ММ.ГГГГ переведена акушеркой предродовой родового отделения.
С ДД.ММ.ГГГГ переведена постоянно акушеркой родового отделения, где работает по настоящее время, что подтверждается записями в трудовой книжке истца.
ДД.ММ.ГГГГ У.Т.С. обратилась в УПФР в Советском административном округе г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании пп.20 п.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Решением УПФР в Советском административном округе г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ N У.Т.С. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, и непоступлением подтверждающих справок из компетентных органов.
Пенсионным органом не были включены в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки родильного блока в Перинатальном центре г. Кокшетау Республики Казахстан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки акушерско - педиатрического блока в Перинатальном центре г. Кокшетау в Республике Казахстан, периоды отпуска по уходу за ребёнком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды простоя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в бюджетном учреждении здравоохранения "Родильный дом N 5" г. Омска. С учетом указанных периодов, специальный стаж истца составил 20 лет 11 месяцев 11 дней. Указанного стажа недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Не согласившись с решением УПФР в Советском административном округе г. Омска истец обратилась в суд.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 N "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством Российской Федерации. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" предусмотрено, что среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывается за один год и 6 месяцев.
Таким образом, период трудовой деятельности истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в силу вышеуказанных норм права мог быть засчитан в специальный трудовой стаж в льготном исчислении (1:1,6) при подтверждении работы истца в стационаре хирургического профиля.
Документов, подтверждающих хирургический профиль работы истца, суду представлено не было.
Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мог быть засчитан в специальный трудовой стаж в льготном исчислении в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой" (которым предусмотрена и должность "акушерка" и учреждение - Перинатальный центр) при подтверждении соблюдения норм продолжительности рабочего времени.
Судом апелляционной инстанции обоснованно применен п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, которым периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает правильным вывод апелляционной инстанции о том, что из смысла перечисленных выше положений закона следует включение в специальный стаж периодов работы на полную ставку при суммировании занятости (объема работы) в нескольких должностях, указанных в Списке, только при выполнение при этом нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени по замещаемой должности.
Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда, ссылаясь на справку ГУ "Государственный архив Акмолинской области" от 28 ноября 2011 г. о несохранности части документов в отношении Перинатального центра, отсутствие ответа на запрос пенсионного органа о подтверждении льготного стажа истца, обоснованно пришла к выводу о том, что письменных доказательств, оформленных в соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства, которые бы подтверждали факт работы истца в особых условиях полный рабочий день, не имеется.
Положения ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают, что суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд обоснованно посчитал недостаточным для удовлетворения требований истца соответствующих записей в трудовой книжке и справок работодателя от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д.14), от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д.46) аналогичных по содержанию, не доказывающих особый характер работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки родильного блока, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки акушерско - педиатрический блок в Перинатальном центре г. Кокшетау Республики Казахстан.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции принимает во внимание, что решение суда в части включения в специальный стаж У.Т.С. в льготном исчислении (1:1,6) периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сторонами не оспаривается.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает правильным применение апелляционным судом норм права при решении вопроса о невозможности включении в специальный стаж истца времени простоя, объявленном администрацией лечебного учреждения.
Действительно, п. 9 Правил исчисления периодов работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, определено, что в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, не включаются периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника).
При этом, материалы гражданского дела не содержат данных о том, что в период нахождения в простое, объявленном администрацией лечебного учреждения, истица выполняла лечебную работу, следовательно, оснований для включения данных периодов в выслугу лет истца у суда первой инстанции не имелось. Оплата времени простоя не свидетельствует о выполнении истцом работы в особых условиях труда, которые засчитываются в специальный стаж.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанции правильно установлены обстоятельства имеющие значение для дела, дана оценка всем представленным доказательствам в совокупности.
Суд апелляционной инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что на дату обращения 5 июля 2018 г. У.Т.С. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости у неё отсутствовал необходимый стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 19 июня 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу У.Т.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.