дело N 2а-11517/2018 |
|
г. Краснодар |
26 ноября 2019 года |
Резолютивная часть определения объявлена 19 ноября 2019 года.
Определение в полном объеме изготовлено 26 ноября 2019 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Харитонова А.С,
судей Иванова А.Е, Шелудько В.В,
рассмотрев материалы кассационной жалобы Мовсесяна А.В, Мовсесяна М.Н, Мовсесяна Н.Н. на решение Советского районного суда города Краснодара от 19 декабря 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 мая 2019 года по административному исковому заявлению Мовсесяна М.Н, Мовсесяна Мирана Нориковича, Мовсесяна Н.Н. к Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по городу Краснодару, Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа в перерасчете земельного налога и возложении обязанности произвести перерасчет, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С, объяснения представителя административных истцов Мовсесяна Н.Н. и Мовсесяна А.В. - Вагановой Э.В. (доверенности от 22 ноября 2018 года), поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителей Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по городу Краснодару - Ягнакова М.С. (доверенность от 8 октября 2018 года), Кузововой А.В. (доверенность 12 ноября 2019 года; принимала участие в судебном заседании после перерыва), полагающих, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Мовсесян А.В, Мовсесян М.Н, Мовсесян Н.Н. (далее - заявители) обратились в Советский районный суд города Краснодара о признании незаконным отказа УФНС России по Краснодарскому краю (далее - управление) в перерасчете земельного налога за 2017 год и возложении обязанности на ИФНС N 5 по городу Краснодару (далее - инспекция) осуществить перерасчет земельного налога за 2017 год на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "данные изъяты", исходя из кадастровой стоимости в размере 4 028 471 рубля 99 копеек.
Решением Советского районного суда города Краснодара от 19 декабря 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 мая 2019 года, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данными судебными актами, заявители обратились в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просят обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Кассационная жалоба мотивирована тем, что при принятии судебных актов суды дали неверное толкование приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 года N 2640 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - приказ N 2640). Из содержания пункта 7 приказа N 2640 следует, что данный приказ вступает в силу со дня его официального опубликования (15 декабря 2016 года). Следовательно, его положения о кадастровой стоимости объектов недвижимости подлежат применению к правоотношениям по налогообложению с 1 января 2017 года. Факт несвоевременного внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка в ЕГРН не может ухудшать положение налогоплательщика. Судами не учтена судебная практика, сложившаяся при применении приказа N 2640.
В судебном заседании представитель заявителей поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель инспекции просил судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", в судебном заседании 12 ноября 2019 года был объявлен перерыв до 10 часов 50 минут 19 ноября 2019 года.
Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также доске объявлений о судебных заседаниях в помещении суда.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу о том, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, заявители являются участниками долевой собственности по 1/3 доли земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 787 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Лавочкина, 10.
Согласно произведенному инспекцией расчету земельного налога за 12 месяцев 2017 года сумма земельного налога, подлежащая уплате каждым из участников долевой собственности, составила 82 151 рубль. Налоговая база по земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты" определена исходя из его кадастровой стоимости 17 270 715 рублей.
Основанием для произведенного расчета земельного налога, исходя из кадастровой стоимости земельного участка 17 270 715 рублей, послужили поступившие в инспекцию сведения из ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю о кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2017 года.
Не согласившись с произведенным инспекцией расчетом земельного налога, заявители обратились в управление с жалобой на действия (бездействие) должностных лиц инспекции и требованием произвести перерасчет земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной приказом N 2640.
Решением управления от 1 ноября 2018 года N 24-14-1956 жалоба заявителей оставлена без удовлетворения.
Полагая отказ в перерасчете земельного налога незаконным, а свои права и законные интересы нарушенными, заявители обратились в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителей, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), земельный налог устанавливается указанным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу с пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования на территории которого введен налог.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено этим пунктом.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.
Согласно пункту 3 статьи 396 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
При этом налоговое законодательство не содержит понятие кадастровой стоимости и не устанавливает способы ее определения.
Как следует из пункта 2 статьи 390 НК РФ, в редакции, действующей в спорный период, кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, которыми предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Судом установлено, что в 2015 году в Краснодарском крае проведена очередная оценка кадастровой стоимости земель, результаты которой утверждены приказом N 2640. Текст данного приказа размещен 15 декабря 2016 года на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru.
Как следует из материалов дела, возникший между налоговым органом и налогоплательщиками спор связан с установлением подлежащей применению для целей исчисления земельного налога за 2017 год кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" При этом инспекция считает применимой кадастровую стоимость, указанную в Едином государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января 2017 года, а налогоплательщики считают, что для исчисления земельного налога за 2017 год необходимо использовать кадастровую стоимость, утвержденную приказом N 2640.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2013 года N 17-П и определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 N 165-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, - в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, - не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании статьи 5 НК РФ.
Таким образом, положения пункта 1 статьи 5 и статьи 391 НК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который в НК РФ определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
На основании пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.
Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).
Таким образом, в случае, когда нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям, то в силу требований статьи 5 НК РФ такой акт подлежит применению налогоплательщиками только с начала следующего налогового периода.
На основании изложенного, поскольку приказ N 2640 официально опубликован 15 декабря 2016 года, то в силу пункта 1 статьи 5 НК РФ в целях налогообложения он применяется к правоотношениям с 1 января 2018 года.
При этом кассационный суд считает необходимым указать, что названный приказ не относится к числу актов законодательства о налогах и сборах, имеющих обратную силу в соответствии с пунктом 3 статьи 5 НК РФ, и не содержит прямой оговорки о том, что утвержденные данным приказом результаты определения кадастровой стоимости земельных участков применяются для целей налогообложения с более раннего налогового периода, чем это предусмотрено пунктом 1 статьи 5 НК РФ (пунктом 4 статьи 5 НК РФ).
Кроме того, указанный приказ изменяет кадастровую стоимость земельных участков, как в большую, так и в меньшую сторону по сравнению с предыдущими результатами государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края, в связи с чем одновременно как улучшает, так и ухудшает положение разных налогоплательщиков. Во втором случае придание данному акту обратной силы прямо запрещено (пункт 2 статьи 5 НК РФ).
При этом законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ).
Следовательно, в рассматриваемом случае при исчислении земельного налога за 2017 год налоговый орган не вправе был применять кадастровую стоимость принадлежащего заявителям земельного участка, определенную приказом N 2640.
Таким образом, учитывая, что установленная приказом N 2640 кадастровая стоимость принадлежащего заявителям земельного участка не подлежала применению для целей исчисления земельного налога за 2017 год, земельный налог должен был исчисляться налоговым органом с использованием действующей до вступления в силу приказа N 2640 кадастровой стоимости земельного участка в размере 17 270 715 рублей.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15 октября 2015 года N 309-КГ15-7403, апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2016 года N 9-АПГ16-14.
Суд кассационной инстанции находит, что выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении судами норм материального права, при этом суды первой и апелляционной инстанций не нарушили положения процессуального законодательства об исследовании и оценке доказательств. Следовательно, основания для отмены судебных актов отсутствуют.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
решение Советского районного суда города Краснодара от 19 декабря 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 мая 2019 года по делу N 2а-11517/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Харитонов
Судьи А.Е. Иванов
В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.