Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего Колокольцева Ю.А,
судей Смирновой Л.Н, Котихиной А.В.
при секретаре Гроцер Н.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Котихиной А.В. апелляционную жалобу Иванова А.Ф. на решение Чудовского районного суда Новгородской области от 14 июня 2019 года по иску Иванова А.Ф. к ГОКУ "Чудовское лесничество" о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, аннулировании записи в трудовой книжке об увольнении, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,
установила:
Иванов А.Ф. обратился в суд с иском к ГОКУ "Чудовское лесничество" о признании незаконным приказа "... "-к от "... ", восстановлении на работе, аннулировании записи об увольнении в трудовой книжке, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указал, что с "... " года осуществлял трудовую деятельность в ГОКУ "Чудовское лесничество" в должности "... " и был уволен приказом "... "-к от "... " в связи с непринятием мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого являлся. Увольнение по указанному основанию полагает незаконным, поскольку не входит в круг субъектов ответственности по п.7.1 ст.81 Трудового кодекса РФ, обязанность принятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов в отношении его должности действующим законодательством не установлена.
Решением Чудовского районного суда Новгородской области от 14 июня 2019 года Иванову А.Ф. отказано в удовлетворении иска к ГОКУ "Чудовское лесничество" о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, аннулировании записи в трудовой книжке об увольнении, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и денежной компенсации морального вреда.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, представитель Иванова А.Ф. - Кудряшов И.А. подал апелляционную жалобу, в которой привел доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Указал, что истец не относится к категориям лиц, перечисленных в части 3 ст.10 Федерального закона "О противодействии коррупции", в связи с чем на него не распространяется требование о принятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
В возражениях на апелляционную жалобу ГОКУ "Чудовское лесничество" и прокурор указывают на несостоятельность ее доводов, просят оставить обжалуемое решение суда без изменения.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца, извещенного о времени и месте судебного заседания.
В силу ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и поступивших возражений, обсудив эти доводы, заслушав объяснения представителей истца Кудряшова И.А. и Арнаутова Д.А, представителя ответчика Питерской Д.В, а также заключение прокурора Степановой Е.И, полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, в случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
Как следует из материалов дела, Иванов А.Ф. в период с 10 ноября 2015 года состоял в трудовых отношениях с ГОКУ "Чудовское лесничество", работая в должности мастера леса.
Приказом N14-к от 22 марта 2019 года истец уволен по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ.
Основанием к изданию оспариваемого приказа явились: представление Прокуратуры Чудовского района от 07.02.2019 года по фактам нарушения законодательства о противодействии коррупции в действиях должностных лиц ГОКУ "Чудовское лесничество", протокол заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов от 21.03.2019 года и объяснительной Иванова А.Ф.
Комиссией установлено и из материалов дела усматривается, что истец допустил нарушение локальных актов лесничества и не уведомил работодателя о возникшем конфликте интересов, выразившемся в получении денежных средств от подконтрольной организации в период с декабря 2017 года до сентября 2018 года.
Оценив исследованные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь в качестве правовых оснований положениями п.7.1 ч.1 ст.81, ст.193 ТК Российской Федерации, ст. ст. 10, 11 Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции", суд первой инстанции признал доказанным факт совершения Ивановым А.Ф. проступка и пришел к выводу о правомерности наложенного на него дисциплинарного взыскания в виде увольнения.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Приведенные в решении выводы подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным на основании надлежащей оценки представленных доказательств.
Факты и обстоятельства, свидетельствующие о возникновении конфликта интересов, подтверждаются материалами дела и доводами апелляционной жалобы не опровергнуты.
Порядок увольнения истца ответчиком соблюден, поскольку в соответствии со ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N304-ФЗ) у истца были истребованы письменные объяснения, дисциплинарное взыскание в виде увольнения применено в установленный срок - не позднее трех лет со дня совершения проступка.
Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что Иванов А.Ф. не относится к категориям лиц, перечисленных в части 3 ст.10 Федерального закона "О противодействии коррупции", в связи с чем на него не распространяется требование о принятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, отклоняется судебной коллегией как несостоятельная.
Так, одним из центральных направлений современной внутренней политики, ориентированной в том числе на повышение качества и эффективности государственного управления, является противодействие коррупции, которая в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации названа одной из системных угроз общественной безопасности, существенно затрудняющей нормальное функционирование органов государственной власти и местного самоуправления.
В порядке реализации указанной задачи принят Федеральный закон от 25.12.2008г. N273-ФЗ "О противодействии коррупции", устанавливающий, как следует из его преамбулы, основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Названный Федеральный закон предусматривает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Таким образом, конфликт интересов, являющийся одним из ключевых институтов антикоррупционного законодательства, лежит в основе понимания и квалификации коррупционных действия.
При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ст. 10 Федерального закона N273-ФЗ).
Непринятие лицом, на которое возложена соответствующая обязанность, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 10 указанного Федерального закона обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается: на государственных и муниципальных служащих; на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного; на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами; на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу прямого указания ст.349.2 ТК РФ на работников организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
Из содержания пп."в" п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2013г. N568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции" следует, что работники, замещающие должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и должности в организациях, включенные в перечни, установленные локальными нормативными актами организаций, обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов.
По смыслу действующего законодательства организации, создаваемые для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, могут иметь различную организационно-правовую форму, в том числе государственного унитарного предприятия, государственного учреждения (автономного, бюджетного, казенного).
Определение организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, осуществляется исходя из предмета и цели деятельности организации, которыми могут являться содействие в реализации функций, возложенных на федеральный государственный орган в установленной сфере, обеспечение исполнения задач, стоящих перед федеральным государственным органом.
В соответствии с Уставом ответчик представляет собой государственное казенное учреждение, учредителем которого является Новгородская область.
На основании нормы ст.6 БК РФ, развивающей понятие учреждения, конкретизирующей цель его создания и являющейся специальной по отношению к ст.120 ГК РФ, под государственным казенным учреждением следует понимать государственное учреждение, осуществляющее оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов), финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно Уставу ГОКУ "Чудовское лесничество" целями деятельности учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (после переименования - министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области) которое, в свою очередь, является органом исполнительной власти субъекта, реализующим государственную политику в области лесных отношений, в том числе, полномочия, делегированные федеральными органами государственной власти в установленной сфере и оказывающим содействие реализации мероприятий по противодействию коррупции, предусмотренных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, в подведомственных учреждениях (Положение о министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, утвержденное постановлением Правительства Новгородской области от 21.12.2017 N 466).
В соответствии с Положением о выявлении и урегулировании конфликта интересов в ГОКУ "Чудовское лесничество" от 02.09.2016 года, ознакомление с которым подтверждено собственноручной подписью Иванова А.Ф, занимаемая истцом должность предполагала принятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Чудовского районного суда Новгородской области от 14 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Иванова А.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий Колокольцев Ю.А.
Судьи Смирнова Л.Н.
Котихина А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.