Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Потапченко И.Н,
судей Гришина С.В. и Коробенко Э.В,
при секретаре судебного заседания Туалиеве И.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - начальника Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области" (далее - управление финансового обеспечения) - Лейко И.И. на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 22 августа 2019 г, которым частично удовлетворены требования старшего прапорщика Зарова Богдана Юрьевича об оспаривании действий ведущего бухгалтера отделения N 6 (финансово-расчетный пункт) управления финансового обеспечения (далее - финансово-расчетный пункт), связанных с отказом в согласовании проекта приказа о выплате истцу денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Гришина С.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного ответчика - начальника управления финансового обеспечения - ЛейкоИ.И. в обоснование поданной жалобы и административного истца Зарова Б.Ю, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
ведущим бухгалтером финансово-расчетного пункта отказано в согласовании проекта приказа командира войсковой части N от 13 мая 2019 г. N 159 о выплате Зарову Б.Ю. компенсации за наем жилого помещения за период с января по ноябрь 2019 года в связи с его отказом от предложенного ранее служебного жилого помещения.
Заров Б.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений просил признать данный отказ незаконным и обязать начальника управления финансового обеспечения согласовать проект указанного приказа.
Решением суда административный иск удовлетворен частично. Суд признал незаконными действия ведущего бухгалтера финансово-расчетного пункта, связанные с отказом в согласовании проекта приказа командира войсковой части N от 13 мая 2019 г. N 159 в части касающейся установления к выплате Зарову Б.Ю. денежной компенсации за поднаем жилого помещения за период с 3 апреля по 31 июля 2019г. При этом суд обязал начальника управления финансового обеспечения и ведущего бухгалтера финансово-расчетного пункта рассмотреть вопрос о согласовании проекта приказа в указанной части. В удовлетворении требований истца о согласовании данного проекта приказа в части установления ему к выплате названой компенсации за периоды с 1 января по 2 апреля и с 1августа по 30 ноября 2019 г. судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель управления финансового обеспечения просит решение суда в части удовлетворения требований отменить в связи с нарушением судом норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование автор жалобы указывает, что в мае 2018 года Заров Б.Ю. отказался от предложенного ему служебного жилого помещения по надуманному основанию, поэтому у него отсутствует право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения. Такая позиция согласуется с указаниями руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 19 мая 2016 г. N194/11/14581, согласно которым выплата названной компенсации прекращается с даты отказа военнослужащего от предложенного ему служебного жилья. Также в жалобе обращается внимание, что механизм частичного согласования проектов приказов отсутствует. Поэтому управление финансового обеспечения не имеет возможности согласовать проект приказа о производстве истцу оспариваемой выплаты частично.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В пунктах 2 и 3 Положения о порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, установлено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту их военной службы.
Согласно пунктам 2, 4 и 8 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27мая 2016 г. N303, выплата денежной компенсации военнослужащим осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия жилых помещений, которые могут быть им предоставлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Выплата денежной компенсации производится со дня найма жилого помещения после прибытия военнослужащего к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда. Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта военнослужащего.
Из изложенного следует, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения может выплачиваться военнослужащему, признанному нуждающимся в специализированном жилом помещении по месту прохождения военной службы, в случае невозможности обеспечения его служебным жильем, жилым помещением маневренного фонда или общежитием. Основанием для начала выплаты названной компенсации является волеизъявление военнослужащего, выраженное в форме рапорта с приложением к нему документов, подтверждающих право на получение компенсации.
При этом, когда военнослужащему предложено служебное жилое помещение, однако он отказался от него по личным мотивам, право на получение указанной компенсации возникает у военнослужащего лишь после перераспределения этого жилья другому военнослужащему.
Вопреки мнению автора жалобы, такой порядок реализации прав военнослужащих на получение денежной компенсации за наем жилого помещения не противоречит указаниям руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 19 мая 2016 г. N 194/11/14581, которыми указанная правовая ситуация не урегулирована.
По делу установлено, что Заров Б.Ю. проходит военную службу в войсковой части N. В мае 2018 года он с женой и сыном включен в список на предоставление служебного жилого помещения с 12 апреля 2018 г.
В соответствии с договором от 1 января 2019 г, заключенным на 11 месяцев, Заров Б.Ю. осуществляет наем жилого помещения по месту службы.
5 июня 2018 г. истцу было предложено служебное жилое помещение, общей площадью 50,8 кв.м, от которого 14 июня 2018 г. он отказался, после чего 12 марта 2019 г. оно было перераспределено другому военнослужащему.
3 апреля 2019 г. Заров Б.Ю. обратился с рапортом об установлении денежной компенсации за наем жилого помещения к командиру воинской части, которым 13мая 2019 г. подготовлен проект приказа N 159 об установлении компенсации за период с 1января по 30 ноября 2019 г. Однако в согласовании данного проекта приказа финансовым органом было отказано в связи с отказом истца от предложенного ему ранее служебного жилого помещения.
Сведений о предложении истцу иных служебных жилых помещений в период с 3 апреля по 30 июля 2019 г. в материалах дела не содержится.
Учитывая вышеизложенное, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Заровым Б.Ю. требований за период с 3 апреля по 30 июля 2019 г, то есть с момента подачи им рапорта об установлении к выплате денежной компенсации за наем жилья, направленного командованию после отказа от ранее предоставленного жилого помещения, до последнего дня месяца за который эта компенсация, при наличии на нее права, подлежит выплате.
При этом ссылка автора жалобы на отсутствие у финансового органа возможности частичного согласования проекта приказа о выплате истцу компенсации за наем жилого помещения не может служить основанием для отказа в реализации его права в полном объеме.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 22 августа 2019г. по административному исковому заявлению Зарова Богдана Юрьевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.