Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тогубицкого В.А,
судей: Зари А.И. и Шендрикова И.В,
при секретаре судебного заседания Иванец М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административного истца и представителя административного ответчика - Новикова А.С. на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 30 августа 2019 г, которым частично удовлетворены заявленные требования полковника юстиции Лучко Александра Александровича об оспаривании действий военного прокурора Южного военного округа (далее - военный прокурор), связанных с порядком исключения истца из списков личного состава N военной прокуратуры гарнизона.
Заслушав доклад судьи Тогубицкого В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционных жалоб и поступивших возражений, объяснения представителей военного прокурора подполковника юстиции Новикова А.С. и майора юстиции Тена С.В. в обоснование доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
на основании приказа военного прокурора Южного военного округа от 15 августа 2019 г. N 199/одо Лучко А.А. по окончании предоставленных отпусков с 17 августа 2019 г. исключен из списков личного состава N военной прокуратуры гарнизона ввиду увольнения его с военной службы по собственному желанию.
Лучко А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил названный приказ, просил возложить обязанность на военного прокурора изменить дату исключения из списков личного состава прокуратуры гарнизона на 27 августа 2019 г. с учетом времени нахождения на лечении, а также необходимости сдачи дел и должности, проведения расчета по всем видам довольствия.
Кроме того, административный истец просил суд обязать военного прокурора произвести перерасчет и выплатить ему денежное довольствие по дату исключения из списков личного состава с учетом ранее установленных ему ежемесячных надбавок.
Решением гарнизонного военного суда административный иск удовлетворен частично. Суд обязал административного ответчика произвести перерасчет денежного довольствия, выплаченного Лучко А.А. за период с 21 июня по 17 августа 2019 г, с учетом дополнительных денежных выплат, как военнослужащему, находящемуся на воинской должности, внести об этом сведения в оспариваемый приказ и произвести выплату недополученного денежного довольствия. В удовлетворении остальных требований судом отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Он утверждает, что суд ошибочно обязал ответчика обеспечить его только дополнительными денежными выплатами, как военнослужащего, находящегося на воинской должности, тогда как им были заявлены требования об обеспечении денежным довольствием в полном объеме на дату исключения из списков личного состава военной прокуратуры. Это требование обусловлено тем, что оснований для прекращения ему выплаты денежного довольствия (с учетом надбавок) не имелось, поскольку он в установленном порядке от должности не освобождался и в распоряжение командования не зачислялся. В связи с этим Лучко А.А. полагает, что дата исключения его из списков личного состава военной прокуратуры должна соответствовать дню фактического обеспечения его денежным и иными положенными видами довольствия.
Автор жалобы указывает на то, что сдача дел и должности была проведена на основании соответствующего приказа в период нахождения его на лечении в медицинском учреждении. Он отмечает, что предоставленного времени для расчетов с довольствующими органами (с 21 по 24 июня 2019 г.) было недостаточно, поскольку по прибытию 21 июня 2019 г. из военного госпиталя он сразу направился в медицинское учреждение в г. Каспийск для дальнейшего прохождения лечения, притом что 22 и 23 июня 2019 г. являлись выходными днями. Эти обстоятельства также не позволили ему сдать в установленном порядке служебное жилье, снятся с регистрационного учета, провести сверку вещевого имущества и получить денежное довольствие. По мнению истца, при определении даты исключения из списков личного состава военной прокураты также подлежал учету период нахождения его на стационарном лечении в военном госпитале в период с 17 по 28 июля 2019 г.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда в части удовлетворения заявленных требований отменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Автор жалобы утверждает, что порядок расчета денежным довольствием при увольнении Лучко А.А. с военной службы соответствует требованиям приказа Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2018 г. N 547-10. Он обращает внимание на то, что приказами Генерального прокурора РФ от 1 апреля 2019 г. N 288-к и военного прокурора от 21 июня 2019 г. N 149/одо Лучко А.А. освобожден от занимаемой должности и полагается сдавшим дела и должность с 20 июня 2019 г, при этом оснований для зачисления его в распоряжение не имелось. Эти обстоятельства, по мнению представителя административного ответчика, исключают возможность выплаты истцу дополнительных ежемесячных надбавок, однако оценка им, применительно к требованиям ст. 180 КАС РФ, судом в решении не дана.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель военного прокурора - Новиков А.С. просит решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Вопреки доводам жалобы, решение суда соответствует требованиям ст. 180 КАС РФ, в нем приведены установленные обстоятельства дела, доказательства, на которых основаны выводы суда, а также нормативные правовые акты, которыми суд руководствовался при принятии решения.
В соответствии с пунктами 1 и 4 ст. 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон) военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением случаев нахождения в распоряжении командира (начальника). Назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей в силу п. 1 ст. 43 указанного Закона осуществляются: военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, - указами Президента Российской Федерации; остальных военнослужащих - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
Согласно пункту 1 ст. 13 и п. 2 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (далее - Положение) для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий. Увольнение военнослужащих с военной службы производится, как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников).
Пунктом 2.2. Положения о полномочиях руководителей органов прокуратуры Российской Федерации по организации прохождения военной службы по контракту в органах военной прокуратуры, утвержденного приказом Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2016 г. N 827, предусмотрено, что назначение на воинские должности и освобождение от них, зачисление в распоряжение, присвоение воинских званий, перевод и увольнение с военной службы военнослужащих, а также поступление граждан на военную службу в органы военной прокуратуры оформляется приказами по личному составу и осуществляется с учетом требований Положения.
Следовательно, прохождение военнослужащим военной службы по контракту не на воинской должности, в том числе в органах военной прокуратуры, возможно лишь на основании приказа соответствующего воинского должностного лица об освобождении его от занимаемой должности и зачислении в распоряжение командира (начальника). До освобождения такого военнослужащего от занимаемой воинской должности и зачисления в распоряжение на основании приказа соответствующего командира (начальника) он считается проходящим военную службу на воинской должности.
По делу установлено, что приказом Генерального прокурора РФ от 1 апреля 2019 г. N 288-к Лучко А.А. досрочно уволен с военной службы по собственному желанию и освобожден от занимаемой воинской должности.
На основании приказа военного прокурора от 21 июня 2019 г. N 149-к (с учетом изменений, внесенных приказами от 1 июля 2019 г. N 158/одо и 15 августа 2019 г. N 199/одо) истец полагается сдавшим дела и должность и после производства необходимых расчетов, предоставления положенных отпусков, времени для проезда к месту проведения отпуска и обратно к месту жительства, с 17 августа 2019 г. исключен из списков личного состава военной прокуратуры гарнизона.
Производство с истцом расчета по денежному довольствию и иным выплатам подтверждается соответствующими справками, а также реестрами, свидетельствующими о фактическом и своевременном зачислении денежных средств на счет Лучко А.А, и сомнений не вызывает.
Между тем в период с 21 июня по 17 августа 2019 г. Лучко А.А. обеспечивался денежным довольствием в объеме, предусмотренном для военнослужащего, проходящего службу в распоряжении командования.
В силу предписаний части 1 ст. 49 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" на военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное обеспечение, медицинское и другие виды обеспечения военнослужащих с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Денежное довольствие военных прокуроров состоит из оклада по должности; оклада по воинскому званию; надбавки за особый характер службы; надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы и иных надбавок и выплат, предусмотренных для военнослужащих (часть 2 ст. 49 того же Федерального закона).
В соответствии с частью 28 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в период нахождения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжении командира (начальника) ему выплачиваются оклад по воинскому званию, оклад по последней занимаемой воинской должности и ежемесячная надбавка за выслугу лет в порядке, предусмотренном руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Вопреки доводам жалобы, аналогичные, по сути, положения содержатся в п. 26 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих органов военной прокуратуры, проходящих военную службу по контракту, и предоставления им отдельных выплат, утвержденного приказом Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2018 г. N 547-10, согласно которому надбавки не выплачиваются военнослужащим в период нахождения в распоряжении руководителя органа военной прокуратуры (за исключением ежемесячной надбавки за выслугу лет, ежемесячной надбавки к денежному содержанию военных прокуроров, имеющих право на пенсию за выслугу лет и ежемесячной процентной надбавки за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации") и отстранения от воинской должности (за исключением ежемесячной надбавки за выслугу лет).
Иных оснований для обеспечения военнослужащего органа военной прокуратуры в указанном порядке, кроме как нахождение его в распоряжении и отстранение от воинской должности, ни приведенными законами, регламентирующими обеспечение денежным довольствием военнослужащих, в целом, и военнослужащих органов военной прокуратуры, в частности, ни самим Порядком, установленным Генеральным прокурором РФ в отношении военнослужащих органов военной прокуратуры, не предусмотрено.
Поскольку приказом соответствующего должностного лица Лучко А.А. в распоряжение командира (начальника) не зачислялся, в том числе ввиду освобождения от воинской должности (подп. "а" п. 2 ст. 13 Положения) либо в связи с невозможностью своевременного исключения из списков личного состава прокуратуры (подп. "и" п. 2 ст. 13 Положения), основания для изменения порядка обеспечения его денежным довольствием (без учета надбавок) у руководства военной прокуратуры отсутствовали. Издание военным прокурором приказа о сдаче истцом дел и должности таким основанием не является и не подменяет собой необходимость издания приказа о зачислении его в распоряжение.
Учитывая то, что с момента сдачи истцом дел и должности до исключения из списков личного состава военной прокуратуры, то есть с 21 июня по 17 августа 2019 г. истцу перечислено денежное довольствие без учета дополнительных надбавок, гарнизонный военный суд правомерно обязал ответчика обеспечить Лучко А.А. за этот период недополученным денежным довольствием.
Между тем это обстоятельство, само по себе, основанием для изменения даты исключения Лучко А.А. из списков личного состава военной прокуратуры не является, поскольку право истца на обеспечение денежным довольствием в судебном порядке полностью восстановлено.
Пунктом 16 ст. 29 Положения определено, что при невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками. В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков.
Эти требования Положения военным прокурором соблюдены.
В соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением перечисленных в этом пункте случаев, которых по настоящему делу не установлено.
Предусмотренная п. 18 ст. 29 Положения возможность продления военнослужащим, заболевшим во время основного отпуска, такого отпуска на соответствующее количество дней болезни, вопреки доводам жалобы истца, касается только тех из них, которые после отпуска продолжают военную службу, а не подлежат исключению из списков личного состава в связи с увольнением с военной службы.
Из дела усматривается, что 20 июня 2019 г. дела и замещаемую истцом должность комиссионно принял подполковник юстиции М.Г. при этом от прибытия в военную прокуратуру гарнизона для проведения мероприятий, связанных с исключением из списков личного состава прокуратуры Лучко А.А. отказался, для получения вещевого имущества в службу войсковой части N (по состоянию на 5 июля 2019 г.) также не явился (л.д. 43, 53, 64).
В связи с этим доводы истца о преждевременности исключения его из списков личного состава военной прокуратуры гарнизона являются несостоятельными.
Таким образом, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 30 августа 2019 г. по административному исковому заявлению Лучко Александра Александровича оставить без изменения, а апелляционные жалобы административного истца и представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.