Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Тогубицкого В.А,
судей: Гришина С.В, Патланя В.А,
при секретаре судебного заседания Иванец М.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации - Яшкова В.Л. на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 16 сентября 2019 г, которым удовлетворены заявленные требования старшего лейтенанта Волкова Вадима Александровича об оспаривании действий Федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" и Министерства обороны Российской Федерации, связанных с порядком включения истца в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и учётом инвестиционного дохода на именном накопительном счёте.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации - Подшибякина П.Ю. в обоснование жалобы, судебная коллегия
установила:
Волков В.А. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" оформленное письмом от 10 июля 2019 г. N НИС-7/7235 об отказе в расчёте и начислении на его именной накопительный счёт участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих доходов от инвестирования (инвестиционного дохода), который был бы начислен при своевременном включении его в реестр.
Кроме того, административный истец просил суд обязать:
- Федеральное государственное казённое учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" провести расчёт (определить величину) дохода от инвестирования накоплений, который должен был быть начислен на его именном накопительном счёте в случае его своевременного включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих;
- Министерство обороны Российской Федерации перечислить в Федеральное государственное казённое учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" денежные средства в размере рассчитанного не начисленного дохода от инвестирования накоплений.
Решением гарнизонного военного суда заявленные административным истцом требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
В обоснование автор жалобы излагает обстоятельства дела, приводит положения законодательных актов, регулирующих спорные правоотношения, и утверждает, что административный истец получил первое воинское звание офицера 20 июня 2009 г, и с этого момента он в безусловном порядке подлежал включению в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Представитель административного ответчика указывает, что именной накопительный счёт участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих открыт Волкову В.А. в августе 2015 года и с этого момента ему стал начисляться инвестиционный доход.
Так как законодательством не предусмотрено начисление инвестиционного дохода на счета участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которые были включены в реестр несвоевременно, вследствие чего, положенные к начислению истцу денежные средства не инвестировались, то оснований для возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности перечислить на именной накопительный счёт Волкова В.А. доход от инвестирования не имелось.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" к участникам накопительно-ипотечной системы относятся военнослужащие, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г. Эти обстоятельства, исходя из подп. 1 п. 2 ст. 9 данного Федерального закона, являются также основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения.
По делу установлено, что 20 июня 2009 г. Волков В.А. окончил Екатеринбургское высшее военное артиллерийское училище и по выпуску получил воинское звание офицера.
Данное обстоятельство указывает на то, что административный истец подлежал обязательному включению в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с 20 июня 2009 г.
В силу статьи 5 указанного выше Федерального закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счёт средств федерального бюджета; доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений. При этом учёт доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Частью 1 ст. 14 того же Федерального закона предусмотрено, что каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа.
Следовательно, доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих учитываются при определении размера целевого жилищного займа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с требованиями пунктов 5 и 13 данных Правил в Министерстве обороны Российской Федерации регистрирующим органом является Департамент жилищного обеспечения Минобороны России как структурное подразделение федерального органа, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами. При этом внесение в реестр записи о включении военнослужащего в реестр производится регистрирующим органом в течение 10 рабочих дней со дня представления документов, подтверждающих возникновение основания для включения военнослужащего в реестр.
Согласно положениям главы IV действовавшего до 9 июня 2017 г. Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2013 г. N 166, представление в региональное управление жилищного обеспечения комплекта документов для включения военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих являлось обязанностью командира воинской части, в которой военнослужащий проходит службу.
Аналогичные требования содержались в действовавших до утверждения указанного Порядка приказах Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2005 г. N 220 и от 30 января 2009 г. N 30, а также в действующем в настоящее время приказе Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2017 г. N 245.
Судом установлено, что 12 августа 2015 г. истец включён в указанный реестр с датой возникновения основания для этого - 20 июня 2009 г.
Из сведений, представленных Федеральным государственным казённым учреждением "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", следует, что именной накопительный счёт Волкова В.А, как участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, открыт 28 августа 2015 г.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришёл к обоснованному выводу о том, что Волков В.А. с 12 августа 2015 г. является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, однако по причине нераспорядительности воинских должностных лиц и регистрирующего органа он несвоевременно включён в данный реестр, что привело к начислению на его накопительный счёт накоплений для жилищного обеспечения за период с даты возникновения основания для включения в него до даты открытия этого счёта без учёта дохода от их инвестирования и снижению в связи с этим размера целевого жилищного займа, который в последующем может быть предоставлен истцу.
В силу подпункта 1 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 13 указанного Положения предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации является юридическим лицом, имеет смету, текущие, расчётные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая приведённые положения законодательства, из которых следует, что Министерство обороны Российской Федерации является органом, к компетенции которого относится как участие в публичных правоотношениях по реализации жилищных прав военнослужащих посредством участия их в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, так и защита нарушенных прав в указанной сфере, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о возложении на указанное министерство обязанности по перечислению в Федеральное государственное казённое учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" для зачисления на именной накопительный счёт истца дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
Нерегламентированность нормативно-правовыми актами правоотношений, связанных с начислением доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именные счета участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, несвоевременно включённых в соответствующий реестр, не может служить основанием для отказа в защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений, которая в силу статьи 3 КАС Российской Федерации является задачей административного судопроизводства.
В связи с этим не имеют значения для данного дела обстоятельства: какое должностное лицо допустило ошибку в несвоевременном включении военнослужащего в реестр участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения и то, заключал ли истец с уполномоченным федеральным органом договор целевого жилищного займа.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 16 сентября 2019 г. по административному исковому заявлению Волкова Вадима Александровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Тогубицкий
Судьи: С.В. Гришин
В.А. Патлань
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.