Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Колосковой С.Е,
судей
Глушко А.Р, Левиной Н.В.
при секретаре
Константиновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-294/2019 по апелляционной жалобе Вилкова Игоря Валерьевича на решение Ишимского районного суда Тюменской области от 26 августа 2019 года, которым административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России N 12 по Тюменской области к Вилкову Игорю Валерьевичу о взыскании задолженности удовлетворено; взыскана с Вилкова И.В. задолженность: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2018 год в сумме 7447 рублей 35 копеек; задолженность по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017-2018 годы в сумме 802 рубля 44 копейки; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2018 год в сумме 1638 рублей 44 копейки; задолженность по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2017- 2018 годы в сумме 158 рублей 90 копеек; взыскана с Вилкова И.В. в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 402 рубля.
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Колосковой С.Е, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N12 по Тюменской области (далее по тексту - МИФНС России N12 по Тюменской области, Инспекция) обратилась в суд с административными исковыми требованиями о взыскании с Вилкова И.В. задолженности по страховым взносам в размере 10 047 рублей 13 копеек, в том числе: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 7 447 рублей 35 копеек, пени в размере 802 рубля 44 копейки; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (далее по тексту - ОМС) в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за 2018 год - 1638 рублей 44 копейки, пени в размере 158 рублей 90 копеек. Административный иск мотивирован тем, что Вилков И.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 10 октября 2016 года по 11 апреля 2018 года, в связи с чем на основании ст.419 Налогового Кодекса Российской Федерации состоял на учете МИФНС России N12 по Тюменской области в качестве плательщика страховых взносов. В соответствии со ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные названным Кодексом страховые взносы. Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Тюмени была передана административному истцу недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, и пени, а также недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС, и пени в указанных размерах. Плательщику страховых взносов заказным письмом направлялись требования NN4300, 4301 от 13 июня 2018 года об уплате задолженности со сроком уплаты до 12 июля 2018 года.
Однако обязанность по уплате недоимки и пени по страховым взносам не выполнена. 18 декабря 2018 года был выдан судебный приказ о взыскании задолженности по обязательным платежам, который в связи с поступившими от ответчика возражениями отменен 16 января 2019 года.
Представитель МИФНС России N12 по Тюменской области Буракевич А.А, действующая на основании доверенности от 12 марта 2019 года (л.д. 20), в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Вилков И.В. в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен Вилков И.В. В апелляционной жалобе изложена просьба об изменении решения суда в части и принятии нового решения о частичном удовлетворении исковых требований. Указывает, что им было оплачено на обязательное медицинское страхование 4590 рублей и на обязательное пенсионное страхование 20 000 рублей, в связи с чем долг составил 3400 рублей, однако данное обстоятельство судом не принято во внимание. Кроме того, указывает, что судом не было учтено апелляционное определение судебной коллегией по административным делам Тюменского областного суда от 22 июля 2019 года.
На апелляционную жалобу поступили возражения от МИФНС России N12 по Тюменской области, в которых изложена просьба об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения.
Представитель МИФНС России N12 по Тюменской области, Вилков И.В. в судебное заседание не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы не заявлено, а административный истец направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ) в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 06 декабря 2018 года, Вилков И.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 10 октября 2016 года по 11 апреля 2018 года (л.д.8-9).
Согласно ст.18.1 Налогового кодекса Российской Федерации названным Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики страховых взносов обязаны самостоятельно исполнить обязанность по уплате страховых взносов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате страховых взносов распространяется, в том числе на индивидуальных предпринимателей (п.1 ст.419 Налогового кодекса Российской Федерации).
Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании подписанного заявителем заявления и документов, предусмотренных статьей 22.3 Федерального закона от 08 августа2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В силу части 9 статьи 22.3 указанного Федерального закона государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Учитывая, что Вилков И.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя по 11 апреля 2018 года, он в силу вышеуказанных положений закона был обязан уплачивать страховые взносы за 2017 год и за период с 01 января 2018 года по 11 апреля 2018 года.
В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 названного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Кодекса, если иное не предусмотрено указанной статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено названной статьей. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в срок, установленный абзацем вторым названного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Как следует из апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 22 июля 2019 года, Вилков И.В. в установленный пунктом 2 ст.432 Налогового кодекса Российской Федерации срок (не позднее 31 декабря 2017 года) страховые взносы за 2017 год уплачены не были, в связи с чем решением Ишимского районного суда Тюменской области от 30 апреля 2019 года с учетом названного апелляционного определения, с Вилкова И.В. взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 23400 руб. Также из данного определения следует, что задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4590 руб. уплачена административным ответчиком 19 марта 2019 года, а задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год уплачена не в полном размере (20000 руб. вместо 23400 руб.) - 07 мая 2019 года (л.д.49-51).
Согласно пунктам 1, 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено названной статьей и главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В связи с несвоевременной уплатой задолженности по страховым взносам за 2017 год Инспекцией в соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации Вилкову И.В. обоснованно начислена пеня за период с 09 февраля 2018 года по 13 июня 2018 года в размере 802 руб. 44 коп. - по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, и в размере 158 руб. 90 коп. - по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федеральный фонд ОМС.
В связи с этим решение суда в части взыскания пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2017 год судебная коллегия полагает правильным.
Также судебная коллегия считает законным и обоснованным решение суда в части взыскания с Вилкова И.В. задолженности по страховым взносам за период с 01 января 2018 года по 11 апреля 2018 года.
Пунктом 5 ст.432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
Учитывая, что статус индивидуального предпринимателя ответчик утратил с 11 апреля 2018 года, обязанность по уплате вышеуказанных страховых взносов за 2018 год он должен был исполнить до 26 апреля 2018 года.
Как следует из материалов дела, указанную обязанность Вилков И.В. не исполнил, страховые взносы за период с 01 января 2018 года по 11 апреля 2018 года не уплатил. Доказательства обратного суду не представлены.
Размер задолженности по страховым взносам за период с 01 января 2018 года по 11 апреля 2018 года определён налоговым органом обоснованно, в полном соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 ст.430 Налогового кодекса Российской Федерации - на обязательное пенсионное страхование в размере 7447 руб. 35 коп, и в соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 указанной статьи - на обязательное медицинское страхование в размере 1638 руб. 44 коп.
Согласно п.1 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В связи с неуплатой образовавшейся суммы недоимки и пени в адрес Вилкова И.В. в соответствиями с положениями ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом направлялись требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени N 4300 и N 4301 от 13 июня 2018 года в срок до 12 июля 2018 года (л.д.132), которые налогоплательщиком не исполнены, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В силу пункта 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено названным пунктом.
18 декабря 2018 года на основании заявления налогового органа мировым судьёй судебного участка N 2 Ишимского судебного района Ишимской области выдан судебный приказ на взыскание задолженности с Вилкова И.В, который в связи с поступившими от ответчика возражениями отменен определением от 16 января 2019 года (л.д.16).
Поскольку с настоящим административным иском МИФНС России N 12 по Тюменской области обратилась 18 июня 2018 года, установленные ч.2 ст. 286 КАС РФ, ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроки обращения в суд административным истцом не пропущены.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Как следует из материалов дела, Вилковым И.В. не была уплачена государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы на решение суда. В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с Вилкова И.В. подлежит взысканию в доход бюджета Ишимского муниципального района Тюменской области государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы на решение суда в размере 150 рублей.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ишимского районного суда Тюменской области от 26 августа 2019 года оставить без изменения, жалобу Вилкова Игоря Валерьевича - без удовлетворения.
Взыскать с Вилкова Игоря Валерьевича в доход бюджета Ишимского муниципального района Тюменской области государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы на решение суда в размере 150 рублей.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.