Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Захарова А.В.
судей
Мартынова Н.Л.
Муравьевой Е.А.
при секретаре
Сорокиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Градова Анатолия Дмитриевича к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальный сервис", федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о защите прав потребителей
по апелляционной жалобе федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на
решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 10 июля 2019 г, которым постановлено:
"Иск Градова Анатолия Дмитриевича к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в пользу Градова Анатолия Дмитриевича перерасчёт платы за оказание коммунальных услуг "отопление", "горячее водоснабжение" и "холодное водоснабжение" за период с 01 мая 2018 года по 01 мая 2019 года в размере 6575 руб. 65 коп, компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб. и штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в сумме 5787 руб. 83 коп, в удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
В удовлетворении исковых требований Градова Анатолия Дмитриевича к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальный сервис" о перерасчете платы, взыскании денежных средств в размере 33833 руб. 03 коп. за не предоставленные услуги в период с 01 мая 2018 года по 01 мая 2019 года, взыскании штрафа в размере 50% от незаконно начисленных платежей в квитанциях, взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в доход соответствующего бюджета согласно нормативам, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации государственную пошлину в сумме 1178 руб. 00 коп.".
Заслушав доклад судьи Муравьевой Е.А, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Градов А.Д. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальный сервис" (далее - ООО "Коммунальный сервис") о защите прав потребителей.
В обоснование требований указал, что с 9 декабря 2011 г. является нанимателем жилого помещения по адресу:...
11 сентября 2017 г. администрация муниципального образования Кандалакшский район заключила договор управления многоквартирным домом с ООО "Коммунальный сервис".
Полагал, что ответчик не выполняет надлежащим образом условия договора в части обеспечения санитарного и технического состояния системы холодного и горячего водоснабжения, отопления, однако производит начисление за предоставленные услуги в полном объеме.
Так, холодная и горячая вода имеет примеси в виде ржавчины, непригодна к употреблению, температура воздуха и воды ниже нормативно установленных, что создает некомфортные условия для проживания.
Неоднократные обращения к ответчику с претензиями по приведению качества подачи холодной и горячей воды в соответствие с нормативами и о перерасчете не удовлетворены.
Определением суда от 17 мая 2019 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ").
Уточнив требования, просил суд взыскать с ФГБУ "ЦЖКУ" денежные средства за предоставление услуг ненадлежащего качества (горячее водоснабжение, подогрев воды, отопление) за период с 1 мая 2018 г. по 1 мая 2019 г. в сумме 35 068 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей; взыскать с ООО "Коммунальный сервис" за предоставление услуг ненадлежащего качества денежные средства за период с 1 мая 2018 г. по 1 мая 2019 г. в сумме 33 838 рублей 03 копеек.
Истец Градов А.Д. в судебном заседании поддержал уточненные требования.
Представитель ответчика ФГБУ "ЦЖКУ" Семеновых Н.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ООО "Коммунальный сервис" Хухарева Ж.Б. в судебном заседании и в отзыве на иск выразила несогласие с требованиями.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФГБУ "ЦЖКУ" Семеновых Н.И. просит отменить решение суда об удовлетворении требований к учреждению и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование жалобы приводит довод об отсутствии договорных отношений между истцом и учреждением. ФГБУ "ЦЖКУ" является ресурсоснабжающей организацией, поставляет коммунальные ресурсы ООО "Коммунальный сервис", которое является исполнителем услуг и надлежащим ответчиком.
Настаивает на том, что допустимых доказательств, подтверждающих отклонения от нормативных показателей теплоносителя и горячей воды в зоне ответственности ФГБУ "ЦЖКУ" не имеется, в связи с чем учреждение не может нести ответственность за отклонение от нормативов, установленных в зоне ответственности управляющей компании.
Полагает, что истцом не представлено доказательств несоответствия подаваемых ему в заявленный период коммунальных ресурсов нормативным требованиям за весь спорный период.
Указывает на ошибочность взыскания судом с ФГБУ "ЦЖКУ" государственной пошлины, поскольку учреждение финансируется за счет средств Федерального бюджета и входит в структуру Минобороны России, осуществляющим права и обязанности от имени Российской Федерации.
В возражениях на жалобу и дополнениях к ним истец Градов А.Д. настаивает на обоснованности заявленных исковых требований.
Представитель ООО "Коммунальный сервис" в письменных возражениях просит оставить жалобу ФГБУ "ЦЖКУ" без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Градов А.Д, представитель ответчика ООО "Коммунальный сервис", представитель ответчика ФГБУ "ЦЖКУ", извещенные о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Разрешая спор, суд верно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, правильно руководствовался положениями статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 153, 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124.
Как установлено судом и следует из дела, Градов А.Д. с 2011 года является нанимателем жилого помещения по адресу:... Срок действия договора установлен с 1 декабря 2011 г. по 30 ноября 2022 г.
Управляющей организацией в отношении данного многоквартирного дома с 2 августа 2014 г. является ООО "Коммунальный сервис".
1 апреля 2017 г. ООО "Коммунальный сервис" с ФГБУ "ЦЖКУ" заключены договоры на теплоснабжение (N *) и горячее водоснабжение (N *), а также на холодное водоснабжение и водоотведение (N *) в целях предоставления потребителям коммунальных услуг, в том числе потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома.
Между ФГБУ "ЦЖКУ" и ООО "Коммунальный сервис" установлена граница разграничения балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) - фасад здания дома.., о чем свидетельствует соответствующий акт балансовой принадлежности.
Судом установлено, что с 1 мая 2018 г. ФГБУ "ЦЖКУ" принято решение о выпуске платежных документов за потребленные коммунальные услуги по отоплению, горячему, холодному водоснабжению и водоотведению непосредственно жильцам указанного дома, при этом ООО "Коммунальный сервис" является исполнителем коммунальных услуг и производит начисление оплаты за них, отвечает за правильность произведенных расчетов.
В 2018-2019 г.г. в связи с обращениями Градова А.Д. на ненадлежащее санитарное и техническое состояние системы холодного и горячего водоснабжения, а также на необеспечение отопления, управляющей компанией проводились проверки.
Так, 8 февраля 2019 г, 15 марта 2019 г. представителями управляющей компании проведены замеры и составлены акты о нарушении температурного режима жилого помещения Градова А.Д, согласно которым температурный режим (температура воздуха) ниже допустимых параметров +18°С.
Согласно протоколам лабораторных исследований воды Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области в Кандалакшском и Терском районах" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N * от 7 февраля 2019 г, N * от 20 мая 2019 г, N * от 15 октября 2018 г, составленным по заявкам управляющей компании, вода из распределительной сети горячего, холодного водоснабжения н.., на вводе в здание не соответствовала СанПиН 2.1.4.1074-01, п. 3.5, таб. 4.
Проанализировав представленные в дело доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, исходя из того, что факт ненадлежащего оказания истцу коммунальных услуг нашел свое подтверждение, пришел к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных требований, в связи с чем взыскал в пользу Градова А.Д. с ФГБУ "ЦЖКУ" перерасчет платы за оказание коммунальных услуг "отопление", "горячее водоснабжение" и "холодное водоснабжение" за период с 1 мая 2018 г. по 1 мая 2019 г. в размере 6575 рублей 65 копеек, отказав при этом в иске к ООО "Коммунальный сервис".
Мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, подробно приведены в обжалуемом решении, с которым судебная коллегия соглашается, поскольку оно соответствуют требованиям закона, основано на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, и не противоречит материалам дела.
Выраженное в апелляционной жалобе несогласие с оценкой судом обстоятельств дела и представленных доказательств не ставит под сомнение выводы суда, повторяет позицию стороны ответчика ФГБУ "ЦЖКУ" в ходе судебного разбирательства, которая обоснованно была отклонена судом.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", в случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (например, если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг; если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и т.п.), потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг или в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (часть 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункт 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354).
В соответствии с пунктом 24 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Как указывалось выше, 1 апреля 2017 г. между ООО "Коммунальный сервис" и ФГБУ "ЦЖКУ" заключены договоры на теплоснабжение и горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение в целях предоставления потребителям коммунальных услуг, в том числе потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома.
Согласно договору N * холодного водоснабжения и водоотведения, ресурсоснабжающая организация ФГБУ "ЦЖКУ" обязалась на условиях, предусмотренных настоящим договором, подавать исполнителю ООО "Коммунальный сервис" через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду установленного качества и в установленном объеме, в соответствии с режимом ее подачи, в целях предоставления потребителям коммунальной услуги, потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 4.1.1 ресурсоснабжающая организации обязалась осуществлять подачу исполнителю холодной воды установленного качества в соответствии с Приложением N 3 к настоящему договору.
Не допускать ухудшения качества воды ниже показателей, установленных законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и настоящим договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.1.6. Договора предусмотрено, что с момента выявления несоответствия показателей питьевой воды, характеризующих ее безопасность, требованиям законодательства Российской Федерации ресурсоснабжающая организация должна незамедлительно известить об этом исполнителя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления.
Ресурсоснабжающая организация обязана предупреждать исполнителя о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения в порядке и в случаях, которые предусмотрены настоящим договором и нормативными правовыми актами Российской Федерации; уведомлять о графиках и сроках проведения планово-предупредительного ремонта водопроводных сетей, через которые осуществляется холодное водоснабжение (пункты 4.1.12, 4.1.17. Договора).
Производственный контроль качества питьевой воды, подаваемой Исполнителю с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, осуществляется в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества питьевой воды и качества горячей воды, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Качество подаваемой холодной питьевой воды должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения.
Допускается временное несоответствие качества питьевой воды установленным требованиям, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность, при этом это качество должно соответствовать пределам, определенным планом мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями (пункты 8.1, 8.2. Договора).
В соответствии с пунктом 8.3. Договора исполнитель имеет право в любое время в течение срока действия настоящего договора самостоятельно отобрать пробы для проведения лабораторного анализа качества питьевой воды и направить их для лабораторных испытаний организациям, аккредитованным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Отбор проб воды, в том числе отбор параллельных проб воды, производится в порядке, предусмотренном правилами осуществления производственного контроля качества питьевой воды утверждаемым Правительством Российской Федерации. Исполнитель обязан известить организацию о времени и месте отбора проб воды не позднее 3 суток до проведения отбора проб воды.
Согласно договору N *, заключенному между ООО "Коммунальный сервис" и ФГБУ "ЦЖКУ", осуществляя горячее водоснабжение, ФГБУ "ЦЖКУ" обязуется на условиях, предусмотренных настоящим договором подавать исполнителю ООО "Коммунальный сервис" через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи к централизованной системе горячего водоснабжения.
Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, подает горячую воду исполнителю в целях предоставления потребителям коммунальной услуги, в том числе потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома (пункты 1.1, 1.2. Договора).
Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязана не допускать ухудшения качества питьевой воды ниже показателей, установленных законодательством Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; проводить производственный контроль качества горячей воды, в том числе температуры подачи горячей воды; уведомлять исполнителя о временном приостановлении или ограничении горячего водоснабжения в порядке, предусмотренном настоящим договором (пункт 4.1.3, 4.1.6, 4.1.7. Договора)
В соответствии с Разделом 7 Договора при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем коммунальной услуги в обязательном порядке выявляются причины предоставления коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме в порядке, установленном с учетом требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.
Контроль качества подаваемой горячей воды осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения: а) по инициативе и за счет исполнителя; б) на основании программы производственного контроля качества горячей воды горячее водоснабжение; в) при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля уполномоченным территориальным органом федерального органа исполнительной власти.
Сведения о показателях качества горячей воды и допустимых перерывах в подаче горячей воды предусмотрены Приложением N 7 к настоящему договору.
Контроль качества горячей воды, подаваемой исполнителю с использованием систем горячего водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие горячей воды установленным требованиям.
Согласно договору N *, заключенному между ООО "Коммунальный сервис" и ФГБУ "ЦЖКУ", теплоснабжающая организация ФГБУ "ЦЖКУ", обязуется на условиях, предусмотренных настоящим договором, подавать исполнителю ООО "Коммунальный сервис" через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию и (или) теплоноситель установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом подачи.
Теплоснабжающая организация подает тепловую энергию и (или) теплоноситель исполнителю для последующего оказания коммунальных услуг по отоплению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (пункты 1.1, 1.2. Договора).
В силу пункта 2.1.1. Договора теплоснабжающая организация обязана осуществлять бесперебойную поставку тепловой энергии и (или) теплоносителя, отвечающих параметрам качества, в количестве, позволяющим исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги, при условии надлежащего исполнения обязательств по оплате тепловой энергии и (или) теплоносителя исполнителя.
Теплоснабжающая организация обязана обеспечивать надежность и показатели качества теплоснабжения в соответствии с требованиями (в т.ч. ГОСТов), иными обязательными требованиями по обеспечению надежности теплоснабжения и требованиями Правил организации теплоснабжения в РФ; принимать участие в проверках по фактам несоблюдения режимов поставки теплоносителя исполнителю с составлением соответствующих актов; предупреждать исполнителя о предстоящем перерыве, ограничении и приостановлении подачи тепловой энергии и (или) теплоносителя (пункты 2.1.3, 2.1.9, 2.1.12. Договора).
В соответствии с Разделом 7 Договора объем и качество коммунального ресурса, поставляемого теплоснабжающей организацией, должны позволять исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) многоквартирных домов, общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Контроль качества подаваемых ресурсов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемых коммунальных услуг стороны взаимодействуют в части выявления причин предоставления коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме.
Порядок выявления этих причин устанавливается с учетом требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Таким образом, с учетом оплаченных истцом квитанций ФГБУ "ЦЖКУ", а также приведенных положений условий договоров, заключенных между управляющей компаний и ресурсоснабжающей организацией, направленных на предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, ссылка в жалобе на отсутствие договорных отношений между ФГБУ "ЦЖКУ" и получателем услуг Градовым А.Д, представляется неубедительной.
Вопреки доводам жалобы в этой части, согласно договорам ФГБУ "ЦЖКУ" как ресурсоснабжающая (теплоснабжающая) организация приняла на себя обязательства по предоставлению ООО "Коммунальный сервис" как исполнителю услуг по отоплению и водоснабжению установленного качества и в соответствующем объеме для последующего оказания коммунальных услуг в многоквартирных домах, в частности потребителю Градову А.Д.
Вместе с тем, как усматривается их материалов дела, Градовым А.Д. были получены ненадлежащего качества услуги, оказываемые ФГБУ "ЦЖКУ".
Относимых и допустимых доказательств обратного, свидетельствующих с безусловностью о том, что не ФГБУ "ЦЖКУ", а иное лицо, в частности управляющая компания, должно нести ответственность за несоблюдение требований, предъявляемых к качеству предоставленных услуг, материалы дела не содержат.
Не содержат материалы дела и доказательств, указывающих на то, что в соответствии с условиями договоров, несоответствие в качестве услуг (отопление, водоснабжение) являлось временным, связанным с проведением планово-предупредительных ремонтов сетей.
Суд первой инстанции, оценивая доводы представителя ответчика ФГБУ "ЦЖКУ", повторяющиеся в апелляционной жалобе, о том, что допущенные нарушения качества коммунальных услуг имели место не в зоне ответственности ФГБУ "ЦЖКУ", являлись предметом тщательного анализа и обоснованно были отклонены как несостоятельные, с чем суд апелляционной инстанции соглашается.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно статье 19 названного Федерального закона организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение.
Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" предусмотрено, что качество питьевой воды, горя подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.
В соответствии с пунктом 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В данном случае, из материалов дела следует, что нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения возникли именно со стороны ФГБУ "ЦЖКУ", что подтверждается протоколам лабораторных исследований воды, взятой из распределительной сети горячего и холодного водоснабжения н.п. Лупче-Савино-2, дом 18, на вводе в здание, что не противоречит акту балансовой принадлежности (разграничения границ ответственности).
При этом судом первой инстанции правомерно приняты во внимания пояснения допрошенных в судебном заседании в качестве свидетелей Р. А.Н. (специалист Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области в Кандалакшском и Терском районах" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека), К. Ю.И. (сотрудник УК), указавших, что заборы проб воды проводились в первом запорном устройстве на вводе в здание.
Так, согласно доказательствам по делу на границе балансовой принадлежности ООО "Коммунальные сервис" (на вводе в дом) лабораторные пробы холодной и горячей воды перед поступлением в распределительную сеть н.п.... и из распределительной сети н.п.... (жилого дома N * краны горячей, холодной воды на вводе в здание) не соответствуют установленным требованиям по органолептическим, физико-химическим и санитарно-гигиеническим исследованиям.
Таким образом, судебная коллегия не усматривается оснований ставить под сомнение выводы суда первой инстанции о наличии некачественно оказываемых истцу услуг со стороны ФГБУ "ЦЖКУ", доказательств иного в дело со стороны ФГБУ "ЦЖКУ" не представлено.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что военной прокуратурой Оленегорского гарнизона по обращению Градова А.Д. на ненадлежащее оказание услуг проведена проверка и вынесено представление, согласно которому установлено, что ФГБУ "ЦЖКУ" допускаются нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Так, 12 октября 2018 г. филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области в Кандалакшском и Терском районах, г. Полярные Зори" произведен отбор проб воды перед поступлением в распределительную сеть горячего водоснабжения по адресу:.., то есть непосредственно в зоне ответственности ФГБУ "ЦЖКУ".
По результатам исследований пробы воды установлено при норме цветности не более 20, вода перед поступлением в распределительную сеть имеет показатели цветности 92+9, что является нарушением требований пункта 5 ГОСТ 3168-2012.
В ходе проведенной проверки должностные лица ФГБУ "ЦЖКУ" дали пояснения, что выявленное нарушение обусловлено наличием торфяников в реке Лупча, из которой вода поступает в водопровод, а также отсутствие необходимых фильтров очистки воды.
В результате рассмотрения представления органам прокуратуры сообщено, что направлена заявка для закупки станции фильтрования, приняты меры для производственного контроля качества питьевой воды.
Также суд первой инстанции, учитывая выявленные факты нарушения температурного режима в квартире Градова А.Д. в 2019 г, исходя из того, что доказательств, несоответствия температурного режима в квартире истца за весь отопительный сезон 2018-2019 г, как того требуют положения статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, материалы дела не содержат, сделал верный вывод о наличии оснований для перерасчета внесенной платы за отопление с 6 февраля 2019 г. по 1 мая 2019 г.
При этом суд правильно основывался на том, что согласно пункту 15 Приложения N 1 к Правилам N 354 нормативная температура воздуха составляет: в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000). Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 °C. Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 °C. Снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
Возлагая на ФГБУ "ЦЖКУ" ответственность по выплате истцу денежных средств, как на лицо ответственное за ненадлежащее оказание данной услуги, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что со стороны ФГБУ "ЦЖКУ" не было представлено безусловных доказательств, свидетельствующих о возобновлении подачи истцу коммунальной услуги "отопление" установленного Правилами качества. Не имеется ссылок на такие доказательства и в апелляционной жалобе.
В этой связи на основании письменных документов, объяснений сторон и показаний опрошенных судом свидетелей, исследовав обстоятельства дела, суд правомерно сделал вывод, что ФГБУ "ЦЖКУ", отвечая до границы раздела балансовой принадлежности за качество подачи тепловой энергии и водоснабжения, допустило их нарушения, что привело к оказанию истцу в спорный период некачественных коммунальных услуг.
Правовых доводов, ставящих под сомнение выводы суда первой инстанции в части определенных к взысканию сумм перерасчета платы за коммунальные услуги "отопление", "горячее водоснабжение" и "холодное водоснабжение", апелляционная жалоба не содержит.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Установив факт нарушения ФГБУ "ЦЖКУ" прав Градова А.Д. как потребителя коммунальных услуг суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика компенсацию морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда в размере 5000 рублей суд первой инстанции принял во внимание степень вины ответчика, фактические обстоятельства дела, связанные с оказанием услуг в спорный период ненадлежащего качества, длительность нарушений прав потребителя, характер физических и нравственных страданий истца.
Определенный судом размер компенсации морального вреда судебная коллегия находит разумным и справедливым, оснований для изменения решения суда в данной части, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не усматривает.
Принимая во внимание, что факт оказания услуг ненадлежащего качества со стороны ответчика ФГБУ "ЦЖКУ" нашел свое подтверждение, суд обоснованно взыскал с него в пользу истца штраф, предусмотренный пунктом пункт 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", определив его размер в сумме 5787 рублей 83 копеек.
Оценивая законность и обоснованность выводов суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы относительно правомерности взыскания суммы перерасчета, компенсации морального вреда и штрафа, судебная коллегия считает, что судом при рассмотрении настоящего дела выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права и принято законное и обоснованное решение.
Вместе с тем судебная коллегия находит заслуживающими внимание приведенные в апелляционной жалобе доводы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права при решении вопроса о распределении судебных издержек.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
По смыслу закона, государственная пошлина взыскивается с ответчика в доход бюджета, если он не освобожден от ее уплаты.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями в качестве истцов или ответчиков.
Принимая во внимание, что ответчик ФГБУ "ЦЖКУ", находясь в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации, относится к государственным органам, и освобожден от уплаты государственной пошлины, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для ее взыскания в доход бюджета муниципального образования.
При таком положении решение суда первой инстанции о взыскании с ФБГУ "ЦЖКУ" государственной пошлины в доход бюджета не может быть признано законным и подлежит отмене в этой части.
Поскольку постановленное решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований к ООО "Коммунальный сервис" не обжалуется, его законность и обоснованность в силу положений частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки судебной коллегии не является.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 10 июля 2019 г. в части взыскания с Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в доход соответствующего бюджета согласно нормативам, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственной пошлины в размере 1178 рублей отменить.
В остальной части решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 10 июля 2019 г. оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.