Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Булыгиной Е.В.
судей
Исаевой Ю.А.
Синицы А.П.
при секретаре
Сорокиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1139/2019 по иску Мурманского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Мурманской области в защиту интересов Штельмаха Д. Б. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N 16 УФСИН России по Мурманской области, УФСИН России по Мурманской области, ФСИН России о возложении обязанности к совершению определенных действий
по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 16 УФСИН России по Мурманской области на
решение Кольского районного суда Мурманской области от 5 сентября 2019 г,
по которому постановлено:
"Исковое заявление Мурманского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области, УФСИН России по Мурманской области, ФСИН России о возложении обязанности к совершению определенных действий удовлетворить.
Обязать ФСИН России в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить необходимое финансирование УФСИН России по Мурманской области для приобретения ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области осужденному Штельмаху Д. Б, _ _ года рождения, следующие технические средства реабилитации: протез голени для купания; протез голени модульный, в том числе при недоразвитии; чехол на культю голени хлопчатобумажный; чехол на культю голени шерстяной; чехол на культю голени из полимерного материала; косметическая оболочка на протез нижней конечности.
Обязать УФСИН России по Мурманской области в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить необходимые денежные средства ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области для приобретения осужденному Штельмаху Д. Б, _ _ года рождения, следующие технические средства реабилитации: протез голени для купания; протез голени модульный, в том числе при недоразвитии; чехол на культю голени хлопчатобумажный; чехол на культю голени шерстяной; чехол на культю голени из полимерного материала; косметическая оболочка на протез нижней конечности.
Обязать ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в силу приобрести и обеспечить осужденного Штельмаха Д. Б, _ _ года рождения, следующими техническими средствами реабилитации: протезом голени для купания; протезом голени модульным, в том числе при недоразвитии; чехлом на культю голени хлопчатобумажным; чехлом на культю голени шерстяным; чехлом на культю голени из полимерного материала; косметической оболочкой на протез нижней конечности".
Заслушав доклад председательствующего, выслушав объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний и Управления ФСИН России по Мурманской области Мушенковой Е.В, полагавшей апелляционную жалобу обоснованной, возражения относительно доводов жалобы прокурора Чурсина А.И. и Штельмаха Д.Б, принимающего участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Мурманский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Мурманской области обратился в суд с иском в интересах Штельмаха Д.Б, _ _ года рождения, к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N 16 УФСИН России по Мурманской области, УФСИН России по Мурманской области, ФСИН России о возложении обязанности к совершению определенных действий.
В обоснование требований указал, что по итогам проверки, проведенной в январе-феврале 2019 г. на основании обращения Штельмаха Д.Б. от 17.12.2018, в ФКУ ИК-16 УФСИН России по МО выявлены нарушения требований части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, статей 10, 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", пунктов 2, 3 Порядка обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, утвержденных Приказом Минюста России от 22.09.2015 N 222, пункта 194 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295.
При проверке установлено, что с 4 мая 2013 г. Штельмах Д.Б. отбывает наказание в исправительном учреждении, имеет *** группу инвалидности по общему заболеванию бессрочно.
Штельмаху Д.Б. выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида, на основании которой с 8.10.2018 он должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета, а именно: тростью опорной, регулируемой по высоте с устройством противоскольжения; костылями подмышечными с устройством противоскольжения; протезом голени лечебно-тренировочным; протезом для купания; протезом голени модульным, в том числе при недоразвитии; чехлом на культю голени хлопчатобумажным; чехлом на культю голени шерстяным; чехлом на культю голени из полимерного материала; косметической оболочкой на протез нижней конечности; ортопедической обувью сложной на сохраненную конечность и обувью на протез на утепленной подкладке и без утепленной подкладки.
За период с 8.10.2018 по 29.01.2019 осужденный был обеспечен только костылями подмышечными, в дальнейшем обеспечен протезом голени лечебно-тренировочным.
В этой связи просил суд обязать:
- ФСИН России в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить необходимое финансирование УФСИН России по Мурманской области для приобретения ФКУ ИК-16 УФСИН России по МО осужденному Штельмаху Д.Б, обозначенные в ИПРА инвалида технические средства реабилитации (за исключением костылей подмышечных с устройством противоскольжения, протеза голени лечебно-тренировочного);
- УФСИН России по Мурманской области в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить на них необходимые денежные средства ФКУ ИК-16 УФСИН России по МО;
- ФКУ ИК-16 УФСИН России по МО в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в силу приобрести и обеспечить осужденного Штельмаха Д.Б. указанными техническими средствами реабилитации.
Представитель истца Мурманского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Мурманской области Чурсин А.И. в судебном заседании уточнил требования в части списка средств технической реабилитации, исключив из него, трость опорную, регулируемую по высоте, с устройством противоскольжения, ортопедическую обувь сложную на сохраненную конечность и обувь на протез без утепленной подкладки и с утепленной подкладкой, в остальной части поддержал иск.
Представитель ответчика ФКУ ИК-16 УФСИН России Файзулина Е.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, представила письменный отзыв.
Представитель ответчиков УФСИН России по Мурманской области, ФСИН России Мушенкова Е.В. в судебном заседании выразила несогласие с заявленными требованиями.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе врио начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по МО Телющенко Д.И. ссылаясь на обстоятельства, аналогичные изложенным в возражениях на иск, просит решение суда отменить.
Указывает, что в настоящее время осужденный обеспечен техническими средствами реабилитации (костылями подмышечными, протезом лечебно-тренировочным, тростью опорной, ортопедической обувью без утепленной подкладки, ортопедической обувь на утепленной подкладке), которые приобретены за счет средств федерального бюджета, выделяемых главным распорядителем (ФСИН России) согласно расходному расписанию на выделение лимитов бюджетных обязательств.
При этом отмечает, что лимиты бюджетных обязательств выделенных на приобретение технических средств реабилитации инвалидов в 2019 г. составили 250 000 рублей, для полного обеспечения осужденного требуются 347125 рублей 54 копеек, запрос о выделение данных средств 9.08.2019 направлен в УФСИН России по Мурманской области.
Полагает тот факт, что осужденный не в полном объеме обеспечен средствами реабилитации, не свидетельствующим о нарушении в отношении него уголовно-исполнительного закона, учитывая, что учреждением предприняты все возможные меры по обеспечению его техническими средствами реабилитации.
Указывает, что возможность обеспечения всех осужденных-инвалидов средствами реабилитации, зависит не только от финансирования, но и от иных обстоятельств, таких как количество нуждающихся.
По мнению подателя жалобы, возложение обязанности обеспечить средствами реабилитации именно Штельмаха Д.Б, противоречит принципам справедливости по отношению к другим нуждающимся осужденным.
Обращает внимание, что для обеспечения осужденного средствами реабилитации необходимо проведение конкурентного способа определения поставщиков в форме электронного аукциона, с учетом сроков проведения которого, заявленный в иске срок, а именно 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу является неразумным.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник Мурманского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Мурманской области Чурсин А.И. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчика ФКУ ИК-16 УФСИН России по МО, извещенного о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание лица, поскольку его неявка в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон N5473-1) деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.
Правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция РФ, названный Закон и иные нормативные правовые акты РФ, конституции и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (статья 3 Закона N5473-1).
В соответствии со статьей 13 Закона N5473-1 учреждения, исполняющие наказания, обязаны, в том числе: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства РФ, обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Как установлено судом и следует из материалов дела, осужденный Штельмах Д.Б. отбывает наказание в ФКУ ИК-16 УФСИН России по МО, является инвалидом *** группы по общему заболеванию бессрочно с 8.10.2018.
Согласно индивидуальной программе реабилитации предусмотрено обеспечение осужденного Штельмаха Д.Б. техническими средствами реабилитации: тростью опорной, регулируемой по высоте с устройством противоскольжения; костылями подмышечными с устройством противоскольжения; протезом голени лечебно-тренировочным; протезом для купания; протезом голени модульным, в том числе при недоразвитии; чехлом на культю голени хлопчатобумажным; чехлом на культю голени шерстяным; чехлом на культю голени из полимерного материала; косметической оболочкой на протез нижней конечности; ортопедической обувью сложной на сохраненную конечность и обувью на протез на утепленной подкладке и без утепленной подкладки.
В период с 2018 по 2019 г. осужденный Штельмах Д.Б. был обеспечен костылями подмышечными, протезом голени лечебно-тренировочным, тростью опорной, ортопедической обувью без утепленной подкладки, ортопедической обувью на утепленной подкладке.
Лицами, участвующими в деле, в том числе и подателем апелляционной жалобы не оспаривалось, что до настоящего времени администрацией исправительного учреждения осужденный Штельмах Д.Б. средствами технической реабилитации в объеме, указанном в индивидуальной программе реабилитации инвалида * от 7.12.2018, не обеспечен.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по обеспечению осужденного являющегося инвалидом средствами реабилитации лежит на администрации исправительного учреждения, в котором этот осужденный отбывает наказание, в этой связи поскольку финансирование средств реабилитации учреждением производится из специальных источников, предусмотренных на такие цели, на ФСИН России лежит обязанность выделить УФСИН России по Мурманской области необходимое финансирование для выделения УФСИН России по Мурманской области денежных средств ФКУ ИК-16 УФСИН России по МО на приобретение Штельмаху Д.Б. средств реабилитации: протеза голени для купания; протеза голени модульного, в том числе при недоразвитии; чехла на культю голени хлопчатобумажного; чехла на культю голени шерстяной; чехла на культю голени из полимерного материала; косметической оболочки на протез нижней конечности.
Оснований признать такой вывод неправильным судебная коллегия не усматривает, поскольку он соответствует материалам дела.
Выраженное в апелляционной жалобе несогласие с оценкой судом обстоятельств дела, не дает оснований считать решение суда ошибочным и не ставит под сомнение законность выводов суда.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации", государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно статье 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В классификации технических средств реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, в пункте 8 раздела "Технические средства реабилитации" перечислены протезы и ортезы с указанием наименования и номера вида технического средства реабилитации (изделий), в частности протез голени модульного, в том числе при недоразвитии, протез голени для купания, чехол на культю голени шерстяной, чехол на культю голени хлопчатобумажного, чехол на культю голени из полимерного материала, косметическая оболочка на протез нижней конечности.
Положениями статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Приказом Минюста России от 22.09.2015 N 222 утвержден Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях (далее Порядок), предусматривающий проведение реабилитационных мероприятий и обеспечение услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, со стороны администрации исправительного учреждения.
Пунктами 2, 5 Порядка установлено, что условия для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечиваются администрацией исправительного учреждения. Администрацией исправительного учреждения обеспечиваются условия пользования техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, в соответствии с назначением и порядком использования указанных технических средств, а также условиями их хранения.
Согласно пунктам 192, 194 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295, следует, что обеспечение осужденным-инвалидам равных с другими осужденными возможностей в реализации прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Администрация исправительного учреждения обеспечивает осужденных-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации необходимым объемом реабилитационных мероприятий, предоставляет возможность пользования техническими средствами реабилитации.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" финансирование расходов по обеспечению техническими средствами реабилитации в отношении инвалидов из числа лиц осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Обеспечение условий для иных реабилитационных мероприятий в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, осуществляется администрацией исправительного учреждения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России в федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере.
Из приведенных положений закона следует, что обязанность по обеспечению лица, являющегося инвалидом и отбывающим наказание в исправительном учреждении, лежит на администрации такого учреждения.
Принимая во внимание, что ФКУ ИК-16 УФСИН России по МО обязанность по обеспечению Штельмаха Д.Б. техническими средствами реабилитации, которая лежит на данном учреждении, в полном объеме не исполнило, осужденный являющийся инвалидом средствами реабилитации обеспечен не был, вывод суда первой инстанции о возложении на учреждение обязанности обеспечить последнего указанными выше техническими средствами реабилитации является обоснованным.
Проанализировав учредительные документы, положения о службе исполнения наказания, суд обоснованно указал, что, поскольку ФСИН России является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, то на ней лежит обязанность выделения денежных средств УФСИН России по Мурманской области для приобретения Штельмаху Д.Б. средств реабилитации, которое в свою очередь обязано перечислить необходимую сумму непосредственно исправительному учреждению.
Определяя срок для устранения выявленных нарушений - в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, судом учтено мнение сторон и соблюдены положения статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований признавать установленный судом срок, недостаточным, о чем поставлен вопрос в жалобе, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Ссылка в данном случае в жалобе на то, что устанавливая срок для исполнения решения суда, суд не учел сроки проведения электронных аукционов, по итогам которых приобретаются средства реабилитации инвалидам, основанием для отмены решения суда не является.
Доказательств невозможности своевременно устранить установленные нарушения и исполнить возложенную на ответчика обязанность, материалы дела не содержат, в апелляционной жалобе таких доказательств также не приведено.
При этом судебная коллегия отмечает, что в случае невозможности исполнения решения в установленный срок, сторона ответчика не лишена возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что исправительным учреждением предпринимаются меры для обеспечения Штельмаха Д.Б. техническими средствами реабилитации, правильных выводов суда не опровергают. Суд обоснованно исходил из того, что Штельмах Д.Б. длительное время необходимыми в соответствии с индивидуальной программой реабилитации средствами реабилитации не обеспечен, что нарушает его права и ограничивает свободу передвижения.
Указание в жалобе на то, что возложение на исправительное учреждение обязанности обеспечить Штельмаха Д.Б. техническими средствами реабилитации нарушает интересы других нуждающихся в средствах реабилитации осужденных-инвалидов, не состоятельно так как данное обстоятельство не освобождает ответчика от установленной законом обязанности по предоставлению Штельмаху Д.Б. тех средств реабилитации, в которых последний нуждается.
Иных правовых доводов, которые в силу закона могли бы повлечь отмену решения суда, ссылок на обстоятельства, требующие дополнительной проверки, апелляционная жалоба не содержит.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и подробно изложена в мотивировочной части решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом не допущено.
При таком положении судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кольского районного суда Мурманской области от 5 сентября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 16 УФСИН России по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.