Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В,
судей Власова Б.С,Глазовой Н.В,
при секретаре Ягодкиной Д.Н,
с участием адвоката Зозули В.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой Л.В.
гражданское дело (N2-249/2019) по иску Винокуровой Таисии Ивановны к ГУ УПФРФ по г. Нововоронеж Воронежской области о признании незаконным решения, перерасчете пенсии
по апелляционной жалобе Винокуровой Таисии Ивановны
на решение Нововоронежского городского суда Воронежской области от 13 августа 2019г.
(судья горсудаФролова И.И.),
УСТАНОВИЛА:
Винокурова Т.И. обратилась всуд с вышеназванным иском к ГУ УПФРФ по г. Нововоронеж, указывая, что с 02 декабря 2014г. является получателем страховой пенсии по старости. 04 февраля 2019 г. она обратилась к ответчику за перерасчетом размера фиксированной выплаты. Решением ответчика от 03 июня 2019г.N 87476/19 ей отказано в перерасчете ввиду отсутствия необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Ответчиком не оспаривается, что на 01 марта 2019г. специальный стаж в районах Крайнего Севера составляет 14 лет 10 месяцев 11 дней, период с 03 августа 2009г. по 31 декабря 2009г. (4 месяца 28 дней) не засчитан в специальный стаж за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в качестве индивидуального предпринимателя, так как документально не подтвержден факт осуществления деятельности в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. С решением ответчика не согласна, т.к. в период с 03 августа 2009г. по 31 декабря 2009г. она на арендованных торговых площадях как индивидуальный предприниматель осуществляла предпринимательскую деятельность -продажу товаров в п.Сосновка Белоярского района Тюменской области ХМАО - Югры, постоянно проживая на территории данного поселка. В связи с чем, просит признать незаконным решение ГУ - УПФ РФ по г.Нововоронеж от 03 июня 2019г. N87476/19 об отказе в перерасчете фиксированной выплаты; обязать ответчика включить в специальный стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период предпринимательской деятельности без образования юридического лица с 03 августа 2009г. по 31 декабря 2009г. в п.Сосновка Белоярского района Тюменской области ХМАО - Югры; обязать ответчика произвести перерасчет пенсии в связи с повышением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в районных Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 01 марта 2019г. (л.д. 4-10).
РешениемНововоронежского городского суда Воронежской областиот 13 августа 2019 г.в удовлетворении исковых требований Винокуровой Т.И. отказано (л.д. 56, 57-61).
В апелляционной жалобеВинокуровой Т.И. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушения и неправильного применения судом норм материального и процессуального права, принятии по делу нового решения обудовлетворении заявленных исковых требований (л.д. 67).
В суде апелляционной представитель Винокурова Т.И. и ее представитель адвокат Зозуля В.В. поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, полагают решение суда подлежащим отмене.
Представитель ГУ УПФРФ по г. Нововоронежпо доверенности Воробьева И.Ю. считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с02 декабря 2014 г. Винокуровой Т.И.назначена страховая пенсия по старости.
Истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты с 01 марта 2019г.
Решением ГУ - УПФ РФ по г.Нововоронеж от 03 июня 2019г. N 87476/19 Винокуровой Т.И. отказано в перерасчете пенсии из-за отсутствия необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии с п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013г.N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В силу ч. 1, 2 ст.22 названного Закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г.N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч.1, 2 ст.14).
В соответствии с ч.8 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, переезда пенсионера на новое место жительства в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, выезда пенсионера за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства, оставления работы и (или) иной деятельности либо поступления на такую работу и (или) осуществления иной деятельности, в период которой застрахованное лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", выезда пенсионера за пределы сельской местности на новое место жительства производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В соответствии с ч. 4, 5 ст. 17 указанного Федерального закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной ч. 1 и ч. 2 ст. 16 настоящего Федерального закона.
Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной ч. 1 и ч. 2 ст. 16 настоящего Федерального закона.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного ч. 4 и ч. 5 ст. 17 Федерального закона N 400-ФЗ, применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, действующий на дату установления соответствующего повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N84н от 17 ноября 2014 г. утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному социальному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила), которые определяют порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, а также правила проведения проверок документов,необходимых для установления пенсии, в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ.
Пунктами 3, 48 Правил закреплен заявительный характер обращения гражданина за перерасчетом размера пенсии.
Пунктом 49 Правил установлено, что заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии.
Перерасчет размера пенсии производится в сроки, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ, то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии в сторону увеличения.
Согласно п. 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления (перерасчета) страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014г. N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документами, выдаваемыми работодателями. Периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с п. 11 Правил, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору (до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования), является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также случае, когда в трудовой книжке содержатся недостаточные сведения, в подтверждение периодов работы принимаются справки и иные документы, выдаваемые работодателями.
В силу п. 20 Правил периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке. Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до 1 января 2001 г. документом территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а за периоды с 1 января 2001 г. - документом территориальных налоговых органов по форме согласно приложению N 1.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции верно исходил из того, что по смыслу положений вышеприведенных норм, работа в районах Крайнего Севера, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, должна подтверждаться документально. Периоды осуществления предпринимательской деятельности включаются в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при условии документального подтверждения уплаты за эти периоды обязательных платежей и осуществления предпринимательской деятельности в таких районах (местностях).
В соответствии с п. 3 ст. 8, ст. 11 Федерального закона от 08 августа 2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей" государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства (временного проживания). Однако, место жительства (временное проживание) гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность, может не совпадать с местом осуществления им предпринимательской деятельности.
Суд верно указал, что для учета территориальным органом Пенсионного фонда осуществления предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера необходимы документы, подтверждающие непосредственно ее осуществление в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях).
В качестве документов, подтверждающих осуществление предпринимательской деятельности районах Крайнего Севера, могут быть представлены патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности с указанием "северной" территории его действия, договор аренды, оказания услуг и другие документы, содержащие необходимые сведения.
На основании ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ Винокурова Т.Н. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и поставлена на учет в инспекции ФНС России по "адрес" - Югра. ДД.ММ.ГГГГг. прекратила деятельность индивидуального предпринимателя в связи с принятием соответствующего решения.
В системе обязательного пенсионного страхования Винокурова Т.П. зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГг.
Установив, что сведения о месте осуществления предпринимательской деятельности в период с 03 августа 2009г. по 31 декабря 2009г. в лицевом счете истца не отражены, доказательств, подтверждающих осуществление ВинокуровойТ.П. предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера и местностях, приравненным к районам Крайнего Севера, при обращении в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии и в ходе рассмотрения дела судом истцом не представлено, суд первой инстанции верно пришел к выводу об отсутствии оснований для включения периода осуществления Винокуровой Т.И. предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и перерасчете размера пенсии.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на имеющихся в деле доказательствах, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорныеправоотношения, и находит доводы апелляционной жалобынесостоятельными и подлежащими отклонению.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установленыправильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, на которые указывается в жалобе, судом не допущено.
Ссылка в жалобе на факт проживания истца и ее семьи в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, регистрацию Винокуровой Т.И. в налоговом органе по месту жительства, а также уплату страховых взносов в ПФР была предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно не принята во внимание, поскольку указанные документы не могут считаться достаточными и допустимыми доказательствами фактического ведения истицей предпринимательской деятельности в спорный период в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
В апелляционной жалобене приводится каких-либо конкретных нарушений судом норм материального и процессуального права, изложенные в ней доводы сводятся к субъективному толкованию норм права, и не содержат каких-либо подтвержденных данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности решения суда.
Таким образом, доводов, могущих повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нововоронежского городского суда Воронежской области от 13 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Винокуровой Таисии Ивановны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.