Председатель Кассационного военного суда Красько А.А., изучив жалобу Манзарханова Б.А. на определение мирового судьи судебного участка Тункинского района Республики Бурятия от 8 октября 2018 года и постановление судьи Иркутского гарнизонного военного суда от 2 ноября 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в войсковой части N, Манзарханова Батора Артуровича,
установил:
постановлением судьи Иркутского гарнизонного военного суда от 2 ноября 2018 года Манзарханову Б.А. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 (один) год 6 (шесть) месяцев.
В жалобе, поданной в Кассационный военный суд в порядке статьи 30.12 КоАП РФ, Манзарханов просит отменить определение мирового судьи судебного участка Тункинского района Республики Бурятия от 8 октября 2018 года о передаче материалов дела об административном правонарушении в отношении него по подведомственности и вышеназванное постановление судьи гарнизонного военного суда и производство по делу прекратить.
Ссылаясь на статью 47 Конституции РФ и отдельные положения КоАП РФ, Манзарханов приводит доводы, в своей совокупности образующие суждение о том, что дело в отношении него рассмотрено судьей гарнизонного военного суда с нарушениями правил подсудности.
При этом Манзарханов указывает на то, что мировой судья судебного участка Тункинского района Республики Бурятия не вправе был направлять материалы дела об административном правонарушении в отношении него в Иркутский гарнизонный военный суд, поскольку он такого ходатайства не заявлял.
Изучив материалы истребованного дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно положениям части 1 статьи 12.2 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", а также части 2 статьи 30.13 КоАП РФ Кассационный военный суд рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты гарнизонных военных судов, окружных (флотских) военных судов и апелляционного военного суда.
Таким образом, проверка законности определения мирового судьи судебного участка Тункинского района Республики Бурятия от 8 октября 2018 года, об отмене которого просит заявитель, не входит в компетенцию Кассационного военного суда.
При этом, проверяя законность вступившего в законную силу постановления судьи Иркутского гарнизонного военного суда согласно части 1 статьи 30.16 КоАП РФ, исхожу из доводов названной жалобы.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.
В соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
Таким образом, закон предполагает возможность передачи дела на рассмотрение по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности.
При этом, исходя из толкования части 1 статьи 29.5 КоАП РФ, возможность рассмотрения дела об административном правонарушении по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотрена законодателем для обеспечения реализации его права на личное участие в рассмотрении дела в том случае, когда его явка к месту рассмотрения дела затруднена по причине удаленности места его жительства от места совершения административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что Манзарханов проживает по адресу: г. Иркутск, "адрес", вместе с тем место совершения им правонарушения находится в ином субъекте Российской Федерации - республике Бурятия.
Право Манзарханова на защиту при производстве по делу не нарушено, поскольку он лично участвовал в судебных заседаниях при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей Иркутского гарнизонного военного суда, пользовался услугами защитника, в полной мере реализовал права, предоставленные ему статьей 25.1 КоАП РФ, против рассмотрения дела данным судом и судьей не возражал, ходатайств об отводе судьи либо о передаче дела для рассмотрения по подсудности в иной суд не заявлял.
Таким образом, доводы Манзарханова о том, что дело передано в Иркутский гарнизонный военный суд в отсутствие его ходатайства являются избранным им способом защиты и не могут служить основанием для отмены обжалуемого постановления.
При таких обстоятельствах, учитывая единство судебной системы, положения части 3 статьи 23.1 КоАП РФ и соблюдение при рассмотрении настоящего дела принципа инстанционности, следует признать, что оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного постановления, исходя из доводов жалобы, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление судьи Иркутского гарнизонного военного суда от 2 ноября 2018 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ, в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в войсковой части N, Манзарханова Батора Артуровича, оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Председатель Кассационного
военного суда А.А. Красько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.