Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И,
судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л.
при секретаре судебного заседания Лисневской М.Г.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело 2а-181/2019 по кассационной жалобе административного истца на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда г. от 20 мая 2019 г. и апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда от 27 августа 2019 г. по административному исковому заявлению... Беловола Константина Сергеевича об оспаривании решения жилищной комиссии Пограничного управления "данные изъяты" об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по избранному месту жительства по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Кассационного военного суда Лядова В.Л, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, отказано в удовлетворении административного искового заявления Беловола, в котором он просил признать незаконным решение жилищной комиссии Управления от 14 февраля 2019 г. (протокол N 2) об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства.
11 октября 2019 г. Беловол подал кассационную жалобу, в которой просит отменить решение гарнизонного военного суда и апелляционное определение окружного военного суда и принять новое решение об удовлетворении его требований.
По его мнению, судами не принято во внимание, что в соответствии с подп. "и" п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, избрание постоянного места жительства является самостоятельным основанием для принятия на жилищный учет. При этом основания для отказа в принятии его на такой учет, приведенные в пункте 10 названных Правил, отсутствуют. В избранном месте жительства - г. Москве жилья у него и его супруги не имеется. Беловол также считает, что невозможность сдачи занимаемого им и его супругой жилого помещения органам военного управления не может являться основанием для отказа в его требованиях, так как это помещение по адресу: "адрес", принадлежит его матери, а на его супругу в квартире по адресу: "адрес" приходится лишь 9 кв. м общей площади, как на члена семьи нанимателя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2-3 ст. 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено, что Беловол заключил первый контракт о прохождении военной службы в 1993 году, ввиду чего относится к категории военнослужащих, которые в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76- ФЗ "О статусе военнослужащих" в период прохождения военной службы имеют право на обеспечение жилищной субсидией либо жилыми помещениями в собственность бесплатно или по договору социального найма по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного закона.
Также установлено, что в ноябре 1990 г. Беловол вселен в качестве члена семьи нанимателя и постоянно проживает в полученной от государства квартире по адресу: "адрес" общей площадью 44 кв.м, которая в апреле 1998 г. была приватизирована его матерью. Беловол от участия в приватизации отказался.
При этом супруга административного истца проживает в качестве члена семьи нанимателя в квартире по адресу: "адрес".
Согласно подп. "и" п.7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, избрание гражданами постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Вместе с тем, в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76- ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих за счет средств федерального бюджета предоставляется один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Из положений ст. 15 и 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76- ФЗ также следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации (другого федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Таким образом, предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации (другой федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Ввиду того, что Беловол не имеет объективной возможности сдать квартирным органам ФСБ России занимаемое жилое помещение, суды обеих инстанций обоснованно исходили из того, что положение закона, предусматривающее представление военнослужащими при получении жилого помещения по избранному месту жительства документов об освобождении жилого помещения, основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости, направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилья от государства и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права военнослужащих.
Это вывод согласуется с правовой позицией, приведенной в определении Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2015 года N 2141-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ивановского Александра Анатольевича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 1 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", о том, что положения п.п. 1 и 14 ст. 15 Федерального закона, принятые в рамках дискреции законодателя, направлены на обеспечение реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на жилище. При этом требования об однократном обеспечении военнослужащих жильем и о предоставлении документов об освобождении жилого помещения, предусмотренные п. 14 ст. 15 Федерального закона, основаны на вытекающем из Конституции РФ принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим и членам их семей жилищных гарантий, установленных Федеральным законом. Эти требования не ограничивают каким-либо образом права граждан, включая права членов семьи военнослужащего (правовой статус которых производен от правового статуса самого военнослужащего), на обеспечение жильем в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ввиду того, что административный истец в связи с увольнением с военной службы и изменением места жительства поставил вопрос об обеспечении жилым помещением без сдачи ранее полученного из государственного жилищного фонда жилья, то есть о предоставлении ему еще одного жилого помещения, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления Беловола К.С.
Таким образом, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь ст. 327, 329, 330 КАС РФ, Кассационный военный суд
определил:
решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 20 мая 2019 г. и апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда от 27 августа 2019 г. по административному делу об оспаривании Беловолом Константином Сергеевичем решения жилищной комиссии Пограничного управления "данные изъяты" об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по избранному месту жительства по договору социального найма, оставить без изменения, а кассационную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи
Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.