Дата вступления в законную силу - 13 ноября 2019 г.
Судья Тверского областного суда Колпиков В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери Романова С.В. на постановление судьи Московского районного суда г. Твери от 27 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери,
установил:
постановлением судьи Московского районного суда г. Твери от 27 сентября 2019 года Департамент дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери (далее - Департамент) признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (л.д. 174-181).
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, защитник начальник Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери Романов С.В. выражает несогласие с постановлением судьи районного суда, просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Департамента состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает, что надлежащим субъектом вмененного в вину Департамента правонарушения является МУП "ЖЭК", поскольку в рамках исполнения возложенных на Департамент полномочий им ДД.ММ.ГГГГ был заключен муниципальный контракт N с МУП " "данные изъяты"". Отмечает, что в части отсутствия ограждающих пешеходных ограждений перильного типа и обязанности их установки состав вмененного административного правонарушения отсутствует. Полагает, что необходимость установки дорожного знака 5.15.3 "Начало полосы" на "адрес" проспекта перед перекрестком, и как следствие, соблюдение места его расположения отсутствуют. Обращает внимание, что вменение Департаменту нарушения п. 6.3 ГОСТа Р 50597-2017 является необоснованным (л.д. 209-218).
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив обоснованность доводов жалобы, выслушав защитника Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации "адрес" по доверенности Зиновьева И.В, поддержавшего жалобу по изложенным в ней доводам, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Исходя из положений п.п. 6, 12 ст. 3 Федерального закона от
8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. При этом обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Основные положения) должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (далее - ГОСТ Р 50597-2017) устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
В соответствии с п.п. 6.3.1 и 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения. Дорожная разметка не должна иметь дефектов, указанных в таблице Б.2 приложения Б. Устранение дефектов осуществляют в сроки, приведенные в таблице 6.2.
ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (далее - ГОСТ Р 52289-2004) устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах.
Из п. 5.1.6 ГОСТР Р 52289-2004 следует, что на дорогах с двумя и более полосами движения в данном направлении знаки 1.1, 1.2, 1.20.1 - 1.20.3, 1.25, 2.4, 2.5, 3.24, установленные справа от проезжей части, дублируют. Дублирующие знаки устанавливают на разделительной полосе. На дорогах без разделительной полосы дублирующие знаки устанавливают: слева от проезжей части в случаях, когда встречное движение осуществляется по одной или двум полосам; над проезжей частью в случаях, когда встречное движение осуществляется по трем или более полосам. При необходимости допускается дублировать таким же образом и другие знаки. На дорогах с одной полосой для движения в каждом направлении допускается дублировать знаки 3.20 и 3.22, на дорогах с тремя полосами для движения в обоих направлениях - знак 5.15.6. Знаки устанавливают слева от проезжей части. На дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью.
Согласно п. 5.6.17 ГОСТ Р 52289-2004 знак 5.15.3 "Начало полосы" применяют для обозначения начала дополнительной полосы на подъеме или полосы торможения на пересечениях и примыканиях, при увеличении числа полос для движения в данном направлении и устанавливают у начала отгона такой полосы. Знак 5.15.3 с изображением знака(ов) 4.6 применяют в случаях, когда необходимо установить минимально допустимую скорость на левой полосе(ах), ведущей(их) на подъем. На знаке указывают минимально допустимую скорость для левой полосы, которую превышают 50% транспортных средств, движущихся на подъем по двум полосам, или минимально допустимые скорости, которые превышают 50% (для левой полосы) и 85% (для средней полосы) транспортных средств, движущихся на подъем по трем полосам. Скорость измеряют в конце подъема. Полученную величину округляют в меньшую сторону до значения, кратного 10.
Пунктом 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 установлено, что удерживающие пешеходные ограждения (перила) применяют у внешнего края тротуара на мостовом сооружении или на насыпи высотой более 1 м. Удерживающая способность перил должна быть не менее 1,27 кН. Ограничивающие пешеходные ограждения применяют: перильного типа или сетки на разделительных полосах шириной не менее 1 м между основной проезжей частью и местным проездом - напротив остановок общественного транспорта с подземными или надземными пешеходными переходами в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за ее пределами, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей; перильного типа - у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке.
В соответствии с п. 4.5.2.6 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием должны быть установлены ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа с двух сторон дороги на расстоянии не менее 50м в обе стороны от пешеходного перехода. На дорогах с разделительной полосой в местах нахождения внеуличных пешеходных переходов (подземных и надземных) должны быть установлены ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа или ограждения в виде сеток длиной не менее 20м на разделительной полосе в обе стороны от пешеходного перехода (при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей)
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Твери Грязновым С.А. при надзоре за дорожным движением на "адрес", пересечение с "адрес" были выявлены недостатки в содержании автомобильной дороги в нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно:
- на перекрестке "адрес" и "адрес" не работает в установленном режиме более суток светофорный объект, чем нарушен п. 6.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- на "адрес", при движении в сторону "адрес" на регулируемом пешеходном переходе отсутствуют ограждающие пешеходные ограждения перильного типа, чем нарушены требования п. 8.1.27 52289-2004 и п. 4.5.2.6 ГОСТ Р 52766-2007;
- на "адрес", при движении в сторону ФАД М-10 "Россия" перед перекрестком установлен светофор П.1 при отсутствии тротуара и пешеходного перехода, что является нарушением положений п. 7.3.4 ГОСТ Р 52289-2004;
- на "адрес", при движении в сторону Октябрьского проспекта перед перекрестком установлен светофор П.1 при отсутствии тротуара и пешеходного перехода, что является нарушением положений п. 7.3.4 ГОСТ Р 52289-2004;
- на "адрес", при движении в сторону Октябрьского проспекта перед перекрестком дорожный знак 5.15.3 "Начало полосы" установлен за 17 м до начала отгона такой полосы, чем нарушен п. 5.6.17 ГОСТ Р 52289-2004;
- на "адрес", на пересечении с "адрес" на регулируемом пешеходном переходе отсутствует ограждающие пешеходные ограждения перильного типа и дублирующие дорожные знаки 5.19.1 "Пешеходный переход" над проезжей частью, что является нарушением требований п.п. 5.1.6 и 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004, п. 4.5.2.6 ГОСТ Р 52766-2007;
- на "адрес", на участке от "адрес" до Октябрьского проспекта при наличии трех полос для движения в каждом направлении (ширина каждой проезжей части составляет 10 м 80 см) отсутствует осевая горизонтальная дорожная разметка, чем нарушен п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017.
Данные нарушения зафиксированы в акте выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) содержании от 02 июля 2019 года (л.д. 8-14).
02 июля 2019 года старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Твери Грязновым С.А. возбуждено дело об административном правонарушении, определено провести административное расследование (л.д. 7).
Как следствие выявленных нарушений по результатам проведенного административного расследования, 30 августа 2019 года в отношении Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери составлен протокол N 69 ДН 100186 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ (л.д. 1а-3).
Оценив совокупность доказательств в их взаимосвязи, исключив из протокола об административном правонарушении указание на нарушение Департаментом п. 6.4 ГОСТ Р 50597-2017 и п. 7.3.4 ГОСТ Р 52289-2004, судья районного суда пришел к выводу о наличии в действиях Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не усматриваю.
Фактические обстоятельства совершения Департаментом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, подтверждаются собранными по делу доказательствами: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 02 июля 2019 года (л.д. 7); актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от 02 июля 2019 года с фототаблицей (л.д. 8-14); постановлением о реорганизации структурных подразделений администрации города Твери от 12 января 2018 года N 8 (л.д. 18-19); положением о Департаменте дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери (л.д. 20-29); муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 31-105); схемой организации дорожного движения (л.д. 106-120); протоколом об административном правонарушении N 69 ДН 100186 от 30 августа 2019 года (л.д. 1а-3), а также иными материалами дела, которым дана надлежащая правовая оценка, основанная на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Приведенные доказательства последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и с другими доказательствами, получены с соблюдением процессуальных требований КоАП РФ и обоснованно признаны судьей районного суда достоверными относительно события правонарушения.
С учетом установленных обстоятельств, выводы, изложенные в постановлении судьи районного суда о виновности Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери в совершении правонарушения по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ обоснованы и мотивированы, действиям дана верная юридическая оценка, доказательства оценены в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доводы жалобы о том, что Департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Твери не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, ссылаясь на заключенный муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ N, основан на неверном толковании законодательства и подлежат отклонению.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ характеризуются двумя видами составов: несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном состоянии; непринятие мер к своевременному устранению помех для дорожного движения, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование ими угрожает безопасности движения.
В силу п. 2 ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Из содержания вышеуказанных норм не следует указания на специальные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
В соответствии с п.п. 2.2.1, 2.2.3 Положения о Департаменте дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Твери основными задачами деятельности департамента ДХиБ администрации г. Твери являются организация содержания автомобильных дорог местного значения; организация безопасности дорожного движения.
Пунктом 3.1.10 Положения установлено, что в соответствии с возложенными задачами Департамент исполняет функции по организации капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения и дорожные сооружения, являющиеся технологической частью автомобильной дороги.
Таким образом, наличие у Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Твери договорных отношений с подрядчиками на выполнение работ по содержанию сети автомобильных дорог само по себе не указывает на отсутствие в его действиях (бездействии) вмененного состава административного правонарушения, поскольку на правообладателя (на праве оперативного управления) возлагается обязанность по надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения, и потому оснований для освобождения Департамента от административной ответственности за установленные нарушения действующего законодательства не имеется.
Ссылка в жалобе на то, что необходимость установки дорожного знака 5.15.3 "Начало полосы" на "адрес" проспекта перед перекрестком, и как следствие, соблюдение места его расположения отсутствуют, не может служить основанием для освобождения Департамента от административной ответственности, поскольку знак 5.15.3 "Начало полосы" применяют для обозначения начала дополнительной полосы, в том числе, при увеличении числа полос для движения в данном направлении и устанавливают у начала отгона такой полосы.
Из фото N 6 приложения к акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) содержании от 02 июля 2019 года следует, что "адрес" в направлении "адрес" имеет одну полосу движения. При этом, на "адрес" перед перекрестком с "адрес" имеется дорожный знаки 5.15.1 "Направления движения по полосам", применяемый для указания разрешенных направлений движения по каждой из полос, что свидетельствует о наличии двух полос перед перекрестком (л.д. 11).
Вместе с тем, согласно фото N 7 приложения к акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) содержании от 02 июля 2019 года дорожный знак 5.15.3 "Начало полосы", в нарушение п. 5.6.17 ГОСТ Р 52289-2004 установлен не у начала отгона такой полосы, а на значительном расстоянии от нее, в связи с чем доводы жалобы в указанной части подлежат отклонению (л.д. 12).
Утверждение в жалобе о необоснованном вменении в вину Департаменту отсутствие осевой горизонтальной дорожной разметки на "адрес", на участке от "адрес" до Октябрьского проспекта, не основано на требованиях п.п. 6.3.1 и 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017.
Несостоятельным является довод жалобы о необоснованном вменении Департаменту нарушение требований п.п. 5.1.6 и 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004, а также п. 4.5.2.6 ГОСТ Р 52766-2007 основана на неверном толковании указанных выше положений.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях
Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу об административном правонарушении постановления судьи.
Вопреки доводу о незаконности и необоснованности принятого постановления, судьей районного суда все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными в судебном заседании и получившими надлежащую оценку в судебном постановлении.
Порядок, срок давности привлечения Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей назначено Департаменту дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Твери менее минимального предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, соответствует содеянному и целям административного наказания, указанным в ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения.
Нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отказ в привлечении Департамента к административной ответственности, как установилсуд и подтверждено материалами дела, не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы и отмены, состоявшегося по делу постановления судьи районного суда о привлечении Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери к административной ответственности не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Московского районного суда г. Твери от 27 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери оставить без изменения, жалобу начальника Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери Романова С.В. - без удовлетворения.
Судья В.В. Колпиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.