Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
В настоящее время совместные действия Правительства Российской Федерации и руководства регионов позволили не только фактически ликвидировать долги по выплате заработной платы бюджетникам и пенсий, но и увеличить их размер. Однако во многих регионах нерешенным остается вопрос о погашении задолженности и текущих выплат детских пособий.
Субъектами Российской Федерации принимаются меры, чтобы исправить ситуацию. Статья "Ежемесячные пособия на детей" включается в перечень "защищенных" статей текущих расходов бюджетов субъектов. Применяется практика погашения задолженности по выплате ежемесячных пособий на ребенка, с согласия получателей, продуктами питания, детскими вещами, проведением взаимозачетов по оплате жилищно-коммунальных услуг, плате за содержание детей в дошкольных учреждениях. В ряде субъектов приняты законы о налоге с продаж, согласно которым значительная часть поступающих средств направляется по целевому назначению на выплату ежемесячных пособий на ребенка. Однако выплата задолженности по пособиям всем получателям, включая малообеспеченные семьи, остается весьма проблематичной.
Такая ситуация вызывает повышение социальной напряженности населения в регионах. За последние годы невыплата детских пособий стала причиной систематических и массовых обращений граждан в органы исполнительной власти всех уровней, а также в судебные органы.
Так, рассмотрение в Совете Федерации вопроса "Информация Верховного Суда Российской Федерации о практике судебных органов по делам, связанным с задержкой выплаты детских пособий в субъектах Российской Федерации" показывает что, например, в бюджете Томской области при предусмотренной сумме на текущую выплату детских пособий в 38 млн. рублей, фактически по решениям судебных органов гражданам в текущем году уже выплачено 44 млн. рублей.
В настоящее время сумма задолженности по пособиям в целом по России составляет около 30 млрд. рублей.
Положение усугубляется вступлением в силу с 23 декабря 1999 г. Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". В соответствии с этим Законом право на ежемесячное пособие на ребенка приобрели семьи со среднедушевым доходом, размер которого не превышает 200 процентов величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. При таком подходе пособиями охвачено более 90 процентов детей. Это не позволяет уменьшить имеющуюся задолженность и вызывает значительную социальную напряженность среди населения, особенно малообеспеченных семей с детьми.
Решение проблемы выплаты детских пособий - это политика государства по отношению к детству в России. Подход к этой проблеме в 89 субъектах Российской Федерации разный, поэтому роль государства размывается.
В целях нормализации положения в субъектах Российской Федерации по выплате государственного ежемесячного пособия на ребенка подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В соответствии с законопроектом предусматривается, во-первых, выплачивать ежемесячное пособие на ребенка непосредственно за счет средств федерального бюджета, во-вторых, закрепляется право на пособие для наиболее социально уязвимых семей, среднедушевой доход которых не превышает 100 процентов величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.
Вторая норма была установлена Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 171-ФЗ "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и действовала, начиная с 17 июля 1999 г. и до 23 декабря 1999 г. Действие названного Федерального закона позволило приостановить темпы роста задолженности по выплате ежемесячного пособия на ребенка и снизить ее объем с 30,1 млрд. рублей до 28,6 млрд. рублей. При этом численность детей, на которых в этом периоде было назначено пособие, уменьшилась с 25,0 до 19,1 млн. человек или на 24 процента, что позволило обеспечить текущие выплаты пособий наиболее нуждающимся семьям с детьми.
Выполнение предлагаемого федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, так как расходы на исполнение этого закона должны быть исключены из расчета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Реализация федерального закона будет способствовать обеспечению текущих выплат пособия в субъектах Российской Федерации и постепенному погашению образовавшейся задолженности малоимущим семьям с детьми.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений
в статьи 4 и 16 Федерального закона
"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
1. Численность детей в целом по 89 регионам (по данным Минтруда России на 01.01.2000 г.), получающих ежемесячное пособие на ребенка в семьях со среднедушевым доходом не более 100% прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации - 19100000 человек.
2. Размер ежемесячного пособия на ребенка в расчете на год (12 месяцев) с учетом нового размера пособия, вводимого с 1 января 2001 года в соответствии с пунктом 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", исходя из установленной для выплаты пособий базовой суммы, равной 100 рублям и основного размера пособия (70% МРОТ):
100 рублей х 0,7 = 70 рублей
70 рублей х 12 = 840 рублей
3. Общая сумма средств федерального бюджета, необходимых для выплаты ежемесячного пособия на ребенка в 2001 году во всех 89 субъектах Российской Федерации:
19100000 человек х 840 рублей = 16044000000 рублей = 16,044 млрд.
рублей
Реализация данного федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, так как указанные расходы на исполнение этого закона должны быть исключены из расчета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих
признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению
или принятию в связи с принятием федерального закона
"О внесении изменений в статьи 4 и 16 Федерального закона
"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" не потребует внесения изменений в действующее законодательство.
Вместе с тем, принятие названного закона потребует его отражения в федеральном законе "О федеральном бюджете на 2001 год" в части формирования Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.