Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Паспорт программы
Наименование программы: "Программа развития образования Агинского Бурятского автономного округа на 2001-2005 гг."
Государственный заказчик: администрация Агинского Бурятского автономного округа
Разработчик программы: Комитет общего и профессионального образования АБАО
Цель программы: Развитие Агинской окружной регионально-национальной системы образования в интересах формования творческой личности и как одного из факторов экономического и социального прогресса общества
Сроки реализации: 2001-2005 годы
Объем и источник финансирования: 7041,8 тыс. руб., окружной бюджет, внебюджетные средства
Ожидаемые конечные результаты: Сохранение развитие окружной регионально-национальной системы образования, создание нормативной и правовой базы, реализация реформ всех уровней образования, обеспечивающих ее самодостаточое функционирование в интересах личности, общества и государства.
Реализация программы и контроль за ходом выполнения: Реализация программы осуществляется на основе договоров между администрацией округа и исполнителями программных мероприятий. Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация Агинского Бурятского автономного округа.
Введение
Назначение Программы
Окружная Программа развития образования в соответствии с законом "Об образовании" является организационной основой политики в области образования администрации Агинского Бурятского автономного округа. Она определяет стратегию приоритетного развития окружной регионально-национальной системы образования во всех направлениях и обеспечивает ее реализацию.
Окружная Программа развития образования:
1. Разработана на базе Федеральной Программы развития образования, Национальной доктрины образования.
2. Рассмотрена и одобрена на заседаниях общественного органа - окружного Совета руководителей образовательных учреждений и коллегии комитета образования.
3. Учитывает региональные, социально-экономические, культурные, демографические, национальные и другие особенности.
4. Реализует мероприятия, отнесенные к ведению субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления образовательных учреждений в соответствии с федеральным и окружным законодательствами в области образования.
Исполнители и соисполнители
Администрация Агинского Бурятского автономного округа, районные администрации, органы местного самоуправления, образовательные учреждения округа, окружной институт усовершенствования учителей и взаимодействующие организации.
Сроки реализации Программы: 2001-2005 гг.
Главная цель Программы: развитие Агинской окружной системы образования в интересах формирования творческой личности и как одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе приоритета образования.
Основные программные мероприятия
1. Обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование.
2. Создание законодательной и нормативной базы, обеспечивающей функционирование и развитие регионально-национальной системы образования в интересах личности, общества и округа, и соответствующих социально-экономических условий.
3. Формирование и реализация механизмов развития системы образования.
4. Реализация мер, обеспечивающих функционирование системы образования в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества.
5. Введение и реализация преемственных государственных образовательных стандартов и соответствующих им примерных образовательных программ для различных уровней, ступеней и направлений образования.
6. Обеспечение содержания дошкольного, общего, дополнительного образования, отражающего передовой отечественный и мировой уровень науки, культуры, техники;
7. Развитие, разработка и реализация информационных педагогических технологий и методов обучения, включая дистанционные.
Система мероприятий по реализации Программы
1. Развитие научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работы и инновационной деятельности образовательных учреждений и системы образования, интеграция науки и образования.
2. Совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.
3. Обеспечение контроля качества образования.
4. Развитие системы подготовки и переподготовки работников образования и научно-педагогических кадров.
5. Развитие материально-технической базы образовательных учреждений.
В систему входят мероприятия, обеспечивающие реализацию направлений развития и достижение ожидаемых результатов по разделам текста.
Ожидаемые результаты реализации Программы: сохранение и развитие окружной регионально-национальной системы образования , создание нормативной и правовой базы, реализация реформ всех уровней образования, обеспечивающих ее самодостаточное функционирование в интересах личности, общества и государства.
Механизм реализации Программы
Выполнение Программы осуществляется на основе координационного плана совместных действий комитета образования с районными отделами образования, институтом усовершенствования учителей и с другими комитетами администрации.
I. Содержание проблемы и обоснования необходимости ее решения
программными методами
1. Обновление содержания образования
В дошкольных образовательных учреждениях внедряются образовательные программы: "Радуга" в 46 детских садах, "Развитие" в 3-х, "Содружество", "Шаг за шагом", "Истоки" - в 1-м, "Школа - 2000, 2100" - в 7-ми. Предшкольная подготовка детей ведется по программе "Преемственность". Всего охвачено дошкольным образованием 30% детей от количества детей дошкольного возраста. Возникает проблема подготовки всех детей 6-7 лет к поступлению в школу.
Обновление содержания дошкольного образования осуществляется через внедрение новых учебно-методических комплектов (УМК) "Школа - 2000", "Школа - 2100". Обеспеченность УМК по программам: "Радуга" составляет 61%, "Школа - 2100" - 100%. Остается проблема обеспечения и выбора новых УМК с учетом преемственности с начальной школой. В 14 дошкольных учреждениях ведется раннее обучение английскому языку, разработаны программы по экологическому образованию, изучению бурятского языка, культуры и традиции русского и бурятского народов. Эти содержательные линии продолжаются на первой ступени обучения.
Обновление содержания обеспечивается через вариативность содержания образования на основе сохранения единого образовательного пространства, предоставление образовательных услуг, внедрение концептуально новых учебно-методических комплектов. Учащиеся 1 ступени обучаются по вариативным системам: традиционной - 63,5%, Л.В. Занкова - 35% и Эльконина-Давыдова -1,5%.
В округе полностью завершился переход на программу 4-летней начальной школы. Концептуально новыми учебниками и УМК обеспечены по традиционной - на 85%, Л.В. Занкова - на 93% 1-2-е классы. Для 3-4 занковских классов комплекты не изданы. Основной проблемой перехода на новое содержание начального образования является обеспечение и выбор концептуально новых УМК, внедрение сквозных образовательных программ.
Школы округа работают над созданием условий для обеспечения полноценного образования, удовлетворения образовательных потребностей учащихся. Развиваются школы с экологическим, со спортивно-оздоровительным, художественно-эстетическим, культурологическим и аграрным направлениями. При тенденции сокращения контингента учащихся сельских школ возникает проблема сохранения сети школ путем их оптимизации.
Механизмом развития системы является опытно-экспериментальная и инновационная деятельность. Объектами опытно-экспериментальной деятельности и инноваций являются содержание образования. В округе 2 школы стали федеральными экспериментальными площадками (ФЭП). Анализ инновационной деятельности показывает необходимость создания качественно новых моделей образовательных учреждений, как школы-лаборатории, социально-педагогические комплексы, мини-школы в школе, профильные школы, предуниверсарии.
В школах создаются условия для удовлетворения образовательных потребностей учащихся, разработаны и реализуются многоуровневые образовательные программы - коррекционно-развивающего обучения с охватом 2,8 % учащихся, продвинутого уровня - 10,6% учащихся, профильного обучения - 77,1% учащихся, дополнительные программы по различным спецкурсам и факультативам. Основная проблема - обеспечение соответствующими учебниками и учебно-методическими комплектами.
Реализация задач обновления содержания образования с использованием современных методов, технологий и технических средств требует оснащения школ современными средствами обучения, включая "Интернет-образование" и "Телешколу", и соответствующей подготовки педагогов.
2. Социальное развитие и воспитание детей
Комитетом образования проводится политика по созданию условий, способствующих развитию ребенка в соответствии с его интересами, способностями. Для творческого и интеллектуального развития детей в школах начата работа по активизации исследовательской работы: в рамках всероссийской социальной программы молодежи и школьников ежегодно проводится окружная научно-практическая конференция "Шаг в будущее". Занимаются исследовательской работой более 100 учащихся, в 18 школах созданы научные общества учащихся и учителей. Для развития одаренных детей проводятся традиционные олимпиады школьников по 15 предметам, но победители не имеют возможностей из-за отсутствия финансирования принимать участие в зональных и всероссийских олимпиадах.
Для художественно-эстетического развития в Агинском районе работают детские ансамбли песни и танца "Залуу наhан", "Баяр", в Дульдургинском - районная хореографическая студия, в некоторых образовательных учреждениях созданы художественные студии, работают школьные ансамбли, фольклорные группы и т.д. Проводятся традиционные конкурсы, фестивали, выставки, работают в школах инструментальные ансамбли, сольно-вокальные и т.д., но дети остро испытывают недостаточность оснащения кабинетов музыкальной аппаратурой, зеркалами, инструментами. Поэтому планируется поэтапное оснащение кабинетов музыки, танцевальных залов, студий изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества.
Отмечается увеличение численности детей с ослабленным здоровьем, с нарушениями психического и физического здоровья. По результатам профилактических медицинских осмотров выявлено 5421 больных детей, или 29% от всего контингента школьников (в 1998 году было 27%). В образовательных учреждениях начат мониторинг состояния здоровья школьников. Программой предусмотрено создание валеологических служб, приобретение оборудования для медицинских кабинетов, спортивного оборудования, внедрение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, проведение в комплексе лечебно-профилактической, спортивно-массовой и летней оздоровительной работы.
3. Развитие организационно-экономического механизма
В рыночных условиях одной из основных проблем образовательных учреждений является развитие организационно-экономического механизма. В учреждениях округа наращивание внебюджетного фонда происходит по направлениям: дополнительные платные образовательные услуги, предпринимательская и производственно-хозяйственная деятельность, спонсорские взносы от юридических лиц и организаций, сдача средств основного фонда образовательных учреждений в аренду населению. В целях активизации работы по привлечению внебюджетных средств созданы при общеобразовательных учреждениях Фонды развития. Правовое регулирование финансовых поступлений от предпринимательской и производственной деятельности обеспечивает попечительские советы. Образовательные учреждения вправе использовать дополнительные финансовые средства на функционирование и развитие учреждения. Анализ формирования внебюджетных средств показывает: в 1997 г. заработано 796,7 руб., 1998 году- 1,050 руб., 1999 году. - 670 руб. Финансирование образования остается недостаточным.
4. Управление системой образования
С изменением административно-территориального устройства округа районные отделы образования определены как структурные подразделения комитета образования. В связи с малочисленностью аппаратов при комитете образования созданы отделы, включающие специалистов окружных и районных органов управления образованием: программно-целевого управления образованием и мониторинга качества образования; дошкольного и общего образования и кадровой политики, воспитания и дополнительного образования детей, обеспечения прав граждан на образование и социальной защиты детей, развития организационно-экономического механизма.
Эта структурная перестройка способствовала укреплению взаимосвязи, установлению единых целей и целей и задач, сквозному распределению обязанностей и совершенствованию государственно-общественного и программно-целевого управления.
Вся деятельность государственных и общественных органов была направлена на осуществление государственной и региональной политики в области образования, объединение усилии в решении проблем образования. В целях развития образования в округе осуществляется программно-целевое управление. Реализация целевого управления остается проблемой для руководителей образовательных учреждений.
Окружная система образования имеет необходимую нормативную правовую основу. Для сохранения единого правового пространства системы образования возникает необходимость в своевременном внесении изменений, дополнений и разработке новых нормативных правовых документов.
Внедряются новые формы государственного контроля - регистрация и перерегистрация, лицензирование, аттестация, аккредитация и инспектирование образовательных учреждений. Все образовательные учреждения прошли регистрацию и перерегистрацию, стали юридическими лицами. Комитетом образования выданы лицензии на право ведения образовательной деятельности. Выработана региональная технология аттестации. Создана окружная аттестационная и постоянно действующая аккредитационная комиссия. Завершена аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений. Комитетом образования выданы им свидетельства об аккредитации. Безусловно, новые формы государственного контроля еще не стали действенными в повышении качества образования. Для совершенствования государственного контроля необходимо создание окружной аттестационной службы, совершенствование новых форм контроля в условиях децентрализации управления и расширения самостоятельности образовательных учреждений.
Одним из рычагов повышения качества образования является аттестация работников образования. Увеличивается количество категорированных учителей. Наблюдается тенденция досрочного прохождения аттестации. При аттестации и аккредитации образовательных учреждений обнаружено несоответствие конечных результатов и категории отдельных учителей. Аттестация учителей еще не стала мощным инструментом, с помощью которого обеспечивается высокое качество образования.
Управление качеством образования осуществляли через мониторинг качества образования по 5 показателям: здоровье, развитие, воспитанность, обученность, педагогическая деятельность. Это позволяло выявлять тенденции и закономерности изменения результатов, управлять по результатам. Мониторинг качества образования не основан на научной основе. В условиях повышения ответственности каждого уровня управления расширяются и обновляются функции и подходы к управлению. К ним относятся прогнозирование, рефлексивное, мотивационное, сценарное управление, управление инновационной деятельностью и т.д. В целях повышения профессионального уровня управленческих кадров необходима целевая подготовка руководителей образовательных учреждений и личностно-ориентированное обучение управленческих кадров.
II. Цели и задачи программы
Цели:
- обеспечение целостного развития личности обучающихся и их оптимальной подготовки к новым условиям жизни;
- создание благоприятных условий для развития и воспитания личности;
- развитие фонда внебюджетных средств;
- модернизация управления.
Задачи:
- обеспечение постепенного перехода школ округа на новое содержание образования, достижения высокого уровня научно-методического обеспечения педагогического процесса;
- обеспечение оптимального сочетания вариативного образования при сохранении единого образовательного пространства на территории округа;
- развитие опытно-экспериментальной работы и инновационной деятельности в образовательных учреждениях;
- создание и улучшение условий для развития и воспитания личности;
- создание условий для развития фонда внебюджетных средств;
- развитие государственно-общественного, программно-целевого управления, внедрение системного и процессного подходов в управлении;
- развитие нормативной и правовой базы.
III. Ожидаемые результаты
1. Реализация нового содержания общего образования, обеспечивающего повышение качества образования, информационно-программное и научно-методическое обеспечение содержания образования.
2. Оптимальное сочетание компонентов содержания вариативного образования, сохранение единого образовательного пространства.
3. Развитие сети опытно-экспериментальных и инновационных образовательных учреждений.
4. Расширение условий воспитания и развития детей в соответствии с их интересами и способностями.
5. Укрепление фонда внебюджетных средств.
6. Дальнейшее развитие вариативных подходов к управлению образованием.
7. Функционирование и развитие системы образования в соответствии с законодательством об образовании и государственными нормативами в указанной области.
IV. Финансовое обеспечение программы
Общие финансовые расходы, необходимые для развития системы образования и реализации Программы, рассчитаны исходя из норм законодательства об образовании и мер по обеспечению государственных гарантий участникам образовательного процесса, работникам системы образования.
Средства бюджетного финансирования, выделяемые системе образования, не позволяют полностью финансировать защищенные статьи расходов: заработной платы и не обеспечивают покрытие значительной части затрат на питание, оплату коммунальных услуг, текущее содержание зданий. Средств на развитие учреждений и укрепление учебно-материальной базы в бюджете практически нет.
Годы | Потребность в бюджетных средствах |
Утверждено | % | в т. ч. остальные затраты |
1996 | 106,1 | 52,7 | 49,7 | 15,8 |
1997 | 123,7 | 58,4 | 47,2 | 20 |
1998 | 120,3 | 60,9 | 50,6 | 19,5 |
1999 | 120,8 | 58,3 | 48,3 | 15,3 |
Удельный вес ассигнований на образование в расходной части от окружного бюджета составил: в 1996 г. - 37,9%, в 1997 г. - 34,7%, в 1998 г. - 32,1%, в 1999 г. - 31,9 %. Финансирование учреждений образования составляет от 49,7% до 50,5% от потребности. Для того, чтобы улучшить состояние системы образования, необходимо постепенно обеспечить увеличение ассигнований на ее развитие. При этом финансовое обеспечение образования и мероприятий Программы необходимо осуществлять в 2-х основных направлениях:
- увеличение бюджетного финансирования;
- привлечение в систему образования дополнительных внебюджетных источников финансирования без снижения норм и нормативов, а также абсолютных размеров бюджетного финансирования.
Реализация мероприятий, предусмотренных проектом программы развития образования округа на 2000-2005 годы, планируется осуществить за счет средств бюджета администрации округа.
На реализацию Программы в 2001-2005 годы потребуется 7041,8 тыс. рублей, в том числе дополнительное привлечение внебюджетных средств в объеме 25,8 тысяч рублей по годам соответственно:
Годы | Бюджетные средства |
Внебюджетные средства |
Всего средств |
2001 | 850 | 4,2 | 854,2 |
2002 | 1553,2 | 4,6 | 1557,8 |
2003 | 1537,2 | 5,2 | 1542,4 |
2004 | 1464,0 | 5,6 | 1469,6 |
2005 | 1611,6 | 6,2 | 1617,8 |
всего | 7016 | 25,8 | 7041,8 |
Необходимо отметить, что финансовое обеспечение Программы на ее реализацию будет ежегодно уточняться администрацией округа.
Законом Агинского Бурятского автономного округа от 11 марта 2004 г. N 415-ЗАО в раздел V настоящего Закона внесены изменения
V. Перечень программных мероприятий окружной целевой Программы
"Программа развития образования Агинского Бурятского автономного
округа на 2001-2005 гг."
11 марта 2004 г.
Содержание мероприятий | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | Итого |
1. Обновление содержания образования, в т.ч. |
636,0 | 1183,2 | 1086,2 | 814,0 | 907,0 | 4626,4 |
Развитие окружных экспериментальных площадок |
30,0 | 30,0 | 50,0 | 70,0 | 90,0 | 270,0 |
Обеспечение участия руководителей образовательных учреждений во Всероссийском конкурсе культурно-образовате- льных инициатив "Федеральная экспериментальная площадка" |
31,0 | 35,0 | 35,0 | 40,0 | 40,0 | 181,0 |
Организация региональной выставки образовательных учреждений в рамках Всероссийской международной выставки "Школа 21 века" |
25,0 | 25,0 | 25,0 | 27,0 | 27,0 | 129,0 |
Обеспечение участия инновационных учреждений образования в работе Московской международной выставки "Школа-2000" и "Школа-2001-2005" |
70,0 | 70,0 | 86,0 | 120,0 | 130,0 | 476,0 |
Приобретение кабинета дистанционного обучения, видеодвоек. |
350,0 | 350,0 | 258,8 | 958,8 | ||
Создание медиатек | 91,8 | 50,0 | 50,0 | 50,0 | 241,8 | |
Приобретение компьютеров | 80,0 | 80,0 | 80,0 | 240,0 | ||
Приобретение оборудования для телеуроков |
100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 400,0 | |
Программное обеспечение | 100,0 | 100,0 | 137,0 | 140,0 | 477,0 | |
Выпуск авторских учебников по национально-региональному компоненту |
50,0 | 100,0 | 100,0 | 50,0 | 50,0 | 350,0 |
Приобретение кабинетов: физики; химии; биологии; лингафонных |
201,4 | 201,4 | 220,0 | 280,0 | 902,8 | |
2. Социальное развитие и воспитание детей, в т.ч. |
100,0 | 200,0 | 251,0 | 440,0 | 484,6 | 1475,6 |
Приобретение оборудования для спортивных залов, хореографи- ческих, музыкальных, художест- венных студий |
50,0 | 100,0 | 151,0 | 330,0 | 344,60 | 975,6 |
Обеспечение участия школьников во Всероссийских конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях "Шаг в будущее" |
50,0 | 100,0 | 100,0 | 110,0 | 140,0 | 500,0 |
3. Управление системой образования |
114,0 | 170,0 | 200,0 | 210,0 | 220,0 | 914,0 |
Создание и развитие государственной аттестационной службы |
44,0 | 100,0 | 120,0 | 120,0 | 120,0 | 504,0 |
Подготовка кадров в Российской академии повышения квалификации работников образования |
40,0 | 40,0 | 40,0 | 50,0 | 60,0 | 230,0 |
Приглашение научных кадров для научно-методического обеспечения образовательных учреждений |
30,0 | 30,0 | 40,0 | 40,0 | 40,0 | 180,0 |
4. Укрепление материально- технической базы учреждений образования, в т.ч. Приобретение специализированных автобусов для перевозки школьников Установка системы сигнализации в образовательных учреждениях |
- - |
- - |
- - |
2550,0 1050,0 1500,0 |
3500,0 1500,0 2000,0 |
6050,0 2550,0 3500,0 |
5. Подготовка и проведение эксперимента по введению единого государственного экзамена |
2000,0 | 3000,0 | 5000,0 | |||
Итого | 850,0 | 1553,0 | 1537,2 | 6014,0 | 8111,6 | 18065,8 |
Примечание:
Прилагаются программные мероприятия с текущим финансированием:
Приложение N 1 "Обновление содержания образования"
Приложение N 2 "Социальное развитие и воспитание детей"
Приложение N 3 "Основные направления организационно-экономического механизма"
Приложение N 4 "Управление системой образования"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.